Формирование речевых и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ посредством игр и упражнений
статья
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Часто эти дети не умеют общаться друг с другом. Им свойственны невнимательность к речи другого, отсюда смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить мысль только при помощи наводящих вопросов; предстоящее сообщение не планируют, высказывания носят ситуативный характер. Во взаимодействии они часто не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого. Поэтому одной из важнейших ключевых компетентностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья считаю развитие коммуникативных навыков.
Исследования показали, что в коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы со взрослыми и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevye_navyki.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Формирование речевых и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ посредством игр и упражнений."
Выполнила:
Астафьева Елена Анатольевна,
учитель
ГБОУ школа №7
Санкт-Петербург
2022
Формирование речевых и коммуникативных способностей у детей с ОВЗ посредством игр и упражнений.
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Часто эти дети не умеют общаться друг с другом. Им свойственны невнимательность к речи другого, отсюда смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить мысль только при помощи наводящих вопросов; предстоящее сообщение не планируют, высказывания носят ситуативный характер. Во взаимодействии они часто не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого. Поэтому одной из важнейших ключевых компетентностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья считаю развитие коммуникативных навыков.
Исследования показали, что в коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы со взрослыми и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью.
Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
В период активных преобразований в педагогики, поиска путей воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка, внимание учёных и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А,Н., Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Общение школьника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирование дружеских отношений среди сверстников.
Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми. Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд. На самоподготовке, воспитательных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей необходимо систематически развивать навыки общения
Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции школьнику с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям.
Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными.
Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми. Внимательное, заботливое отношение педагога к детям дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.
Под воздействием родителей и педагогов интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становиться ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический прогресс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например: "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др. Основной метод формирования коммуникативных способностей - игровой. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. Чтобы помочь детям наладить отношения между собой педагог использует игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.
Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлать игру "Давайте поздороваемся". Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом ...). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.
Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени. Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть,); благодарности (спасибо, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи).
Ребёнка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Посещая школу, дети получают возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками. Они включаются в творческую работу, обнаруживая и развивая свои способности. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Результаты работы показывают, что систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. Работа по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья), обязательно принесет свои положительные результаты, если ее терпеливо проводить в системе.
Использование в работе различных методов и приёмов в игровой деятельности помогут сформировать у школьников не только правильную речь, но и способствуют развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаю снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе, активность в жизни. Игры - ситуации развивают умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантамимику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения
Краткое описание педагогического опыта...
"Развитие коммуникативных способностей у детей в играх и повседневной жизни"
Отчет по самообразованию....
Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.
Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...
Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности
В современном обществе значительно расширяются возможности общения и повышается значимость комммуникативных способностей личности. Это приводит к необходимости использования в системе образо...
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....
«Формирование социо-коммуникативных основ у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича» (опыт работы по программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»)
В докладе представлено краткое описание парциальной программы «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор Светлана Вячеславовна Макушкина)....
«Повышение уровня сформированности графомоторных навыков у детей с РАС посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий с адаптированными заданиями»
Данная работа содержит информацию о формировании и повышении уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством исполь...