Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)
статья на тему
Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_podhod_v_rabote_s_umstvenno_otstalymi_detmi.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми.
(из опыта работы)
Работая с умственно отсталыми детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
- Одним из таких средств является использование Сказкотерапии.
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил.
Сказкотерапия оказывает эффективный результат в работе с умственно отсталыми детьми.
Наряду с традиционными методиками, можно использовать сказкотерапию в комплексе с релаксацией.
В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в работе.
Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе можно использовать разнообразное построение занятий:
в одном случае это занятие-спектакль, где ребенок - участник спектакля и зритель, в другом он учитель, а в третьем - он ученик.
Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания ребенка с нарушениями познавательных возможностей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лето» начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представь, что сейчас лето. Протяни руки к солнышку, подставь лицо. Тебе тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмись в комочек, покажи, как тебе холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное и эмоциональное напряжение у умственно отсталых детей.
В другом варианте можно использовать психогимнастику.
Это можно рассмотреть на примере занятия "У нас в гостях гномы»
"Ты помнишь сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Ребенок изображает ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.)
Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики можно использовать в оргмоменте - ребенок изображает хитрых, голодных и жадных мышат, показывает как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.
Затем ребенок изображает спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению ребенка, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Таким образом, на занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание ребенка к изучаемому.
- Игровые технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса умственно отсталых школьников с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.
Игры ,используемые на занятиях с детьми:
- Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
- Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
- Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
- Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
- Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
- Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
- Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
- Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
- Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
- Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
3. Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.
Комплекс состоит из трех упражнений:
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.
Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.
Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.
Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.
Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.
Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Методика синквейн, применяемая в работе по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.
Умелое и рациональное использование метода синквейна в работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи, словарный запас у детей увеличивается , речь стает богаче , ярче , ребенок не боиться высказывать свои мысли вслух.
Лексическая тема «Овощи»
1.Помидор
2.Круглый, красный
3.Растёт, катится, зреет
4.Помидор-это полезный овощ.
5.Огород.
Лексическая тема «Игрушки»
1.Кубик
2.Цветной,пластмассовый
3.Стоит,падает, лежит
4.Кубик-игрушка для малышей
5.Постройка
Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с умственно отсталыми детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками и из ладошек;
- рисование печатками и различными предметами;
- рисование восковыми мелками и свечой;
- печать по трафарету;
- набрызг;
- рисование мятой бумагой;
- рисование пластилином;
- аппликация из бумажных шариков;
- рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
- кляксография с трубочкой
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
- Особое внимание уделяю песочной терапии. Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой) в индивидуальной работе с умственно отсталыми школьниками. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощаются, они не боятся неправильно написать ,нарисовать(ведь на песке можно легко все исправить) .В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки , придумывают рассказы.
- Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения речи, а в частности, дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...
Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
В предложенной статье описаны педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми....
Значение курса «Pазвитие психомоторики и сенсорных процессов» для воспитания личности умственно отсталого школьника (из опыта работы).
В статье раскрываются подходы к сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней р...
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»
Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...
Применение средств танцевальной терапии в работе с умственно отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)
Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самым распространенным и тяжелым дефектом развития. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с интеллектуальной недостаточнос...