Особенности употребления слов с переносным значением в речи
план-конспект урока (2 класс)

ШарифуллинаНаталья Александровна

Современный учитель.… Какого учителя можно назвать современным? Каким он должен быть? Этот вопрос всегда волновал и волнует людей. Учитель должен быть самым, самым! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Д. С. Лихачёва есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Прибельский средняя общеобразовательная школа д. Мукаево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Особенности употребления слов с переносным значением в речи

Автор проекта:

Шарифуллина Наталья Александровна

                   С. Прибельский 2022

Оглавление.

Оглавление ………………………………………………………………………………………… 2

1.Введение………………………………………………………………………..…… ………….…2

Цель проектной работы………………………………………………………………...………… ...2

Задачи………………………………………………………………………………………………... 2

Актуальность темы…………………………………………………………………………..………2

Практическая значимость работы………………………………………………………….…….... 2

Гипотеза…………………………………………………………………………………….……….. 2

Предмет исследования………………………………………………………………………………2

Объект исследования ……………………………………………………………………….……….2

Методы исследования ……………………………………………………………………..……….. 3

Этапы реализации проекта……………………………………………………………………….. 3-4

Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………………..………………4

2.Основная часть …………………………………………………………………….…………….4

2.1. История профессии учитель………………………………………………………………… 4-5

2.2. Современный учитель глазами ученика ………………………………………..…………….5

2.3. Современный учитель должен:………………………………………………….…………6-7

2.4. План работы над проектом…………………………………………………………………8-9

3.Заключение ………………………………………………………………………….………….10

Литература……………………………………………………………………………….………….11

Введение

Современный учитель.… Какого учителя можно назвать современным? Каким он должен быть? Этот вопрос всегда волновал и волнует людей. Учитель должен быть самым, самым! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Д. С. Лихачёва есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» .

Актуальность выбранной темы обусловлена современными реалиями. На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И это уже не те ученики, читающие захватывающие романы, переживающие за судьбу героев Великой Отечественной войны. Это дети, свободно общающиеся в Интернете, владеющие планшетами и смартфонами. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя, через современные цифровые технологии и применить в своей деятельности.

Объект исследования: оптимизация работы современного учителя

Предмет исследования: Профессиональные и личностные качества учителя.

Цель: выявить образ современного учителя, через оптимизации работы.

Задачи:

  1. Совершенствование работы научно-методической службы, обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива единомышленников;
  2. Обеспечение непрерывного, профессионального роста педагогов через систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  3. Оптимизация кадровых, организационных, сетевых ресурсов, обеспечивающих повышение качества педагогической и управленческой деятельности;
  4. Поиск и апробация передовых технологий;

Методы исследования:

1)Анализ государственных нормативных документов,

2). Обработка полученных данных.

      3).Анализ и сравнение полученных результатов

Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрены и проанализированы функции педагога, требования, предъявляемые к учителю со стороны государства, введение Профессионального Стандарта педагога, так же оптимизация работы педагога.

Практическая значимость работы заключается в проведении открытых уроков. Мастер классов и т.д. с участниками образовательного процесса для выявления образа современного учителя с целью дальнейшего использования полученных результатов в работе.

Гипотеза: внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс и во внеурочную деятельность,  способствующих оптимизации работы современного учителя.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

1. Мониторинг состояния готовности педагогов к внедрению педагогических технологий в УВП.

2. Анализ содержания и возможной эффективности применения педагогических технологий.

3.Теоретический семинар «Оптимизация образовательного процесса через применение современных педагогических технологий».

Цель: охарактеризовать ведущие черты современной педагогической технологии, ее отличие от методики, разработать и обозначить этапы работы коллектива МОУ над внедрением образовательных технологий в процесс обучения.

5. Заседание ШМО по изучению новых современных методов и приемов в работе учителя.

6.Обзор методической литературы по современным образовательным технологиям.  

7. Определение тем самообразования учителей в контексте работы над темой школы.

2. Практический

1.Методический марафон открытых  уроков с использованием элементов педагогических технологий в рамках предметных недель, семинаров.

2. Анализ открытых уроков и результатов работы творческой группы на заседаниях ШМО.

3. Мастер – классы, педагогические мастерские, дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.

4. Семинар – практикум: «Современный учитель: оптимизация работы».

Цели: анализ влияния применяемых технологий на различные аспекты деятельности учителя начальных классов.
2. Систематизация приемов и методов, способствующих повышению качества знаний учащихся.

5. Участие в вебинарах сети Интернет, конференциях, заседаниях РМО по темам проекта.

3.Обобщающий.

1. Мониторинг эффективности внедрения современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс.

2. Сопоставление полученных результатов с положениями гипотезы, оценка степени их соответствия поставленным целям и задачам. Анализ изменения результатов обучения у учителя.

3.Изучение опыта внедрения педагогических технологий в УВП школами на муниципальном, республиканском и международном уровне.

4. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов образовательных технологий. Разработка методических рекомендаций.

5. Заседание ШМО  «Достижения оптимизации учебно-воспитательного процесса через внедрение инновационных технологий»

6.Обобщение и распространения опыта работы через официальный сайт школы, публикации в сети Интернет.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • создать школьную нормативную и правовую базу повышения квалификации педагогических кадров через систему консультационных и обучающих семинаров; 
  • сформировать стратегическую команду, обеспечивающую создание, поддержку и трансляцию передового педагогического опыта для повышения квалификации педагогов ; 
  • разработать программу «Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя»; 
  • создать пакет учебных программ и методических рекомендаций по реализации компетентностного подхода в образовании.

Основная часть.

2.1.История профессии учитель.

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.

Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.

Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им,  советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции.

И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности. Меняется взгляд на многие жизненные вопросы и это отражается на жизни школы и на судьбе самого учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересно происхождение русского слова "воспитатель". Оно образовано от основы "питать". В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе.

2.2.Современный учитель глазами ученика.

В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования.  В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями».
    Каким же должен быть современный учитель? Я думаю, учитель 21 века – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек, ведь мы не всегда ведем себя, как подобает ученикам гимназии. Учитель должен  уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом. Мне уже встретился такой учитель, но я не скажу, как его зовут, это будет некорректно по отношению  к другим учителям. Наверное, хороших учителей много. И если ученики – это будущее России,  то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.
Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих учителях с улыбкой и с благодарностью. Учителя нельзя заменить каким-нибудь роботом, компьютером.
      В мире много непонятных вещей, часть из них мы изучаем в школе, и не всем они понятны с первого раза. Для этого существует учитель: он сам понимает на высоком уровне то, о чём говорит, и рассказывает об этом ученикам более понятными и доступными словами, стараясь делать каждый урок интересным и познавательным.
     Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку.

       Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни.

2.3.Современный учитель должен:

  • обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
  • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
  • разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
  • выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
  • организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
  • реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
  • использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Виды компетенций:

  • Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.
  • Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.
  • Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .
  • Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
  • Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

Компетенции педагога

Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

  • Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

  • Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

  • Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной

деятельности

  • Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения,

включая общение через Интернет

  • Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической

деятельности;

· владение информационными технологиями

  • Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

  • Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

Профессиональная компетентность учителя предполагает постоянное развитие и самосовершенствование учителя. Для учителя самым важным является достижение максимально возможного для него уровня развития компетентности.

Первой составляющей профессиональной компетентности учителя является владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками. Под необходимыми знаниями обычно понимаются общепрофессиональные знания учителя по предмету, знание методики преподавания, основ психологии, педагогики и дидактики, способствующих обучению и воспитанию учащихся. Чем выше уровень знаний учителя, тем выше его компетентность.

От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному овладению новыми знаниями. Кроме общенаучных и педагогических знаний компетентность учителя предполагает глубокое знание психологии в целом и возрастной психологии в особенности. 

Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою очередь, высокий уровень компетентности учителя предполагает постоянное «приобретение, преобразование и использование знаний», а значит постоянное самосовершенствование.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности: педагог должен не учить, а помогать учиться ребенку. Меняются мотивы, потребности, ценностные ориентиры. Новый преподаватель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, владеющий современными образовательными и информационно-коммуникативными технологиями обучения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

План работы над проектом.

содержание основных мероприятий

сроки

1

Изучение  и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов

Анкетирование педагогов 

сентябрь

2

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

Октябрь

3

Продолжение  реализации проекта “Современный учитель: оптимизация работы.» на республиканском семинаре на тему «Оценочная деятельность учителя начальных классов.

Оценивание предметных и метапредметных результатов».

10 октября

4

Прохождение процедуры аттестации, с целью присвоения квалификационных категорий.

Октябрь-декабрь

5

Участие педагогов в  РМО.

По плану РМО

6

Организация работы педагогов по самообразованию.

Выбор тематики и направлений самообразования

ноябрь

7

Изучение новинок методической литературы и выступлении в заседании ШМО

19 декабря

8

Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений ( 1 классы, 2 классы, 3 классы, 4 классы)

 19 декабря

9.

Районное мероприятие “Каз өмәсе”, мастер классы.

15 декабря

10

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

20 января

11.

Участие в научно практической конференции «Открытие» с учащимися.

24 января

12.

Фестиваль родного языка: открытые уроки по родному и русскому языку, мастер классы.

26 февраля.

13

Зональная научно-практическая конференция для обучающихся и педагогов «Сердцем прикоснитесь к подвигу» имени Гильфанова Фаниса Азгамовича

13 марта

14

Республиканский семинар зам директоров управления образования, методическая работа ШМО

апрель

15

Открытые уроки по математики для студентов из Франции.

апрель

16

Оформление банка инновационного опыта

май

Заключение.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе общеобразовательных учреждений. 
В настоящее время общеобразовательная школа является сложным организмом:

- стремящимся к развитию, новым возможностям;

-создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей школьников, родителей, социума;

-обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.
       На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества современного образования. Выбор направлений в развитии во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической и психологической службы.
      В процессе изменения образовательного учреждения меняются педагоги: приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также приобретают уверенность в себе, желание реализовать свои знания и умения на практике, самосовершенствоваться.
       В общеобразовательном  учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная деятельность методической и психологической службы. Именно они помогают педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. Поэтому, приступая к внедрению ФГОС ДО и другой инновационной деятельности, необходимо хорошо знать каждого педагога, подбирать те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Каким же должен быть современный учитель? Учитель XXI века, должен заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться.

Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения. Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

Литература.

  1. Курганский С. Психологический портрет учителя //Управление школой. 2015. № 1. С. 14.
  2. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
  3. Выступление Е.Ямбурга, директора московского Центра образования №109.http://www.youtube.com
  4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, в 6 т., т. 2,. М., Педагогика, 1989–528 с.
  5. Федеральный Государственный образовательный Стандарт основного общего образования. http://минобрнауки.рф
  6. Материалы из статьи  Михаила  БОНДАРЕВА «Учительское счастье» («Учительская газета» № 49, 2011г)
  7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
  8. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2009 год.
  9. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2011 год.
  10. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2013 год.
  11. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М., 1988.
  12. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011 год.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...