Исследовательская работа
проект (4 класс)
Нам часто кажется, что загрязнение окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дома - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего нас мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.
Цель исследования: рассмотреть жилой дом как замкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.
Задачи:
- рассмотреть влияние микроклимата в жилище человек на состояние его здоровья;
- определить источник электромагнитного излучения в комнатах;
- определить качество питьевой воды;
Моя исследовательская работа имеет значимость, как на уровне школы, так и социума. Учащиеся, располагая определёнными знаниями, могут применить их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_zhilishcha.docx | 852.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие» Петровского городского округа
Секция: экология и окружающий мир
Название работы: «Экология жилища»
Автор работы: Гусев Данил
Место выполнения работы:
с. Константиновское, МКОУ СОШ№11, 4Б класс
Руководитель: Бондаренко Елена Александровна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ №11,
высшая категория
Светлоград, 2022
Содержание
I. Введение ………………………………………………………… 2
II. Основная часть…………………………………………………….. 3
Общий обзор темы «Экология жилища»……………………… 3
Исследования, проведённые в своём доме……………………… 4
- Определение оптимальных параметров жилых комнат дома. 4
- Оценка внутренней отделки отдельных помещений ………… 5
- Изучение естественной освещённости дома……………….. . 5
- Оценка параметров микроклимата дома …………………….. 5
- Оценка качества воздуха в доме ……………………………… 6
- Исследование электромагнитного излучения в доме ………. 7
- Исследование качества питьевой воды в доме ……………… 7
Выводы и рекомендации……………………………………………… . 8
III. Заключение ……………………………………………………… 9
Литература………………………………………………………………. 10
Приложение……………………………………………………….. 11
I. Введение
Нам часто кажется, что загрязнение окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дома - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего нас мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух; продукты неполного сгорания газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения; бытовая химия и средства гигиены; комнатные растения; санитарные нормы проживания (количество людей и домашних животных); электромагнитное загрязнение.
Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.
Цель исследования: рассмотреть жилой дом как замкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.
Задачи:
- рассмотреть влияние микроклимата в жилище человек на состояние его здоровья;
- определить источник электромагнитного излучения в комнатах;
- определить качество питьевой воды;
Моя исследовательская работа имеет значимость, как на уровне школы, так и социума. Учащиеся, располагая определёнными знаниями, могут применить их на практике.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении специальной литературы с целью подбора методов для определения показателей качества жилищных условий.
Практическая значимость заключается в адресных рекомендациях по улучшению жилищно-бытовых условий дома, обеспечения качества воздуха в ней.
Объект исследования: объектом экологического исследования выбран 3-х комнатный дом, состоящая из двух жилых комнат: зал, две спальня и вспомогательных помещений: кухня, прихожая.
Методы исследования:
- Поисковый
- Практическая работа
- Анкетирование
Гипотеза: если экологическое состояние дома не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, то проживание в таком доме ведёт к ухудшению здоровья людей.
II. Основная часть
Общий обзор темы «Экология жилища»
Экосистема– совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ, движимый однонаправленным потоком энергии. Дом можно назвать экосистемой, так как она представляет собой совокупность организмов и неорганических компонентов, в ней поддерживаются круговорот веществ и превращения энергии, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов извне. Внутренняя планировка дома должна обеспечивать благоприятные условия для жизнедеятельности, и прежде всего достаточную звукоизоляцию и инсоляцию комнат, возможность сквозного проветривания.
Микроклимат жилых помещений. По степени его влияния на тепловой баланс человека микроклимат жилых помещений подразделяется на комфортный, или нейтральный, и дискомфортный – нагревающий охлаждающий. Пребывание в условиях дискомфортного климата, в зависимости от степени этого дискомфорта, возраста человека и ряда других факторов, может привести к возникновению острой или хронической формы тепловой патологии.
Влияние нагревающего микроклимата на организм человека. При остром воздействии перегрева может возникнуть острая гипертермия, гиперпиретическая и судорожная формы этой патологии. Острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38о–40оС, усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в минуту и более), учащением дыхания, головокружением, нарушением зрительного восприятия.
Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека.
Острая гипотермия возможна при температуре воздуха ниже 0 С, но может быть и при более высокой температуре в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха. Важнейшая роль микроклимата в жизнедеятельности человека заключается в сохранении температурного гомеостата организма. Также важное значение при оценке микроклимата и жилых помещений отводится скорости движения и и относительной влажности воздуха. Относительная влажность воздуха 40 – 60 %.
Воздействие электромагнитного излучения на человека. Некоторые бытовые электроприборы создают вредные для человека магнитные поля. Электромагнитное поле – это особая форма материи. В зависимости от интенсивности облучения, длины волн, времени облучения, площади облучаемой поверхности, анатомического строения органа или ткани, глубины проникновения излучения, величины поглощённой энергии возможно термическое и нетермическое действие излучения. В связи с этим больше страдают органы, содержащие большое количество жидкости и со слаборазвитой сосудистой сетью. К их числу следует отнести хрусталик, стекловидное тело глаза, паринхиматозные органы (печень, поджелудочная железа), полые органы, содержащие жидкость (мочевой и желчные пузыри, желудок).
Влияние персонального компьютера. Многие пользователи полагают, что главная опасность, которая исходит от монитора ПК – это рентгеновское излучение. В действительности уровни рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, как правило, не превышают биологически опасный предел. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 20 Гц – 300 МГц и статический электрический заряд на экране. В России существует стандарт (ГОСТ 27954)на видеомониторы персональных ЭВМ. Требования этого стандарта обязательны для любого монитора, продаваемого в РФ. Также рекомендуется наличие на экранах мониторов антистатического покрытия, которое препятствует возникновению на поверхности экрана электростатического заряда, притягивающего пыль и неблагоприятно влияющего на здоровье пользователя.
Мои исследования.
После изучения теоретического материала по теме «Экология жилища» я решил провести анкетирование по данному вопросу среди учащихся 4 класса нашей школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:
- Как вы считаете, экология жилища нужна для понимания человеком?
- Как вы считаете, зависит ли ваше здоровье и здоровье ваших близких проживающих в одном доме, от экологии вашего дома?
- Есть ли у вас в доме комнатные растения?
- Как вы оцениваете ваш уровень экологических знаний?
А)Высокий; Б) Средний; В)Низкий
Результаты анкетирования (приложение 1) показали, что большинство моих сверстников заинтересованы в экологической безопасности своего дома.
Проведение экологического исследования дома.
1.Определение оптимальных параметров жилых комнат дома.
а) исследуемая территория состоит из 3-х жилых комнат: зал (гостиная), 2 спальня.
б) в доме есть вспомогательные помещения: прихожая, кухня.
в) в доме проживает 4 человека. Жилая площадь составляет 90 м2. Высчитываем площадь на 1 человека, 90 м2 : 3= 30,0м2. Высота помещения – 2,7 м (оптимальными размерами считаются 17,5 м2 жилой площади, высота помещения не менее 3м).
г) окна в жилых комнатах имеют ориентацию: зал – 2 окна (на юг), 1 спальня – 1 окно (на север), 2 спальня 1-окно ( на юг), кухня – 2 окно (на восток), по требованиям, все жилые комнаты ориентируются на юг, а вспомогательные на север. Строительные нормы и правила (СНиП) допускают ориентирование на неблагоприятные стороны горизонта не более одной комнаты в 3-х комнатных квартирах и домах.
Вывод: жилая площадь дома соответствует оптимальным размерам, а расположение окон не совсем соответствует требованиям, окна одной спальни ориентированы на север.
2.Оценка внутренней отделки помещения.
Материалы, использованные при строительстве и отделочных работах в нашем доме
Название материала | Степень вредного воздействия на организм человека |
Дерево | Экологически чистый материал |
Стекло | Экологически чистый материал |
Краска масляная | Токсическое воздействие тяжёлых металлов и органических растворителей |
Древесноволокнистые плиты | Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами |
Монтажная пена | Воздействие токсических веществ |
Пластик | Содержит тяжёлые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека |
Бетон | Источник радиации |
Виниловые обои с моющимся покрытием | Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания |
Вывод: Большая часть материалов, используемых при отделочных работах в нашем доме не соответствует требованиям и содержит токсические и вредные вещества, которые могут привести к ухудшению нашего состояния здоровья.
3.Изучение естественной освещённости дома.
Оборудование: рулетка.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
1. С помощью рулетки измерил высоту и ширину окон.
2. Рассчитал общую площадь окон.
3. Рассчитал площадь застеклённой части окон ( 10% общей поверхности окон приходится на переплёты).
4. Измерив длину и ширину комнаты, рассчитал площадь пола.
5. Подсчитал световой коэффициент (СК) по формуле: СК = S0 S, где S – площадь застеленной части окон; S – площадь пола.
6.Определил коэффициент заглубления, то есть отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) комнаты. Результаты внес в таблицу.(приложение 2)
Вывод: Наиболее оптимальные условия освещённости на кухне и в гостиной, а наименее освещена моя комната, поэтому там используем кроме светильника настольную лампу.
4.Оценка параметров микроклимата квартиры.
Оборудование: термометр, вата, смоченная в воде, психометрическая таблица
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
1) Снял показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстояние 0,2 м от наружной стены, в центре комнаты и на расстоянии 0,25 м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливала на 15 минут в каждой точке.
2) Вычислил среднюю температуру воздуха в комнате.
3) Результаты занес в таблицу.(Приложение 3)
4).Основание термометра обвернул ватой, смоченной в воде, и опять измерил температуру в трёх точках комнаты. Затем вычислил среднюю температуру.
5). По психометрической таблице, используя показания сухого и влажного термометров, вычислил относительную влажность.
6).Данные занес в таблицу. (Приложение 4)
7). Сделал вывод о соответствии полученных результатов санитарно- гигиеническим нормам
Вывод: по показателям температуры полученные результаты в холодный период выше нормы (нужно отрегулировать отопление); по показателям относительной влажности полученные результаты больше санитарно-гигиенических норм
5.Оценка качества воздуха.
Давая оценку качества воздуха в доме, я отмечаю, что источником загрязнения воздуха могут быть:
- бытовая пыль, особенно много её скапливается в спальне (под диваном, кроватью, на мебели), на книгах и коврах;
- ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесно-стружечные плиты (из них сделана мебель);
- полимерные строительные и отделочные материалы;
- не до конца сгоревший газ в газовой и плите;
- ворс, падающий с постельного, нательного белья и верхней одежды в процессе износа;
- поролон в креслах и диванах, который разрушается и выделяет в воздух мельчайшие частицы.
- испарения от предметов бытовой химии и средств гигиены
- влияние живых организмов (беспозвоночных и позвоночных) на жизнедеятельность человека в своей квартире.
Выполнение работы:
1).Собрал пыль с разных поверхностей квартиры (с мебели, книг, ковровых дорожек, под диваном) и проследил за частотой ее появления;
Выводы: максимальное количество пыли оседает в доме на поверхности мебели, а также в труднодоступных для уборки местах (под диваном). Частицы пыли могут глубоко проникать в лёгочную систему и при длительном контакте вызывать хронические воспалительные заболевания дыхательных путей (трахеиты, бронхиты, бронхиальную астму) и лёгких (бронхопневмонии). Необходимо чаще и тщательнее делать влажную уборку и пылесосить в нашем доме.
6.Исследование электромагнитного излучения в доме.
Я провел визуальное исследование в доме и обнаружил, что электромагнитное излучение производят следующие приборы: СВЧ-печь, компьютер, телевизор, холодильник, сотовые телефоны (4 шт.), стиральная машина, утюг, фен, мультиварка.
Выводы: время пользования этими приборами нужно сократить до минимума. Не садиться близко к экрану телевизора или компьютера. Не оставлять сотовый телефон у изголовья кровати.
7.Исследования качества питьевой воды:
Методы исследования: физическое изучение.
а) Цвет воды.
Оборудование: мерный цилиндр.
Цвет воды определяется содержащимся в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет влияют соли железа и кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желто- бурый, коричневые цвета.
б) Прозрачность воды.
Оборудование: мерный цилиндр, газета с текстом, исследуемая вода
Мерный цилиндр со стеклянным дном наполнилаводой до верхней отметки, поставила на печатный текст газеты, посмотрела на текст газеты сквозь толщу воды. В зависимости от видимого текста газеты прозрачность воды можно оценить как:
- прозрачная;
-слегка замутненная;
-мутная;
-очень мутная.
в) Мутность воды, то есть определение в ней разных частиц.
Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба, исследуемая вода.
Вода размешивается в цилиндре стеклянной палочкой и выливается на небольшую часть фильтра. После полного прохождения воды через фильтр, отмечаю, что осталось на фильтре: песок, мелкие механические частицы и др.
г) Запах воды
Он, как правило, связан с деятельностью водных организмов (как живых, так и мертвых), с влиянием почвы и донного грунта
Оборудование: пробирка с пробкой.
Воду налил в пробирку чуть больше половины, закрыл пробкой, энергично взболтал, сразу понюхал. Запаха может не быть, или он слабо ощутим, может быть также болотный, землистый, рыбный, огуречный, аммиачный и др. По интенсивности может быть сильным отчетливым, слабым, очень слабым. Для питьевой воды допустим слабый и очень слабый запах, лучше, если запах не ощутим.
Выводы: результаты исследования качества воды: цвет бесцветный вода прозрачная; мутность не отмечена; запах отсутствует. Вода в неплохого качества и пригодна для питья.
Общие выводы:
На основе проведённых исследований можно сделать ряд выводов:
1) Параметры жилых комнат дома: площадь жилья на 1 человека, высота жилых комнат соответствует нормам, а естественная освещенность квартиры, температура воздуха, ориентация окон в комнатах приближены к санитарно-гигиеническим нормам.
2) Строительные материалы, которые использованы для отделки дома, являются источником канцерогенных веществ (стирол, формальдегид, тяжёлые металлы).
3) Вода относительно чистая, её можно использовать для приготовления пищи. В нашей семье, для очистки воды, не используется фильтр .
Рекомендации:
- Влияние вредных экологически факторов в наших домах не только нужно, но и можно снижать! Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в наших квартирах остаётся периодическое проветривание. Надо чаще проветривать дом, чтобы улетучивались вредные газы, «пылесосить» ковры и паласы, делать влажную уборку, уменьшая количество пыли, на частичках которой задерживаются вредные вещества, на кухне установить вытяжку.
- Использовать фильтры для очистки воды
- Надо приобретать мебель, предметы быта и материалы для ремонта с учётом их экологических качеств.
- Необходимо стремиться сократить число источников загрязнения, в том числе, по возможности, максимально отказаться от асбестосодержащих материалов, древесностружечных плит.
- Не злоупотреблять лакокрасочными покрытиями; соблюдать правила эксплуатации газовых и печных отопительных приборов.
- Вместо моющих и чистящих химических препаратов использовать безопасные и экологически чистые средства
- Разумно использовать бытовую технику и электрическую аппаратуру.
- Дешёвый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.
Эти рекомендации составлены мной на основе проведённых исследований и наблюдений.
III. Заключение.
Рассмотрев влияние различных экологических факторов на состояние экосистемы нашего дома, я отмечаю следующее: на экосистему дома и здоровье членов семьи влияют климатические показатели (температура, влажность воздуха), бытовая пыль, электромагнитное излучение. Не всё благополучно и с вопросом качества используемой питьевой воды. Лишь растения, являясь необходимым и обязательным компонентом любой экосистемы, в том числе и искусственной, каковой является дома, скрашивают и облегчают существование в ней человека.
Но влияние вредных экологических факторов в наших домах и квартирах не только нужно, но и можно снижать! При соблюдении весьма несложных требований, наше жильё станет более здоровым, безопасным, комфортным, т.е. экологически чистым.
Литература
1. Высоцкая М.В. – Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2008
2. Высоцкая М.В. - Экология. Элективные курсы. 9класс. Волгоград: Учитель,2007.
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М.: Прогресс, 1993
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России М.:Устойчивый мир, 2000
5. Сафаров М.Г., Сафарова В.Г. Экология жилища. – ж. «Биология в школе» № 5, № 7 – 2006 г.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2006 г.
Приложение 1.
Результаты анкетирования
Приложение 2 Определение светового коэффицента
Помещения | Световой коэффициент | Коэффициент заглубления | ||
Результат | Санитарно-гиггигиеническая норма | Результат | Санитарно- гигиеническая норма | |
Зал | 0,2 | 0,25 – 0,16 | 0,2 | 0,5 |
Моя комната | 0,13 | 0,25 – 0,16 | 0,4 | 0,5 |
Спальня | 0,2 | 0,25 – 0,16 | 0,2 | 0,5 |
Кухня | 0,37 | 0,25 – 0,16 | 0,4 | 0,5 |
Приложение 3
Период года | Температура, оС | |
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | |
Лето | 21о -22о | 20о– 22о, 23о– 25о |
Зима | 23о-25о | 18о – 22о |
Приложение 4
Период года | Относительная влажность в % | |
Полученный результат | Санитарно-гигиеническая норма | |
Лето | 61 | 40-60 |
Зима | 69 | 65 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...