Развитие у учащихся познавательной компетентности.
методическая разработка на тему
В начальных классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отличать факты от домыслов, учатся ставить цель и идти к её достижению. Развитие познавательной компетенции основная задача учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие у учащихся познавательной компетентности | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие у учащихся учебно-познавательной компетентности на уроках.
Учебно-познавательная деятельность-это самостоятельная деятельность учащегося, в которой он сам определяет способы и пути по решению познавательных проблем, при решении которых овладевает необходимыми знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.
Получить необходимые знания возможно только через деятельностный подход к обучению.
Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
- Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; Какие из них я применяю в своей деятельности? Вот некоторые из них.
В своей практике я организую на уроках самостоятельные практические работы с разными источниками информации
В начальных классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отличать факты от домыслов, учатся ставить цель и идти к её достижению.
Я часто намерено детей завожу в заблуждение или настаиваю на своём говоря, что я права, так как я учитель. Немного помолчав добавляю, вы или соглашайтесь со мной принимая мой ответ либо опровергните моё убеждение своими доказательствами.
Так например на уроке русского языка изучив тему "Части речи" я урок начинаю с того, что с уверенностью говорю детям , что слово стекло это глагол, я видела в оном предложении.
конечно, лес рук, а я всё равно на своём. Возникает проблема. выход один - исследование.
На доске несколько предложений: Мама моет оконное стекло.
У девочки по руке мороженое стекло.
При выполнении мини исследования дети ставят цель:
-Доказать, что слово стекло - сущ.
- определить ошибку учителя, исправить доказывая фактами.
2. Планирование. выстраивают алгоритм поиска истины.
- прочитать предложение;
- найти грамматическую основу;
- выделить слово и определить его часть речи основываясь на правило. Пояснить лексическое значение каждого слова.
3. Объяснить, в чём заключалась моя ошибка. При чём мне объяснить бывает очень не просто, я всегда говорю, что я не понимаю, добиваясь этим точных ответов основанных на правилах.
4. Привести свои слова омонимы и составить с ними предложения. (печь, течь, сечь).
Хорошо проводить такую работу в малых группах, работают все и один у другого учится. Один ум хорошо, а два лучше.
Задание имеет успех, если оно интересно детям, а для этого иногда надо просто поменять формулировку задания. Приведу пример разминки на русском языке, которая способствует и развитию речи, и умению описывать предметы.
Вместо: напишите сочинение по картине "Осень в лесу", предложить игру: "Разукрась существительные прилагательными". вывешиваю репродукцию и добавляю, что сама не могу прочитать ни в одном уголке репродукции ни одного существительного, где же их взять. Начинается работа.
Дети уже заинтересованы и не обращают внимания, что сами начинают последовательно писать сочинение.
Я только направляю детей.
Первое умение - умение детьми ставить перед собой цель (наша цель разукрасить все существительные прилагательными) и второе- организовывать её достижение ( существительные детям не даются, их надо найти на картине) , умение пояснить свою цель ( что я делаю и как я это делаю) для этого
Составляется план работы-алгоритм.
1. Найти все существительные и выписать. Далее для удобства ...
2. Разделить существительные на группы. (небо с облаками и т.д.) (деревья, берёзы, ели....) (Снег, тени, ..)
3. Разукрашиваем существительные прилагательными.
4. Самоконтроль. (читают получившиеся словосочетания друг другу, отбирая более точные прилагательные.)
-Когда эта игра закончилась, я предлагаю детям поиграть в другую игру, но добавляю, что в неё играют только старшеклассники и возможно они не справятся с ней. Называю игру. "Составь с полученными словосочетаниями предложения, опираясь на репродукцию". Дети начинают доказывать, что они нисколько не хуже и принимаются за работу. В конце урока выходят и читают свои предложения, и удивляются, что у них получились хорошие сочинения.
После этой работы проводим рефлексию. ), через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);Какие умения и навыки помогли выполнить задание. Какое чувство появилось у вас после прослушивания своих сочинений. Почему?
Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.
Перед изучением темы "Умножение и деление на трёхзначное число даю выражения для самостоятельной работы вида-
134*56, 147 разделить на 43, 679 - 134. после этого приступаю к новой теме урока.
Так на уроке математики дети самостоятельно объясняют алгоритм умножения и деления на трёхзначное число, опираясь на навыки умножения и деления на однозначное и двузначное число. Путём наблюдения вычленяют знакомые шаги в алгоритме и убеждаются, что это не так трудно. Слайд №2.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...
Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»
Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...
Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы
В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся в процессе работы над...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной компетентности обучающихся»
Выступление на педагогическом совете....
Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»
Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...
Развитие у учащихся познавательных потребностей в общеобразовательной организации
Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, воснове которого лежит личностно ориентированн...
Доклад по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.Читательская компетентность опр...