Методическая разработка занятия в ГПД 4 класса Лобачевой Лилианы Михайловны. Тема занятия: Такие разные птицы.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Цель занятия: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделит на группы.

Задачи:

Образовательная:  расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности  жизнедеятельности птиц разных  групп: птицы водоплавающие, наземные бегающие, околоводные,  хищные,  древесные лесные); познакомить с райскими птицами;

показать  разнообразие образа жизни птиц, формировать умение выделять существенные признаки природных объектов,  исследовать предметы природы, совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Развивающая:  развивать способность наблюдать, делать выводы, обосновывать принадлежность видов птиц к той или иной группе, определять их роль в природных сообществах;

 развивать познавательный интерес, фантазию, устную речь,  логическое  мышление, слуховое и зрительное внимание, память;

обогащать словарный запас.

Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающей среды; продолжить формирование навыков  работы в группах, парах, самостоятельно; формировать экологическое мышление и культуру.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatie_na_sayt.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня

4 класса  Лобачевой Лилианы Михайловны

Тема занятия: Такие  разные птицы.

Цель: систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделить на группы.

Задачи:

Образовательная:  расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности  жизнедеятельности птиц разных  групп: птицы водоплавающие, наземные бегающие, околоводные,  хищные,  древесные лесные); познакомить с райскими птицами;

показать  разнообразие образа жизни птиц, формировать умение выделять существенные признаки природных объектов,  исследовать предметы природы, совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Развивающая:  развивать способность наблюдать, делать выводы, обосновывать принадлежность видов птиц к той или иной группе, определять их роль в природных сообществах;

 развивать познавательный интерес, фантазию, устную речь,  логическое  мышление, слуховое и зрительное внимание, память;

обогащать словарный запас.

Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающей среды; продолжить формирование навыков  работы в группах, парах, самостоятельно; формировать экологическое мышление и культуру.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Проводить наблюдение и выделять отличительные признаки каждой группы птиц.

Познавательные:

Уметь работать с информацией: извлекать информацию из иллюстраций, фотографий, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов природы. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Находить ответы на вопросы в иллюстрациях, фотографиях, текстах.

 Личностные:

Развиваем умения  высказывать своё отношение к объектам природы, выражать свои эмоции. Оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности.

Регулятивные:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом презентации. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Развиваем  умение слушать и понимать речь других людей.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группе.

  1.  Организационный момент.

  1.  Актуализация знаний и постановка проблемы.

Снится ночью комару чудо-юдо   на  суку. Длинный нос и два крыла

Прилетит – плохи дела. А кого комар боится? Угадали? Это….. (птица)

О ком будем говорить?   О птицах.   О каких-то конкретных или обо всех птицах сразу?

 А  можно говорить обо всех птицах сразу?  Тему мы сформулируем более точно. А сейчас вспомним то, что уже знаем.

Колибри имеет тонкий клюв-хоботок, которым питается цветочным нектаром.

Это значит, что колибри бабочка?

Птицы это животные, которые умеют летать.  Значит летучая мышь птица?

Пингвин летает?  Нет, он плавает.  Значит он рыба?  У пингвина плавники вместо крыльев и ласты вместо ног.

Все птицы вьют гнёзда?

Способность вить гнездо является отличительной способностью птиц?

Проблемный вопрос: Может ли животное быть птицей, если оно не умеет летать, петь, вить гнездо?   Можно назвать птицей животное, которое умеет плавать, нырять, быстро бегает?

После просмотра слайдов мы можем сформулировать тему более точно.

Что общего у этих птиц? В чём различие?

Способность летать является отличительной способностью птиц?

Загадки: У нее глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает, спит на дереве лишь днем.       (Сова)

Скажите  мне  какой чудак и днём и ночью  носит фрак?  (Пингвин)

Одежда белая, а ножки обуты в красные сапожки,

Из моды выйдут  –  вот беда, ему не снять их никогда.    (Гусь)

Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко, значит, дождик где-то близко. (Ласточка)

Все ли птицы летают?  Поют?

Какие способы передвижения птиц?

Сколько ног у птиц? (две)  Вместо передних ног у птиц – крылья.

Вывод:  Птицы - двуногие животные, покрытые перьями. Вместо передних ног у птиц – крылья. 

Проблемный вопрос: Что можно сделать, чтобы разговаривать обо всех птицах одновременно?

Птицы очень разные, и чтобы нам было удобнее о них говорить, что мы можем сделать? Разделить птиц на группы.   «Такие разные птицы. Группы птиц»

План:

  1. Отгадать загадки, проанализировать отгадки
  2. Наблюдать объекты живой и неживой природы, делать выводы
  3. Сравнивать объекты живой природы
  4. Выделять существенные признаки
  5. Разделить птиц на группы

А это значит, что птиц много и по различным признакам они образуют группы, которые живут в определенном месте окружающей среды.

Что же мы сегодня должны узнать?  (Деление птиц на группы, характерные признаки разных  групп). 

Тема занятия: разные  группы птиц. Такие разные птицы.

После презентации про птиц вопросы:

Что общего у этих птиц и чем они различаются?

  1. Совместное открытие новых знаний.

Цель: выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделить на группы.

Поиск решения: 

На какие группы можно разделить птиц в зависимости от образа жизни, строения ног, крыльев ?

А какие главные отличия вы бы выделили у них? (Бегают, плавают, летают)

Назовите  к какому виду они относятся по способу передвижения

Группы птиц по типу передвижения: летающих, плавающих и бегающих птиц.

По типу питания: хищные птицы.

В процессе эволюции птицы приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию птиц. В зависимости от строения и особенностей жизнедеятельности   на какие группы  мы можем разделить птиц?

1. Нелетающие бегающие птицы.   Выводковый тип развития птенцов. Эму 31 км в час.

2. Водоплавающие птицы умеют плавать, другие птицы этого не умеют.  Выводковый тип

Летающие птицы:

3. Околоводные летающие      Кто запомнил названия?

4. Лесные древесные  (прыгают, лазают, сильно развиты зажимные приспособления)

5. Хищные летающие: ночные и дневные.    Кто запомнил названия?

Существует два типа развития птенцов: выводковый тип развития и гнездовой.

4.  Физкультминутка.

1. Все птицы умеют летать.    Нет

2. Птицы не умеют говорить.  Нет

3. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.   Да

 4. Летучая мышь – это птица. Нет

5. Все птицы не умеют быстро бегать. Нет

6. Страус и пингвин – это птицы, которые не умеют летать.  Да

7. Все птицы умеют петь.     Курица красиво поёт?  Нет

8. Индюк и курица – это домашние птицы.  Да

Какую пользу приносят птицы?

Сейчас вы отгадаете название  птиц,   с которыми мы сегодня познакомимся.

5  Планирование деятельности

Давайте составим план изучения райских птиц.

  1. Место обитания
  2. Какой образ жизни ведут, чем питаются.
  3. Какой тип развития птенцов
  4. Какой способ передвижения
  5. К какой группе можно отнести райских птиц

Живут эти птицы на острове Новая Гвинея и прилежащих островах, в Австралии их меньше.Смотрим места их обитания.   А вы активизируете свою фантазию и   представите   как выглядят птицы с таким названием. Почему их так назвали?  Презентация  про  райских птиц.

5    Самостоятельное применение знаний.

После презентации про райских птиц задания по группам.

Райские птицы оказались такими,  какими вы их представляли?

Где будете искать названия неизвестных вам птиц, особенности их жизни?

Какие звуки могут издавать птицы?  Крякать, чирикать, щебетать, кукарекать.

Какая группа птиц самая многочисленная?

Почему люди ловили райских птиц? Как их использовали? Что можно сделать из перьев?

Почему самки птиц выглядят не так ярко и нарядно как самцы?

Какие типы развития птенцов вы знаете?

Какую пользу приносят птицы природе?

Место обитания райских птиц?

Какой образ жизни ведут, чем питаются?

Какой способ передвижения?

Какой тип развития птенцов?

К какой группе можно отнести райских птиц?

Каких домашних птиц вы знаете? К какой группе их можно отнести?

  1. Итог:

 Какой вопрос мы сегодня обсуждали?  Что выяснили?  Мы  достигли цели,  которая стояла перед нами? Почему мы должны любить и беречь птиц?

7    Рефлексия.

Давайте закончим наше занятие фразамикоторые начинаются словами…Сегодня на занятии я  запомнил… повторил…узнал…удивился. Мне было сложно…. легко…

интересно… Мне хочется узнать больше о…….  Эти знания мне пригодятся…..

Первым  европейцем, узнавшим  о существовании райских птиц был известный путешественник Магеллан, получивший их в подарок от султана Молуккских островов. Многие люди стали стремиться приобрести райских птиц как украшение. Торговцы придумывали легенды о лечебной силе и фантастических особенностях райских птиц, что они  всю жизнь проводят в полёте,  «в небе», чтобы убедить покупателей, что птицы никогда не садятся на деревья, им отрубали ноги.  Какое чувство у вас возникло, когда вы это услышали?

Это лесные птицы, некоторые виды обитают только в высокогорных лесах. Певчие птицы, гнёзда расположены на деревьях.  Только королевская райская птица устраивает гнездо в дупле. В кладке 1-2 яйца. Во время тока на вершине дерева, имеющего мало листьев,  собираются сразу  20-30  самцов и демонстрируют красоту своего оперения, принимая всевозможные позы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня по теме "Поможем птицам зимой".

Данная методическая разработка поможет воспитателю познакомить детей 1-2 класса с зимующими птицами. В результате групповой работы ребята обсудят и выберут, пользуясь определёнными критериями, из пред...

Методическая разработка занятия кружка "Клуб любителей книги" на тему "Книжкин санаторий"

Ребята- активные читатели. с радостью и интересом приходят они в библиотеку, Интересуются литературой по различным направлениям, справочниками и художественными книгами, с удовольствием читают журналы...

Методическая разработка занятия для учащихся 2 класса по теме : «Загадочное путешествие по Стране «Арифметики» («Обобщение изученного по теме «Что узнали. Чему научились»).

Аннотация       Проведение открытого урока в форме путешествия способствует сохранению эмоционального благополучия учащихся, проявления у них инициативы, помогает формировать ...