Урок-викторина в 4 классе по учебнику "Финансовая грамотность". Тема занятия: «Как появились деньги?».
план-конспект занятия (4 класс)
«Програмно- методические разработки по учебнику «Финансовая грамотность». Урок-викторина в 4 классе по первому модулю «Как появились деньги и какими они бывают?». Тема занятия: «Как появились деньги?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_viktorina.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина в 4 классе по модулю:
«Как появились деньги и какими они бывают?».
Тема занятия: «Как появились деньги?»
Ход мероприятия.
1.Мотивация учащихся на достижение цели.
- Ребята, проверим готовность к уроку. Класс разделён на 3 команды. У каждой команды на столе лист урока, на котором вы будете выполнять задания.
2. Актуализация знаний.
Сценка. Заранее подготовленные учащиеся читают и инсценируют сказку С.Михалкова «Как старик корову продавал». (На доске, в течении всего урока появляются экономические термины).
- Ребята, о чём это произведение? (Ответы детей: о продаже товара).
- Где происходило событие? (На рынке).
- Чем занимался на рынке старик? (Продавал корову).
- Кем был на рынке мужик? (Покупателем).
- Кем оказалась корова на рынке? (Товаром).
- Кем был на рынке парень? (Рекламным агентом- промоутером).
(На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама и т.д.)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О торговле, о деньгах и т.д.)
-Ребята, сегодня мы проведём урок-викторину по темам, которые изучили в 1 модуле «Как появились деньги? Какими они бывают». За каждое правильно выполненное задание команда будет получать баллы. По итогу занятия мы подсчитаем количество полученных балов и определим победителя.
3.Открытие нового знания.
-Каждый день вы слышите по радио и телевидению, дома и в школе слова: «деньги», «монета», «купюра».
- Что они обозначают? (Ответы учащихся каждой команды).
- Откуда берутся деньги? (Ответы учащихся каждой команды).
- Какова для вас цена денег? (Они помогают приобрести желаемы товар или услугу).
- Как можно вам, применив свои способности, талант, заработать деньги? (Продажа газет, мытьё машин, сбор овощей и фруктов, и т.д.)
- Какие полезные навыки вы бы приобрели, продавая газеты, подрабатывая мытьём машин? (Ценить своё время и заработок, учиться экономить).
4.Применение полученных знаний на практике.
-Итак, начнём.
1 конкурс «Интересные факты о деньгах»
-Некоторые ребята получили домашнее задание - подготовить небольшое сообщение о истории возникновения первых денег.
1 команда:
1-й ученик: Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Землепашцы меняли зерно на овец. Охотники меняли мясо на одежду и зерно. Рыбаки меняли рыбу на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.
2-й ученик: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки. На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
2 команда:
1-й ученик: Что обозначает слово «монета»? Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.
2-й ученик: Слово «деньги» в древнерусском языке с конца XIV века употреблялось и в единственном числе – деньга. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
3 команда:
1-ученик: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны. Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.
2-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. Поэтом у гривну приходилось в прямом смысле «рубить» или «отрубать» часть. Так появилось древнее – рубь – край, грань то есть рубль. При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, риал, марка, рубль и т.д.
- Спасибо командам за выступление. Каждая команда получает за сообщение по 2 балла.
- А мы с вами проверим, на сколько вы были внимательны на уроках и, когда слушали выступления своих товарищей.
2 конкур «Блиц опрос»
- Каждая команда отвечает на 2 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги- скот, лён, шкурки ценных пушных зверей).
2. Чем неудобны были товарные деньги? (Могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, дать сдачу и т.д.)
3.Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет).
4.Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались).
5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими - монетами и бумажными - купюрами).
6.Что такое «евро»? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
3 конкурс «Загадки»
-Команды по очереди разгадывают загадки и получают по 1 баллу.
1. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужна.
(Деньги)
2. Кругло,
Мало,
Всякому мило.
(Монета)
3. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
1. Обычно из кожи
Шьют этот предмет.
То есть в нем монеты,
То их уже нет.
(Кошелёк)
2. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
3. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
1. Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.
(Менеджер.)
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
4 конкурс «Разгадай шифр»
-Каждая команда получила карточку. Разгадай шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике.
1.СИПЕНЯ (пенсия)
2. ЛАКМЕРА (реклама)
1. ПАРТАЛАЗ (зарплата)
2. ОВОДРОГ (договор)
1. КАНОЭКОМИ (экономика)
2. ОТРАВ (товар)
5 конкурс «Дорого или дёшево?»
- Все команды получают одинаковое задание. Нужно соединить выражения со словами «дорого», «дёшево». За каждое правильно составленное выражение команда получает по 1 баллу.
Выражения: На вес золота, За бесценок, По божеской цене, Не подступиться, Задаром, Цена кусается, Не по карману, По сходной цене, Влетит в копеечку, За гроши.
6 конкурс «Мудрость народная»
-Нужно собрать пословицы. За каждую пословицу по 1 баллу.
Деньги легче прожить, чем нажить.
Кто баклуши бьёт - добра не наживёт.
Честность - лучшее богатство.
Раз ты бездельник - сиди без денег.
Деньги не то, что заработано, а то, что, с умом потрачено.
Лениться да гулять - добра не знать.
Не сиди на печи - будешь есть калачи.
Денег наживёшь - без нужды проживёшь.
Считай деньги в своем кармане!
5. Итог урока
- Подведём итог. (Подсчёт баллов, награждение победителей и призёров).
- Ребята, на доске в течении урока появлялись экономические термины. Они составят наш «Финансовый словарик». Этот словарик будет пополняться новыми словами на следующих уроках. (На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама, бартер, монеты, купюры, бухгалтер, менеджер, пенсия, зарплата, договор).
6. Рефлексия.
- Ребята, какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии? Что нового узнали?
- Что было трудным? А какие задания показались лёгкими?
- С каким заданием вы не справились бы, если бы не оказали друг другу помощь и не смогли бы договориться?
- Ну что ж, вот и закончилась наша викторина. Но впереди нас ждет еще много финансовых свершений и открытий! До новых встреч!
Раздаточный материал:
Приложение № 1
1).Слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама, промоутер, бартер, монета,
2).Карточки для конкурса «Разгадай шифр»
1.СИПЕНЯ
2. ЛАКМЕРА
1. ПАРТАЛАЗ
2. ОВОДРОГ
1. КАНОЭКОМИ
2. ОТРАВ
3).Карточки для конкурса «Дорого или дёшево?»
ДОРОГО ДЁШЕВО
На вес золота
За бесценок
По божеской цене
Не подступиться
Задаром
Цена кусается
Не по карману
По сходной цене
Влетит в копеечку
За гроши
4). Карточки для конкурса «Мудрость народная»
Деньги легче прожить, чем нажить.
Кто баклуши бьёт - добра не наживёт.
Честность - лучшее богатство.
Раз ты бездельник - сиди без денег.
Деньги не то, что заработано, а то, что, с умом потрачено.
Лениться да гулять - добра не знать.
Не сиди на печи - будешь есть калачи.
Денег наживёшь - без нужды проживёшь.
Считай деньги в своем кармане!
Приложение № 2
1).Сообщения для конкурса «Интересные факты о деньгах»
1 команда:
1-й ученик: Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Землепашцы меняли зерно на овец. Охотники меняли мясо на одежду и зерно. Рыбаки меняли рыбу на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.
2-й ученик: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки. На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
2 команда:
1-й ученик: Что обозначает слово «монета»? Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.
2-й ученик: Слово «деньги» в древнерусском языке с конца XIV века употреблялось и в единственном числе – деньга. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
3 команда:
1-ученик: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны. Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.
2-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. Поэтом у гривну приходилось в прямом смысле «рубить» или «отрубать» часть. Так появилось древнее – рубь – край, грань то есть рубль. При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, риал, марка, рубль и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина в 3 классе на тему "В царстве Морфологии"
Предлагаю разработку урока русского языка в 3 классе. Урок проводится в форме путешествия в страну "Морфологию". Команды участвуют в соревн...
Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.
Цель урока: закрепить знания учащихся о группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...
Методическая разработка занятия в ГПД 4 класса Лобачевой Лилианы Михайловны. Тема занятия: Такие разные птицы.
Цель занятия: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделит на группы.Задачи:Образовательная: расширить знани...
Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственные представления.
Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственн...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
урок-викторина в 1 классе по теме "И в шутку, и всерьёз"
Презентация...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...