Работа "Агрессия у детей: хорошо или плохо?"
методическая разработка (2 класс)
Данная работа поможет родителям разобраться в причинах агрессии у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya_u_detey_horosho_eto_ili_ploho_1_1.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Городские Родительские чтения
«Как любить ребенка»
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО
Автор: Гуськова Олеся Андреевна, МБОУ «Средняя школа № 37» |
Руководитель:Антоновская Ольга Владимировна, высшая категория, учитель 2 «В» класса МБОУ «Средняя школа № 37» |
г. Дзержинск, 2022 г.
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
- ПОНЯТИЕ АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ……………………………………………………………………………..4
- ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ…………………………………………………5
- КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ……………………….7
- ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………...8
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….10
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ЗЛОСТИ………………………………………………………...11
1.ВВЕДЕНИЕ
Агрессивное поведение у детей, агрессия — (от лат. - нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Это если говорить научным, трудным для понимания и осознания большинством взрослых, а тем более детей, языком.
Исследования агрессивности детей младшего школьного возраста показали актуальность данного вопроса. Среди родителей младших классов 2А и 2В был проведен соцопрос, результаты которого отражены в диаграмме 1:
Диаграмма 1. Результаты соцопроса родителей детей младшего школьного возраста.
Из диаграммы 1 видно, что большинство детей, так или иначе, бывают агрессивными, в том числе и в отношениях со сверстниками, а также по отношению к самим себе. Также, большинство родителей, высказались за принятие мер для преодоления агрессивности своего ребенка. А что же с точки зрения ребенка значит агрессия? Злость, агрессия, агрессивность – это одно и то же? Как, когда и при каких обстоятельствах дети злятся? Детская агрессия – хорошо это или плохо?
Мне, как маме двоих разнополых детей, очень интересно разобраться в этом вопросе, потому что мои дети бесконечно спорят и нередко дерутся друг с другом, было и такое, что они нарочно ломали игрушку друг друга из-за того, что не смогли договориться, кто сейчас ей будет играть. Это агрессия? Нормально ли это? Или вот недавно моя старшая дочь, Соня, ей 8 лет, кричит мне из другой комнаты: «Мам, можно я выпущу свой пар?». «Конечно!», - отвечаю я, не совсем понимая, о чем идет речь, и какой «пар» она собирается выпустить. А моя дочь начала кричать, визжать и топать ногами. Я прибегаю на шум, спрашиваю в испуге: «Что случилось?!», а она мне говорит: «Мама, у меня домик из конструктора не получается!». Права ли была моя дочь в том, что таким вот образом выпустила «пар»? Успокоившись, она села и доделала домик.
Конечно, в каждом конкретном случае я стараюсь поговорить с детьми, выяснить кто прав, а кто виноват, объяснить детям, в чем были их ошибки, которые привели к той или иной ситуации. Но все ли я делаю правильно? Давайте попробуем разобраться вместе. Какие бывают виды детской агрессии? Как родители могут помочь ребенку справиться со своей агрессией и скорректировать свое поведение?
Видим, что вопросов по данной теме очень много, давайте попытаемся вместе ответить на самые волнующие из них.
- ПОНЯТИЕ АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ
Агрессия - это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
Агрессивность – образовано от латинского aggressio – нападение - это форма поведения, при которой агрессия становится «привычной», регулярно и часто повторяющейся реакцией на какой-либо раздражитель.
Среди видов агрессии можно выделить следующие:
Вербальная агрессия
Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
Физическая агрессия
Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
Прямая агрессия
Вид агрессии, который направлен на определённый объект.
Косвенная (непрямая) агрессия
С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.
Аутоагрессия
Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
Обо всем этом нам рассказывает такая наука, как психология. А что же ребенок? А вдруг его агрессивное поведение - это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Так ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым. Здесь как раз стоит поговорить о причинах детской агрессии и действиях родителей.
- ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
В этом разделе я не хочу писать много умных слов, которые будет скучно читать. Не буду разбирать агрессивность, как диагноз, как патологию, это работа психологов и психотерапевтов, мы же с вами к ним не относимся? Давайте поговорим о проявлении детской агрессии – как эмоции. Ведь агрессия - это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.
Почему ребенок становится агрессивным? Это, пожалуй, главный вопрос, который мы, родители, задаем себе, видя своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "Откуда в нем такое?!" Психологи говорят, что в большинстве случаев детская агрессия – абсолютно естественная вещь.
Нередко дети слышат от нас, родителей: "Перестань злиться!", "Хватит кричать!". Получается, мы пытаемся запретить ребенку испытывать негативные эмоции, но правильно ли это? Ведь мы обычно не стесняемся выражать позитивные чувства, такие как радость или удовольствие. А вот негативные – склонны скрывать, так как это обусловлено культурными запретами. В нашем понимании проявление ребенком гнева и следующей за ним агрессии не допустимо. Однако проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее, в способах ее выражения.
Мы, взрослые тоже нередко злимся, по разным причинам, и каждый из нас проявляет (или скрывает) свой гнев по-своему. Кто-то дает выход своему гневу криками и скандалами, кто-то переживает глубоко внутри себя. Есть, так называемая «здоровая злость» (например на себя – «что я, хуже всех что ли?», «почему другие могут, а я – нет»), которая помогает спортсменам добиваться побед, преодолевать себя и находить в себе силы восстанавливаться после травм и жить дальше и т.п.
И когда ребенок на проявление своих эмоций и чувств получает запрет «Хватит!...», он может подумать, что испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. А раз плохо, ребенок будет стараться подавить злость и гнев, но так как это все эмоции, у него будет плохо получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые им естественные чувства. И что же дальше - спросите вы? Могут быть разные варианты. Можно подраться с тем, кто под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием. Проявления злости и гнева у детей так же разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее замаскированы. Например, пятилетняя Аня, когда злится, краснеет от напряжения, сжимает кулаки и говорит: "Я тебя съем!". Сережа, прежде чем начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А Ванечка, насупившись, отворачивается и не хочет говорить, но так дергает колесо у машинки, что оно отваливается. Любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Это касается как физического здоровья, так и психологического.
Как часто родители говорят ребенку: "Что ж ты у нас такой – дерешься все время?". У этой фразы очень многоликий подтекст: "Ты не такой, как надо", "Ты плохой", "Такого мы тебя меньше любим" и даже: "Ты нам такой не нужен". В ней как минимум присутствует разочарование ребенком. Но ведь на самом деле любое негативное поведение ребенка – это крик о помощи. Особенно это касается совсем маленьких детей и дошкольников, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые, назвать то, что с ними происходит. А, между прочим, эти вспышки могут быть вызваны любым ощущением дискомфорта, даже голодом, усталостью или стрессом.
Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.
Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование данной особенности влияют:
- негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
- безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).
На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.
Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.
- КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ
Первое и главное правило любого родителя, который столкнулся с детской агрессивностью – это дать понять ребенку, что нам не нравится именно его поступок, а ни в коем случае не он сам. Нельзя говорить своему ребенку: "Ты дерешься, значит, ты плохой мальчик. Вот Алеша никогда не дерется, он хороший мальчик". Что может произойти в детской голове? Если соседский Алеша – хороший мальчик, а я – плохой, значит, мои родители любят его, а меня не любят…. Но ведь это не так! Каждый из нас на все готов ради своего ребенка и взрослый, говоря так, вкладывает в эту фразу совсем другой смысл – мы хотим, чтобы наш ребенок посмотрел на Алешу, взял с него пример и не дрался. Но наши дети берут пример именно с нас, родителей. Кто ему этот мальчик Алеша – сосед, одноклассник? По сути, чужой человек, почему ребенок должен брать с него пример? Для каждого ребенка именно его родители самые главные в мире люди, именно их одобрение и поддержка самые важные и долгожданные. Дети в большинстве своем на все готовы ради родительской любви. И именно недостаток этой любви и поддержки может стать причиной агрессивного поведения ребенка. Нам, родителям, главное понять и принять, что все дети иногда дерутся, это нормально и естественно. Они еще не умеют контролировать свою злость.
Не стоит говорить детям, что где-то живут хорошие мальчики и девочки, которые никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою естественную агрессивность. Когда маленький ребенок агрессивен, он сам плохо понимает, что с ним происходит. Объясните ему. Например: "Ты сейчас очень злишься на меня, потому что я запретила тебе смотреть мультики". Или: "Ты сердишься на Машу, потому что она без разрешения взяла твою куклу".
Покажите ребенку, что вы его понимаете: "На твоем месте я бы тоже злилась". Или: "Конечно, ты можешь быть недоволен".
Поэтому задача каждого родителя дать понять своему ребенку, что нам не нравится именно его поведение, а не он сам. Дать ребенку возможность отреагировать свою агрессию, предложить ему новые способы для этого, например, вместо раскидывания игрушек и драки предложить потопать ногами или покричать. Только после этого напомнить ему о существующих правилах и договорах, которые нарушил он сам или окружающие. Обязательно разобраться, кто и в чем был прав, а кто и в чем – нет (соответственно этим правилам). Предложить ребенку новые способы разрешения ситуации, помочь ему в этом. Больше разговаривать со своим ребенком, объяснять, почему вы сами недовольны его поведением и почему сейчас злитесь. Например: "Я очень огорчена тем, что ты не убрал игрушки, как мы с тобой договаривались, и теперь мне не нравится, что ты их раскидываешь еще сильнее из-за того, что злишься". Или: "Мне тоже не нравится, когда мои вещи берут без разрешения".
- ВЫВОДЫ
Итак, детская агрессия: хорошо это или плохо? Мы выяснили с вами, что все дети иногда злятся, дерутся и проявляют агрессию и это вполне нормально. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет, ведь дети растут и по-другому выразить и объяснить, что происходит у них внутри, пока что не могут. Детская агрессия – это помимо прочего еще и звоночек для родителей, призывающий обратить внимание, поговорить, разобраться в причине и помочь ребенку справиться с последствиями. Именно обратить внимание и помочь, не ругать, ни с кем не сравнивать, не говорить, что вы разочарованы в своем ребенке, что вы его «такого» меньше любите. Стараться объяснить ребенку, почему он испытывает сейчас такие чувства, каковы причины его агрессии и что делать, чтобы в дальнейшем такие ситуации возникали реже. Хорошо, когда из сложившейся ситуации были сделаны выводы (и ребенком и родителями) и приняты меры по недопущению такого в будущем. Плохо, если детская агрессия привела к каким-либо травмам детей, участвующих в конфликте и еще хуже, если данная ситуация осталась без внимания взрослых, если ребенка наказали, ничего не объяснив. В этом случае агрессия будет расти и со сверстников может перейти и на взрослых, в первую очередь родителей, которым все равно, которым проще попытаться подавить это в своем ребенке, наказать, накричать в ответ, чем пытаться успокоить, вникнуть в суть проблемы, и вместе с ребенком попытаться разобраться и сделать выводы.
Поэтому любите своих детей, слушайте их, разговаривайте с ними, объясняйте детям их и свои чувства в моменты злости или гнева, причины, почему так происходит и что с этим можно сделать.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», - АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2021; ISBN 978-5-17-098853-2; 304 с.
- И. Млодик «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога», - Генезис; Москва; 2018; ISBN 978-5-98563-523-2; 184 с.
- Ф. Дольто «На стороне ребенка», - Рама Паблишинг; Екатеринбург; 2019; ISBN 978-5-91743-087-4; 717 с.
- Информационный портал «Наш ребенок»// https://www.ourbaby.ru
- Информационный портал «Где мои дети. Блог» // https://findmykids.org/blog/ru
Приложение 1. Памятка для родителей. Как помочь своему ребенку справиться с агрессией. Способы выражения (выплескивания) злости.
1. Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» и т. п.
2. Использовать «стаканчик для криков».
3. Пускать мыльные пузыри.
4. Полить цветы.
5. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
6. Постирать белье.
7. Вымыть посуду.
8. «Два лимона». Представь, что у тебя в руках два лимона, надо выжать из них сок.
9. Стучать карандашом по парте.
10. Нарисовать обидчика и порвать рисунок.
11. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
12. Нарисовать Сережину «злость».
13. Нарисовать свою злость, сжечь, смять, выбросить.
14. Желательны спортивные занятия. Бассейн. Душ.
15. Устроить «бой» с боксерской грушей.
16. Поиграть в настольный теннис (баскетбол, хоккей).
17. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
18. Пробежать по коридору школы, детского сада. Пометать дротики в мишень.
19. Попрыгать на скакалке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Знаний “Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!” в 1 классе
цели:воспитание любви и уважения к близким людям;развитие творческих способностей учащихся;сплочение коллектива...
У хороших детей - счастливые родители.
Родительское собрание для 3 класса...
Родительское собрания " У хороших детей-хорошие родители"
Счастливы родители, чья жизнь-благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел....
Родительское собрание на тему: "Плохие друзья для хороших детей"
Как оградить своего ребёнка от детей "Плохишей" Памятка для родителей "Правила грамотной критики"...
« Хорошо, что есть на свете: взрослые и дети»
классный час...
"Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми" (О.Уайльд)
Уважаемые родители. В рамках наших родительских собраний вы часто просите дать совет, подобрать "ключ" к решению вопросов, связанных с воспитанием наших детей. Думаю, что предлагаемый ...
Как помочь детям хорошо усваивать русский язык
В статье даются советы родителям, как помочь детям хорошо усвоить русский язык. Предлагаются разные игры со словами....