Сетевой учебный проект как эффективный способ организации урочной и внеурочной деятельности
статья

Кошкина Татьяна Александровна

Выступление из опыта работы в сетевых проектах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_onlayn-konferentsiyu.docx675.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевой учебный проект как эффективный способ организации урочной и внеурочной деятельности

Сетевой учебный проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удаленное взаимодействие учителей и учащихся, объединенных общей темой, целью, формами работы и методами исследования.

      Не секрет, что многие школьники уже с первого класса  массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры. Хорошо, если родители отслеживают время нахождения у монитора, целесообразность данных «игрушек».  Чаще бывает, что семью устраивает ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания родителей.  Педагог не сможет «оторвать» ученика от компьютера, но сможет перенаправить его интересы.  Сетевые проекты и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Они созданы в открытых системах (в частности, в Вики, Google), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у учащихся.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности

  • электронная почта
  • списки рассылок
  • электронные доски объявлений
  • дискуссионные группы
  • средства поиска информации в интернете
  • средства общения в реальном и отложенном времени
  • аудио- и видеоконференции
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0

В чём успех деятельности сетевых проектов?

  • В положительной мотивации всех участников образовательного процесса;
  • в решении задач, стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом;
  • в развитии коммуникативных навыков, в возможности увидеть конечный продукт деятельности.

    Сетевой проект даёт возможность ребёнку
- учиться познавать мир,
- ставить проблемы,
- искать и находить свои решения,
- учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности,
- учиться безопасной работе в Интернете.
           

       Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности как: гибкость мышления, умение вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу. 

       Таким образом, сетевой проект  с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

          Сетевой проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

          Мы с учащимися 1 класса приняли участие в литературном сетевом проекте по сказкам В.Г.Сутеева «Про палочку – выручалочку, мешок яблок и дружбу» на площадке сайта www.nachalka.com. Он проходил с 1 по 22 апреля 2018 года. Цель этого проекта: привлечение к чтению и воспитание подрастающего поколения на основе дружбы, взаимопомощи и сотрудничества.

         До проекта мы с ребятами читали сказки В.Сутеева, зарегистрировались на сайте, создали учетные профили. Конечно, в этом нам помогли родители, т.к. ни у одного ребёнка не было электронной почты. Потом посмотрели стартовую презентацию для учащихся и буклеты для родителей. Провели игру «Под грибом».

Таким образом, в проект были включены все участники образовательного процесса: дети, родители, учитель.

       Первая страница проекта называлась  Кораблик. Мы выполняли организационную работу : создали страницу команды« Дружные ребята», нарисовали и разместили свою эмблему. Приняли участие в викторине по сказкам В.Сутеева, по итогам которой наша команда набрала максимальное количество баллов. Учились работать с таблицей личного продвижения участников «Словарик», куда записывали толкование новых для нас слов.

       Вторая страница «Раз, два – дружно! « научила нас создавать  ментальную карту по сказке. Мы выбрали сказку «Мешок яблок» . Создать ментальную карту, или карту знаний, было очень не просто, ведь для этого нужно было:

  • прочитать сказку
  • выявить героев и охарактеризовать их
  • нарисовать этих героев
  • найти дополнительную информацию о животных, представляющих геров сказки
  • сделать вывод, чему эта сказка нас учит
  • освоить сервис для создания карт
  • создать карту
  • встроить карту на страницу команды

      Третья страница «Разные колёса». Это был самый трудный, но интересный этап. Мы сочиняли свою сказку (сочинение – подражание) о дружбе, рисовали к ней иллюстрации, создавали книжку – малютку. На этом этапе мы учились оставлять комментарии к сказкам других ребят, общались на детском форуме проекта.

     E:\Проги ФОС, Школа\Школа\Школа\Проекты\Мои проекты\Сетевой проект Сутеев 2018\Новая папка (2)\1..jpg 

      Заключительный этап  назывался «Буккроссинг». Мы презентовали свою книгу во 2 классе, оставляли отзывы о других сказках на форуме «Сказки друзей», учились ставить метку своей команды на карте «Буккроссинг – 2018». На этом этапе мы выполняли взаимооценивание других команд в Таблице взаимооценивания, заполняли анкеты рефлексии. По итогам проекта был создан сборник «Сказки друзей», в который вошли 23 сказки о дружбе.

       E:\Проги ФОС, Школа\Школа\Школа\Проекты\Мои проекты\Сетевой проект Сутеев 2018\2.JPGПосле завершения каждого этапа заполняли таблицы самооценивания. В таблице продвижения отслеживали оценки, которые нам ставила руководитель проекта. В комментариях нам давали рекомендации и советы, как улучшить свои продукты своего труда. По завершении проекта нам вручили сертификат.

        Подводя итоги, можно отметить, что участие в сетевом проекте помогает ученику развивать в комплексе все универсальные учебные действия:

                       Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.

                    Метапредметные УУД:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- работать с несколькими источниками информации;
- формировать несложные выводы, основываясь на тексте;

                Коммуникативные УУД:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве.

               Предметные УУД:
- научиться сочинять короткие истории на заданную тему;
- знать, понимать назначение основных элементов структуры книги: обложка (переплёт), титульный лист (и его компоненты: автор, название, выходные данные), иллюстрация, содержание, аннотация;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);
- вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию.

Что дало участие в сетевом проекте мне?

Я научилась делать то, что не умела раньше и усовершенствовала имеющиеся навыки, ближе узнала своих учеников в неформальной обстановке. Наконец, я познакомилась с удивительными талантливыми педагогами, с которыми необыкновенно приятно было сотрудничать.

Что дало участие в сетевом проекте ученикам?

Совместная деятельность позволила  детям сдружиться, овладеть новыми IT- навыками, получить представление о дистанционных формах работы и сотрудничества.

Нужны ли сетевые проекты школе?

      Сетевые проекты в школе необходимы, поскольку они предполагают создание такой среды, где учитель и ученик совместно занимаются творческой, исследовательской, учебно-познавательной деятельностью. При этом учащиеся овладевают метапредметными компетентностями, учитель осваивает новые сервисы и тем самым повышает свою квалификацию. Коллективная работа, несомненно, способствует развитию личностных качеств всех участников проекта, а соревновательный компонент мотивирует на достижение лучшего результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...

«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»

Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...

Способы интеграции урочной и внеурочной деятельности на примере внеклассного мероприятия "Осень, осень в гости просим!"

Способы интеграции урочной и внеурочной деятельности на примере внеклассного мероприятия "Осень, осень в гости просим!"...