Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем.
календарно-тематическое планирование
Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.a.programma.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем
Актуальность.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи образовательного учреждения или семьи с социальными институтами.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре.
Задачи:
- Воспитание любви к своей Родине;
- Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Срок реализации программы : 2 года.
Частота: 2 раза в месяц.
Формы:
- Экскурсия с элементами театрализации;
-Фольклорная экскурсия;
- Тематическая экскурсия;
- Интерактивное занятие;
-Игровое занятие;
- Мастер-класс;
- Праздник.
Аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста
Предполагаемыми результатами являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки, знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках: знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов, знание истории русского народного костюма, головных уборов, использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности, формирование бережного отношения к предметам быта, произведениям народного творчества.
Первый год.
Месяц | Форма | Содержание | |
1. | Сентябрь | Экскурсия с элементами театрализации | Крестьянский дом, традиции его строительства, внешнее и внутреннее убранство. Театрализация по мотивам сказки «Теремок». |
2. | Игровое занятие | «Ох , и слава Богу, что жито пожали».Уборка хлеба. | |
3. | Октябрь | Тематическая экскурсия | Различные типы жилищ: изба, хата, чум.Зависимость материала и вида жилища от природных условий и образа жизни народа. Эстетика традиционного жилища. |
4. | Игровое занятие с элементами театрализации | Семейный уклад русских крестьян. Театрализация по мотивам народной сказки «Как мужик хозяйничал» | |
5. | Ноябрь | Тематическая экскурсия | Русский народный костюм, культура льна в народной традиции, рубаха – основа русского костюма по мотивам одноимённого рассказа Д.К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». |
6. | Игровое занятие с элементами театрализации | Традиции русского гостеприимства. Театрализация по мотивам народной сказки «Каша из топора». | |
7. | Декабрь | Игровое занятие | Трудовое воспитание девочек и мальчиков в традиционной культуре. Подготовка приданного для куклы. |
8. | Игровое занятие | «От Спиридона солнце на лето, зима на мороз». Зимний солнцеворот. | |
9. | Январь | Игровое занятие | «К Рождеству рубаха хоть сурова, да нова» .Праздники начала года. |
10. | Игровое занятие | «За постой деньги платят, а посиделки даром». Зимние вечёрки. | |
11. | Февраль | Фольклорная экскурсия | Белорусский народ – наследник культурных традиций славян. |
12. | Фольклорная экскурсия | Украинский народ - наследник культурных традиций славян. | |
13. | Март | Праздник | «Бог простит и я прощу».Ритуал прощания с Масленицей. Участие детей в праздничных обрядах. |
14. | Праздник | «Сороки – вторая встреча весны.» приход весны. Участие детей в праздничных обрядах. | |
15. | Апрель | Игровое занятие | «Держись за соху – она кормилица».Пахота и посев. |
16. | Фольклорная экскурсия | Коми, удмурты, мордва, марийцы – земледельцы, охотники, рыболовы | |
17. | Май | Игровое занятие Мастер-класс | «Сто сестёр один платок вяжут». Ткачество, вышивка. |
18. | Праздник | «Пророк Наум, наведи на ум!» Праздник, посвящённый окончанию учебного года. Мудрость в обучении счёту и грамоте в представлении наших предков. Сельская школа в конце 19-начале 20 века. |
Второй год.
Месяц | Форма | ||
1. | Сентябрь | Фольклорная экскурсия | Основные и подсобные занятия русских крестьян. Традиции трудового воспитания детей. |
2. | Игровое занятие | «Сентябрь без плодов не бывает».Уборка урожая. | |
3. | Октябрь | Игровое занятие с элементами театрализации | Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. Театрализация по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба». |
4. | Игровое занятие | «Покров- первое зазимье». Подготовка к зиме. | |
5. | Ноябрь | Праздник | «День Параскевы Пятницы». Народное православие, «заветные» праздники. Женские и девичьи занятия этого времени: уборка и обработка льна, прядение, ткачество. |
6. | Игровое занятие | «Кузьминки – об осени поминки».Козьма да Демьян – покровители ремесленников. | |
7. | Декабрь | Игровое занятие | «Береги нос в большой мороз». Встреча зимы. |
8. | Интерактивная экскурсия | «Русская трапеза». Система традиционного питания русских. Утварь и посуда, виды застолий и угощений, праздничная и обрядовая трапеза. | |
9. | Январь | Праздник | «Уродилась Коляда накануне Рождества».Участие детей в праздничных обрядах. |
10. | Игровое занятие | «Крещенские морозы».Праздники начала года. | |
11. | Февраль | Игровое занятие с элементами театрализации | «Домовой, хозяин заревой». Устройство дома. Поверья о неведомой силе. |
12. | Тематическая экскурсия | Жилище южных народов | |
13. | Март | Тематическая экскурсия | Жилище северных народов |
14. | Праздник | Масленица. Участие детей в праздничных обрядах. | |
15. | Апрель | Игровое занятие. Мастер-класс | Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного» промысла, крестьянская игрушка - самоделка |
16. | Игровое занятие | «Святой Лазарь за вербой лазил». Вербное воскресенье. | |
17. | Май | Праздник | Пасха. Светлое Христово Воскресенье. Участие детей в праздничных обрядах. |
18. | Игровое занятие | Летние праздники. Троица. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
программа внеурочной деятельности на основе авторской программы Дзятковской
Цель: формировать у пятиклассника стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни, первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных ...
Программа внеурочной деятельности на основе ИКТ "Чудесный мир театра".
Данная программа представляет уникальную возможность соединить ИКТ технологии с театральной деятельностью. Это не только мультмедийное сопровождение спектакля, но и использование программ и сервисов д...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
"Умное стекло. История изобретений": из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности
Авторы статьи делятся опытом создания временной тематической выставки "Умное стекло. История изобретений" в музее гимназии, в основу которой была положена исследовательская работа учен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г....
Программа внеурочной деятельности школьного краеведческого музея «Русская изба»
Народ, не знающий своего прошлого,не имеет права на будущее.М. Ломоносов...