Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем.
календарно-тематическое планирование


Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a.programma.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности на основе сетевого  взаимодействия школы  с Этнографическим музеем

Актуальность.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.


Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.


Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи образовательного учреждения или семьи с социальными институтами.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре.

Задачи:

- Воспитание любви к своей Родине;

- Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Срок реализации программы : 2 года.

Частота: 2 раза в месяц.

Формы:

- Экскурсия с элементами театрализации;

-Фольклорная экскурсия;

- Тематическая экскурсия;

- Интерактивное занятие;

-Игровое занятие;

- Мастер-класс;

- Праздник.

Аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста

Предполагаемыми результатами являются:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки, знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;


- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках: знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов, знание истории русского народного костюма, головных уборов, использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности, формирование бережного отношения к предметам быта, произведениям народного творчества. 

Первый год.

Месяц

Форма

Содержание

1.

Сентябрь

Экскурсия с элементами театрализации

Крестьянский дом, традиции его строительства, внешнее и внутреннее убранство.

Театрализация по мотивам сказки «Теремок».

2.

Игровое занятие

«Ох , и слава Богу, что жито пожали».Уборка хлеба.

3.

Октябрь

Тематическая экскурсия

Различные типы жилищ: изба, хата, чум.Зависимость материала и вида жилища от природных условий и образа жизни народа. Эстетика традиционного жилища.

4.

Игровое занятие  с элементами театрализации

Семейный уклад русских крестьян. Театрализация по мотивам народной сказки «Как мужик хозяйничал»

5.

Ноябрь

Тематическая экскурсия

Русский народный костюм, культура льна в народной традиции, рубаха – основа русского костюма по мотивам одноимённого рассказа Д.К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

6.

Игровое занятие с элементами театрализации

Традиции русского гостеприимства. Театрализация по мотивам народной сказки «Каша из топора».

7.

Декабрь

Игровое занятие

Трудовое воспитание девочек и мальчиков в традиционной культуре. Подготовка приданного для куклы.

8.

Игровое занятие

«От Спиридона солнце на лето, зима на мороз». Зимний солнцеворот.

9.

Январь

Игровое занятие

«К Рождеству рубаха хоть сурова, да нова» .Праздники начала года.

10.

Игровое занятие

«За постой деньги платят, а посиделки даром». Зимние вечёрки.

11.

Февраль

Фольклорная экскурсия

Белорусский народ – наследник культурных традиций славян.

12.

Фольклорная экскурсия

Украинский народ - наследник культурных традиций славян.

13.

Март

Праздник

«Бог простит и я прощу».Ритуал прощания с Масленицей. Участие детей в праздничных обрядах.

14.

Праздник

«Сороки – вторая встреча весны.» приход весны. Участие детей в праздничных обрядах.

15.

Апрель

Игровое занятие

«Держись за соху – она кормилица».Пахота и посев.

16.

Фольклорная экскурсия

Коми, удмурты, мордва, марийцы – земледельцы, охотники, рыболовы

17.

Май

Игровое занятие

Мастер-класс

«Сто сестёр один платок вяжут». Ткачество, вышивка.

18.

Праздник

«Пророк Наум, наведи на ум!» Праздник, посвящённый окончанию учебного года. Мудрость в обучении счёту и грамоте в представлении наших предков. Сельская школа в конце 19-начале 20 века.

Второй год.

Месяц

Форма

1.

Сентябрь

Фольклорная экскурсия

Основные и подсобные занятия русских крестьян. Традиции трудового воспитания детей.

2.

Игровое занятие

«Сентябрь без плодов не бывает».Уборка урожая.

3.

Октябрь

Игровое занятие с элементами театрализации

Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. Театрализация по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба».

4.

Игровое занятие

«Покров- первое зазимье». Подготовка к зиме.

5.

Ноябрь

Праздник

«День Параскевы Пятницы». Народное православие, «заветные» праздники. Женские и девичьи занятия этого времени: уборка и обработка льна, прядение, ткачество.

6.

Игровое занятие

«Кузьминки – об осени поминки».Козьма да Демьян – покровители ремесленников.

7.

Декабрь

Игровое занятие

«Береги нос в большой мороз». Встреча зимы.

8.

Интерактивная экскурсия

«Русская трапеза». Система традиционного питания русских. Утварь и посуда, виды застолий и угощений, праздничная и обрядовая трапеза.

9.

Январь

Праздник

«Уродилась Коляда накануне Рождества».Участие детей в праздничных обрядах.

10.

Игровое занятие

«Крещенские морозы».Праздники начала года.

11.

Февраль

Игровое занятие с элементами театрализации

«Домовой, хозяин заревой». Устройство дома. Поверья о неведомой силе.

12.

Тематическая экскурсия

Жилище южных народов

13.

Март

Тематическая экскурсия

Жилище северных народов

14.

Праздник

Масленица. Участие детей в праздничных обрядах.

15.

Апрель

Игровое занятие.

Мастер-класс

Игрушка как часть народной культуры; центры «потешного» промысла, крестьянская игрушка - самоделка

16.

Игровое занятие

«Святой Лазарь за вербой лазил». Вербное воскресенье.

17.

Май

Праздник

Пасха. Светлое Христово Воскресенье. Участие детей в праздничных обрядах.

18.

Игровое занятие

Летние праздники. Троица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

программа внеурочной деятельности на основе авторской программы Дзятковской

Цель: формировать у пятиклассника стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни,  первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных ...

Программа внеурочной деятельности на основе ИКТ "Чудесный мир театра".

Данная программа представляет уникальную возможность соединить ИКТ технологии с театральной деятельностью. Это не только мультмедийное сопровождение спектакля, но и использование программ и сервисов д...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

"Умное стекло. История изобретений": из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности

Авторы статьи делятся опытом создания временной тематической выставки "Умное стекло. История изобретений" в музее гимназии, в основу которой была положена исследовательская работа  учен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г....

Программа внеурочной деятельности школьного краеведческого музея «Русская изба»

Народ, не знающий своего прошлого,не имеет права на будущее.М. Ломоносов...