Доклад по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»
материал
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Читательская компетентность определяется:
— владением техникой чтения,
— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»
Подготовила:
Лепина Елена Дмитриевна
2020 год
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Сейчас можно получить любую информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Виной этому - интернет. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)
Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребностью читателя.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению, и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.
Читательская компетентность определяется:
— владением техникой чтения,
— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.
Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают азбуку. Мы совместно с сельской библиотекой проводим праздник «Посвящение в читатели».
Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Характеризуя читательскую компетентность школьников, мы отмечаем ее деятельностную основу и интеллектуальную направленность. Следовательно, на личностное развитие школьника значительное влияние оказывает окружающая его среда, личность учителя и учебный материал, способные инициировать познавательную деятельность учеников, оказывать благоприятное влияние на их эмоциональное развитие и полноценное восприятие литературных произведений.
Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные формы и методы организации библиотечных занятий: Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.
Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.
Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.
«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 2кл.
«Разноцветные страницы»2/3кл
«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.
«Книга не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землёю и небом»-4кл.
«Мы путешествуем друзья по словарям от А до Я» (знакомство со справочной литер. ) – 4/5кл.
«Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6/7кл.
Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:
Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности.
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) - 4кл.
«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 3/5кл.
«Путешествие по берегам Байкала» (экологический час, с обзором литературы) -7/9кл.
«Библиопутешествие в мир профессий» ( знакомство с профессиями в игровой форме) – 5/6кл
Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.
«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия)- 3/4кл.
«Царскосельский лицей» ( об истории создания лицея и его выпускниках) – 8/9кл.
«Праздничный календарь» - это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.
«Мама и мы» (урок – беседа с презентацией) - 3кл.
«Мохнатые друзья» (к Всемирному Дню кошек) – 2/4кл.
Информационный час: «Подростки и курение» (к международному Дню борьбы с курением)
Литературная гостиная. Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.
« И в сердце светит Русь…» (литературный час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 6-9кл.
Литературные гостиные проходили к юбилею М. Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Высоцкого
Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений.
Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Праздник для уч-ся 1-4кл. Г.Х Андерсен: «Волшебник детства моего». (Театрализованное представление с музыкальным сопровождением, презентацией).
Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,
А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .
«Великий рассказчик» (лит-й праздник М. Твена) – 5/9кл.
«Чехов – писатель на все времена» -5/9кл.
«Великий баснописец» (И. Крылов) -5/9кл.
Литературные и интелектуальные игры
«Мир сказок нам всегда открыт» (литературная игра по сказкам с рекомендацией книг) -1/3кл.
«В лес по загадки» (экологическая игра) -2/4кл.
«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.
«Волшебный круг» (интеллектуальная игра) – 5/6кл.
«Для любознательных ребят» (интеллектуальная игра) – 7- 9кл.
«Отвечаем без ошибок» (интеллектуальная игра) -8- 9
Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.
«Письмо неизвестному солдату» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.
«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -3/7кл.
«Что мы знаем о войне» (викторина) - 7-9кл.
«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа) -5/9кл.
Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах.
Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.
Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен
На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Развитие у учащихся познавательной компетентности.
В начальных классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отлич...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...
Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов
Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру....
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читатель...
Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...
Доклад "Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальных классов"
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...