Исследовательская работа
проект (4 класс)

Бондаренко Елена Александровна

Нам часто кажется, что загрязнение окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дома - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего нас мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.

Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.

Цель исследования: рассмотреть жилой дом как замкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Задачи:

- рассмотреть влияние микроклимата в жилище человек на состояние его здоровья;

- определить источник электромагнитного излучения в  комнатах;

- определить качество питьевой воды;

        Моя исследовательская работа имеет значимость, как на уровне школы, так и социума. Учащиеся, располагая определёнными знаниями, могут применить их на практике.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zhilishcha.docx852.29 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция младших школьников

«Первое открытие» Петровского городского округа

Секция: экология и окружающий мир

Название работы: «Экология жилища»

Автор работы: Гусев Данил

Место выполнения работы:

с. Константиновское, МКОУ СОШ№11, 4Б класс

Руководитель: Бондаренко Елена Александровна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ №11,

высшая категория

       

Светлоград, 2022

Содержание

I. Введение …………………………………………………………             2

II. Основная часть……………………………………………………..        3

   Общий обзор темы «Экология жилища»………………………             3

   Исследования, проведённые в своём доме………………………          4

  1. Определение оптимальных параметров жилых комнат дома.          4
  2. Оценка внутренней отделки отдельных помещений …………        5
  3. Изучение естественной освещённости дома………………..      .     5
  4. Оценка параметров микроклимата дома ……………………..          5
  5. Оценка качества воздуха в доме ………………………………         6
  6. Исследование электромагнитного излучения в доме ……….           7
  7. Исследование качества питьевой воды в доме ………………           7

Выводы и рекомендации……………………………………………… .      8

 III. Заключение ………………………………………………………         9

Литература……………………………………………………………….    10

Приложение………………………………………………………..              11

           I.  Введение

Нам часто кажется, что загрязнение окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дома - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего нас мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух; продукты неполного сгорания газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения; бытовая химия и средства гигиены; комнатные растения; санитарные нормы проживания (количество людей и домашних животных); электромагнитное загрязнение.

Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.

Цель исследования: рассмотреть жилой дом как замкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Задачи:

- рассмотреть влияние микроклимата в жилище человек на состояние его здоровья;

- определить источник электромагнитного излучения в  комнатах;

- определить качество питьевой воды;

        Моя исследовательская работа имеет значимость, как на уровне школы, так и социума. Учащиеся, располагая определёнными знаниями, могут применить их на практике.            

Теоретическая значимость работы заключается  в изучении        специальной литературы с целью подбора методов для определения показателей качества жилищных условий.

Практическая значимость заключается в адресных рекомендациях по улучшению жилищно-бытовых условий дома, обеспечения качества воздуха в ней.

Объект исследования: объектом экологического исследования выбран 3-х комнатный дом, состоящая из двух жилых комнат: зал, две спальня и вспомогательных помещений: кухня, прихожая.

      Методы исследования:

  1. Поисковый
  2. Практическая работа
  3. Анкетирование

Гипотеза: если экологическое состояние дома не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, то проживание в таком доме ведёт к ухудшению здоровья людей.

II. Основная часть

 Общий обзор темы «Экология жилища»

  Экосистема– совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ, движимый однонаправленным потоком энергии. Дом можно назвать экосистемой, так как она представляет собой совокупность организмов и неорганических компонентов, в ней поддерживаются круговорот веществ и превращения энергии, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов извне. Внутренняя планировка дома должна обеспечивать благоприятные условия для жизнедеятельности, и прежде всего достаточную звукоизоляцию и инсоляцию комнат, возможность сквозного проветривания.

Микроклимат жилых помещений.        По степени его влияния  на тепловой баланс человека микроклимат жилых помещений подразделяется на комфортный, или нейтральный, и  дискомфортный  – нагревающий  охлаждающий. Пребывание в условиях дискомфортного климата, в зависимости от степени этого дискомфорта, возраста человека и ряда других факторов, может привести к возникновению острой или хронической  формы тепловой патологии.

Влияние нагревающего микроклимата на организм  человека.         При остром воздействии перегрева может возникнуть острая гипертермия, гиперпиретическая и судорожная формы этой патологии. Острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38о–40оС, усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в минуту и более), учащением дыхания, головокружением, нарушением зрительного восприятия.

Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека.

Острая гипотермия возможна при температуре воздуха ниже 0 С, но может быть и при более высокой температуре в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха.     Важнейшая роль микроклимата в жизнедеятельности человека заключается в сохранении температурного гомеостата организма. Также важное значение при оценке микроклимата и жилых помещений отводится скорости движения и и относительной влажности воздуха. Относительная  влажность воздуха 40 – 60 %.

Воздействие электромагнитного излучения на человека. Некоторые бытовые электроприборы создают вредные для человека магнитные поля. Электромагнитное поле – это особая форма материи. В зависимости от интенсивности облучения, длины волн, времени облучения, площади облучаемой поверхности, анатомического строения органа или ткани, глубины проникновения излучения, величины поглощённой энергии возможно термическое и нетермическое действие излучения. В связи с этим больше страдают органы, содержащие большое количество жидкости и со слаборазвитой сосудистой сетью. К их числу следует отнести хрусталик, стекловидное тело глаза, паринхиматозные органы (печень, поджелудочная железа), полые органы, содержащие жидкость (мочевой и желчные пузыри, желудок).

Влияние персонального компьютера. Многие пользователи полагают, что главная опасность, которая исходит от монитора ПК – это рентгеновское излучение. В действительности уровни рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, как правило, не превышают биологически опасный предел. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 20 Гц – 300 МГц и статический электрический заряд на экране. В России существует стандарт (ГОСТ 27954)на видеомониторы персональных ЭВМ. Требования этого стандарта обязательны для любого монитора, продаваемого в РФ. Также рекомендуется наличие на экранах мониторов антистатического покрытия, которое препятствует возникновению на поверхности экрана электростатического заряда, притягивающего пыль и неблагоприятно влияющего на здоровье пользователя.

Мои исследования.

После изучения теоретического материала по теме «Экология жилища» я решил  провести анкетирование по данному вопросу среди учащихся 4 класса нашей школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, экология жилища нужна для понимания человеком?
  2. Как вы считаете, зависит ли ваше здоровье и здоровье ваших близких проживающих в одном доме, от экологии вашего дома?
  3. Есть ли у вас в доме комнатные растения?
  4. Как вы оцениваете ваш уровень экологических знаний?

А)Высокий;    Б) Средний;    В)Низкий

Результаты анкетирования (приложение 1) показали, что большинство моих сверстников заинтересованы в экологической безопасности своего дома.

Проведение экологического исследования дома.

1.Определение оптимальных параметров жилых комнат дома.

а) исследуемая территория состоит из 3-х жилых комнат: зал (гостиная), 2 спальня.

б) в доме есть вспомогательные  помещения: прихожая, кухня.

в) в доме проживает 4 человека. Жилая площадь составляет 90 м2. Высчитываем площадь на 1 человека, 90 м2 : 3= 30,0м2.  Высота помещения – 2,7 м (оптимальными размерами считаются 17,5 м2 жилой площади, высота помещения не менее 3м).

г) окна в жилых комнатах имеют ориентацию: зал – 2 окна (на юг), 1 спальня – 1 окно (на север),  2 спальня 1-окно ( на юг),  кухня – 2 окно (на восток), по требованиям, все жилые комнаты ориентируются на юг, а вспомогательные на север. Строительные нормы и правила (СНиП) допускают ориентирование на неблагоприятные стороны горизонта не более одной  комнаты  в 3-х комнатных квартирах и домах.

Вывод: жилая площадь дома соответствует  оптимальным размерам, а расположение окон не совсем соответствует требованиям, окна одной спальни ориентированы на север.

2.Оценка внутренней отделки помещения.

Материалы, использованные при строительстве и отделочных работах в нашем доме

Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Стекло        

Экологически чистый материал

Краска масляная

Токсическое воздействие тяжёлых металлов и органических растворителей

Древесноволокнистые плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

Монтажная пена

Воздействие токсических веществ

Пластик

Содержит тяжёлые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека

Бетон

Источник радиации

Виниловые обои с моющимся покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания

Вывод: Большая часть материалов, используемых при отделочных работах в нашем доме не соответствует требованиям и содержит токсические и вредные вещества, которые могут привести к ухудшению нашего состояния здоровья.

3.Изучение естественной освещённости дома.

Оборудование: рулетка.

В ы п о л н е н и е     р а б о т ы:

1. С помощью рулетки измерил высоту и ширину окон.

2. Рассчитал общую площадь окон.

3. Рассчитал площадь застеклённой части окон ( 10% общей поверхности окон приходится на переплёты).

4. Измерив длину и ширину комнаты, рассчитал  площадь пола.

5. Подсчитал световой коэффициент (СК) по формуле: СК = S0  S, где S – площадь застеленной части окон; S – площадь пола.

6.Определил коэффициент заглубления, то есть отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) комнаты. Результаты внес в таблицу.(приложение 2)

Вывод: Наиболее оптимальные условия освещённости на кухне и в гостиной, а наименее освещена моя комната, поэтому там используем кроме светильника  настольную лампу.

4.Оценка параметров микроклимата квартиры.

Оборудование: термометр, вата, смоченная в воде, психометрическая таблица

В ы п о л н е н и е    р а б о т ы:

1) Снял показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстояние 0,2 м от наружной стены, в центре комнаты и на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливала на 15 минут  в каждой точке.

2) Вычислил среднюю температуру воздуха в комнате.

3) Результаты занес в таблицу.(Приложение 3)

4).Основание термометра обвернул ватой, смоченной в воде, и опять измерил температуру в трёх точках комнаты. Затем вычислил среднюю температуру.

5). По психометрической таблице, используя показания сухого и влажного термометров, вычислил относительную влажность.

6).Данные занес в таблицу. (Приложение 4)

7). Сделал вывод о соответствии полученных результатов санитарно- гигиеническим нормам

Вывод: по показателям температуры полученные результаты в холодный период выше нормы (нужно отрегулировать отопление); по показателям относительной влажности полученные результаты больше санитарно-гигиенических норм

5.Оценка качества воздуха.

Давая оценку качества воздуха в доме, я отмечаю, что источником загрязнения воздуха могут быть:

- бытовая пыль, особенно много её скапливается в спальне (под диваном, кроватью, на мебели), на книгах и коврах;

- ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесно-стружечные плиты (из них сделана мебель);

- полимерные строительные и отделочные материалы;

-  не до конца сгоревший газ в газовой и плите;

- ворс, падающий с постельного, нательного белья и верхней одежды в процессе износа;

- поролон в креслах и диванах, который разрушается и выделяет в воздух мельчайшие частицы.

- испарения от  предметов бытовой химии и средств гигиены

- влияние живых организмов (беспозвоночных и позвоночных) на жизнедеятельность человека в своей квартире.

Выполнение работы:

1).Собрал пыль с разных поверхностей квартиры (с мебели, книг, ковровых дорожек, под диваном) и проследил за частотой ее появления;

Выводы: максимальное количество пыли оседает в доме на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах (под диваном). Частицы пыли могут глубоко проникать в лёгочную систему и при длительном контакте вызывать хронические воспалительные заболевания дыхательных путей (трахеиты, бронхиты, бронхиальную астму) и лёгких (бронхопневмонии). Необходимо чаще и тщательнее делать влажную уборку и пылесосить в нашем доме.

6.Исследование электромагнитного излучения в доме.

Я провел визуальное исследование в доме и обнаружил, что электромагнитное излучение производят следующие приборы: СВЧ-печь, компьютер, телевизор, холодильник, сотовые телефоны (4 шт.), стиральная машина, утюг, фен, мультиварка.

Выводы: время пользования этими приборами нужно сократить до минимума. Не садиться близко к экрану телевизора или компьютера. Не оставлять сотовый телефон у изголовья кровати.

7.Исследования качества питьевой воды:

Методы исследования: физическое изучение.

а) Цвет воды.

Оборудование: мерный цилиндр.

Цвет воды определяется содержащимся в ней  общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет влияют соли железа и кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желто- бурый, коричневые цвета.

б) Прозрачность воды.

Оборудование: мерный цилиндр, газета с текстом, исследуемая вода

Мерный цилиндр со стеклянным дном наполнилаводой до верхней отметки, поставила на печатный текст газеты, посмотрела на текст газеты сквозь толщу воды. В зависимости от видимого текста газеты прозрачность воды можно оценить как:

- прозрачная;

-слегка замутненная;

-мутная;

-очень мутная.

в) Мутность воды, то есть определение в ней разных частиц.

Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба, исследуемая вода.

Вода  размешивается в цилиндре стеклянной палочкой и выливается на небольшую часть фильтра. После  полного прохождения воды через фильтр, отмечаю, что осталось на фильтре: песок, мелкие механические частицы и др.

г) Запах воды

Он, как правило, связан с деятельностью водных организмов (как живых, так и мертвых), с влиянием почвы и донного грунта

Оборудование: пробирка с пробкой.

Воду налил в пробирку чуть больше половины, закрыл пробкой, энергично взболтал, сразу понюхал. Запаха может не быть, или он слабо ощутим, может быть также болотный, землистый, рыбный, огуречный, аммиачный и др. По интенсивности может быть сильным отчетливым, слабым, очень слабым. Для питьевой воды допустим слабый и очень слабый запах, лучше, если запах не ощутим.

Выводы: результаты исследования качества воды: цвет бесцветный вода прозрачная; мутность не отмечена; запах отсутствует. Вода в неплохого качества и пригодна для питья.

Общие выводы:

На основе проведённых исследований можно сделать ряд выводов:

1)     Параметры жилых комнат дома: площадь жилья на 1 человека, высота жилых комнат соответствует нормам, а естественная освещенность квартиры, температура воздуха, ориентация окон в комнатах приближены к санитарно-гигиеническим  нормам.

2)     Строительные материалы, которые использованы для отделки дома, являются источником канцерогенных веществ (стирол, формальдегид, тяжёлые металлы).

3) Вода относительно чистая, её можно использовать для приготовления пищи. В нашей семье, для очистки воды, не используется фильтр .

Рекомендации:

- Влияние вредных экологически факторов в наших домах не только нужно, но и можно снижать! Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в наших квартирах остаётся периодическое проветривание.  Надо чаще проветривать дом, чтобы улетучивались вредные газы, «пылесосить» ковры и паласы, делать влажную уборку, уменьшая количество пыли, на частичках которой задерживаются вредные вещества, на кухне установить вытяжку.

    -  Использовать фильтры для очистки воды

    -  Надо приобретать мебель, предметы быта и материалы для ремонта с учётом их экологических качеств.

   -  Необходимо стремиться сократить число источников загрязнения, в том числе, по возможности, максимально отказаться от асбестосодержащих материалов, древесностружечных плит.

    -  Не злоупотреблять лакокрасочными покрытиями; соблюдать правила эксплуатации газовых и печных отопительных приборов.

- Вместо моющих и чистящих химических препаратов использовать безопасные и экологически чистые средства

    -   Разумно использовать бытовую технику и электрическую аппаратуру.

    - Дешёвый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают  углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

  Эти рекомендации составлены мной на основе проведённых исследований и наблюдений.

III. Заключение.

Рассмотрев влияние различных экологических факторов на состояние экосистемы нашего дома, я отмечаю следующее: на экосистему дома и здоровье членов семьи влияют климатические показатели (температура, влажность воздуха), бытовая пыль, электромагнитное излучение. Не всё благополучно и с вопросом качества используемой питьевой воды. Лишь растения, являясь необходимым и обязательным компонентом любой экосистемы, в том числе и искусственной, каковой является дома, скрашивают и облегчают существование в ней человека.

Но влияние вредных экологических факторов в наших домах и квартирах не только нужно, но и можно снижать! При соблюдении весьма несложных требований, наше жильё станет более здоровым, безопасным, комфортным, т.е. экологически чистым.

Литература

1. Высоцкая М.В. – Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2008

      2. Высоцкая М.В. - Экология. Элективные курсы. 9класс. Волгоград: Учитель,2007.

     3.   Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М.: Прогресс, 1993

    4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России М.:Устойчивый мир, 2000

     5. Сафаров М.Г., Сафарова В.Г. Экология жилища. – ж. «Биология в школе» № 5, № 7 – 2006 г.

     6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2006 г.

Приложение 1.

Результаты анкетирования

Приложение  2 Определение светового коэффицента

Помещения

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Результат

Санитарно-гиггигиеническая

норма

Результат

Санитарно-

гигиеническая

 норма

Зал

0,2

0,25 – 0,16

0,2

0,5

Моя

комната

0,13

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Спальня

0,2

0,25 – 0,16

0,2

0,5

Кухня

0,37

0,25 – 0,16

0,4

0,5

Приложение 3

Период года

Температура, оС

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Лето

21о -22о

20о– 22о,

23о– 25о

Зима

23о-25о

18о – 22о

Приложение 4

Период года

Относительная влажность в %

Полученный результат

Санитарно-гигиеническая норма

Лето

61

40-60

Зима

69

65

C:\Users\Елена\Downloads\1647584629117.jpgC:\Users\Елена\Downloads\1647584858845.jpg

C:\Users\Елена\Downloads\1647587012026.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...