Доклад по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»
материал

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»

Подготовила:

Лепина Елена Дмитриевна

2020 год

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.

 С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно  изменилось. Сейчас  можно получить любую  информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.                                             

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время   уменьшилось.  Виной этому - интернет. В чтении книг  подрастающее поколение перестало видеть смысл.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)

Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой  к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка.  Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребностью читателя.

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению,  и не только в стенах школы,  но и дома. Вести совместную работу  с родителями по домашнему  чтению со своими детьми.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательская компетентность определяется:

— владением техникой чтения,

— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства.  Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую  компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе  школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность,  активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка.  Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся  с книжными выставками, правилами  для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают азбуку. Мы совместно с сельской библиотекой проводим праздник «Посвящение в читатели».

Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Характеризуя читательскую компетентность школьников, мы отмечаем ее деятельностную основу и интеллектуальную направленность. Следовательно, на личностное развитие школьника значительное влияние оказывает окружающая его среда, личность учителя и учебный материал, способные инициировать познавательную деятельность учеников, оказывать благоприятное влияние на их эмоциональное развитие и полноценное восприятие литературных произведений.  

Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.

Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные  формы и методы организации библиотечных  занятий: Я на своем примере  расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.

Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение,  прочтение текста  по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение  прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 2кл.

 «Разноцветные страницы»2/3кл

«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.

«Книга не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землёю и небом»-4кл.

«Мы путешествуем друзья по словарям от А до Я» (знакомство со справочной литер. ) – 4/5кл.

 «Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6/7кл.

Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:

Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе,  произведении, историческом периоде, географическом месте в   которое  отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая  им возможность проявить свои читательские способности.

 «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) - 4кл. 

«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 3/5кл.

«Путешествие по берегам Байкала» (экологический час, с обзором литературы) -7/9кл.

«Библиопутешествие в мир профессий» ( знакомство с профессиями в игровой форме) – 5/6кл

Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна  в музей того или иного писателя, по историческим местам,  достопримечательностям и т.д.  Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой  экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия)- 3/4кл.

«Царскосельский лицей» ( об истории создания лицея и его выпускниках) – 8/9кл.

«Праздничный календарь» - это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.

«Мама и мы» (урок – беседа с презентацией) - 3кл.

«Мохнатые друзья» (к Всемирному Дню кошек) – 2/4кл.

Информационный час: «Подростки и курение» (к международному Дню борьбы с курением)

 Литературная гостиная.  Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило,  приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

« И в сердце светит Русь…» (литературный час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 6-9кл.

Литературные гостиные проходили к юбилею М. Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, В. Высоцкого

Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений. 

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.  

Праздник для уч-ся 1-4кл.  Г.Х Андерсен: «Волшебник детства моего». (Театрализованное представление с музыкальным сопровождением, презентацией).

Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,

А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .

«Великий рассказчик» (лит-й праздник  М. Твена) – 5/9кл.

«Чехов – писатель на все времена» -5/9кл.

«Великий баснописец» (И. Крылов) -5/9кл.

Литературные и интелектуальные игры

«Мир сказок нам всегда открыт» (литературная игра по сказкам с рекомендацией книг) -1/3кл.

«В лес по загадки» (экологическая игра) -2/4кл.

 «Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.

 «Волшебный круг» (интеллектуальная игра) – 5/6кл.

  «Для любознательных ребят» (интеллектуальная игра) – 7-  9кл.

«Отвечаем без ошибок» (интеллектуальная  игра) -8- 9

Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.

«Письмо неизвестному солдату» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.

 «Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -3/7кл.

«Что мы знаем о войне» (викторина) - 7-9кл.

«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа) -5/9кл.

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах.

Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного  изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно  предложить детям придумать и написать и оформить  свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции  нужно объединять  усилия  учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…   А.И. Герцен

На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Развитие у учащихся познавательной компетентности.

В начальных  классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отлич...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов

Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру....

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...

Доклад "Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальных классов"

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...