«Повышение уровня сформированности графомоторных навыков у детей с РАС посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий с адаптированными заданиями»
методическая разработка (2 класс)
Данная работа содержит информацию о формировании и повышении уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством использования кинезиологических упражнений на уроках и коррекционно-развивающих занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кинезиологические упражнения или гимнастика для мозга В 1960-х годах в США школьный учитель, а впоследствии доктор педагогических наук, Фрэнк Бильгоу, заметил, что дети, выполняющие на переменах между уроками упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, показывают лучшие успехи в учебе. А в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана «Гимнастика для Мозга».
Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк и других авторов. Система упражнений эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение упражнений у детей с проблемами в развитии. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
С целью изучения уровня графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра была проведена диагностика. Использовала диагностическую методику «Домик» Н.И. Гуткиной. Полученные результаты изучения уровня графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра представлены в таблице. Показатели уровня графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра В результате диагностики выявлено, что: 1 ребенок (20%) имеет средний уровень сформированности графомоторных навыков, задания выполнялись только после дополнительных вопросов учителя; 4 детей (80%) имеют низкий уровень сформированности графомоторных навыков, в работах детей отсутствовали детали рисунка или они увеличивали отдельные детали рисунка более чем в 2 раза, неправильно изображали детали рисунка или сам изображенный элемент. Также было отмечено: отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления, разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; залезание линий одна на другую; высокого уровня не выявлено. Количество детей Высокий Средний Низкий 5 0 1 ребенок (20%) 4 детей (80%) Показатели уровня графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра
Анализ полученных данных, свидетельствовал о том, что уровень сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра недостаточный, поэтому необходим эффективный поиск педагогических приемов в организации учебной деятельности с младшими школьниками. Обобщая выявленные трудности, мы пришли к выводу о необходимости включения в учебный процесс кинезиологических упражнений и адаптированных заданий, способствующих формированию графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
Расстройство аутистического спектра преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и нетрадиционными видами терапии, например, с помощью кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов и графомоторного навыка. Ведущая педагогическая идея работы заключается в формировании графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов. Цель работы – повышение уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий. Исследования, посвященные изучению вопроса формирования графических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, на сегодняшний день недостаточно полны. Мало дифференцированы пути коррекционно-педагогической работы, не разработаны учебно-методические материалы к урокам, что определяет актуальность данной темы. Данный опыт работы может быть полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня и дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Достижению цели служит решение ряда задач : 1. На основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе обучения. 2. Определить принципы организации эффективной коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. 3. Осуществить проектирование и разработать коррекционно-развивающие занятия по формированию графомоторных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. 4. Апробировать коррекционно-развивающие задания по формированию графомоторных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. 5. Определить эффективность внедрения картотеки кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий для формирования графомоторных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Новизна работы Новизна состоит во внедрении кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий в систему уроков, направленных на формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, а именно: в преобразовании существующих методов и приемов работы по коррекции графомоторных навыков детей посредством кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов в системе уроков, в процессе взаимодействия учителя, логопеда и тьютора; в разработке и создании картотеки кинезиологических упражнений; в разработке и апробации коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов и графомоторного навыка».
Длительность работы Работа охватывает период с сентября 2022 года по февраль 2024 года. I этап – начальный – сентябрь 2022 года – май 2022 года, цель которого состояла в выявлении проблемы. Изучалась и анализировалась научная, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, подобран диагностический инструментарий. Были выявлены показатели уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. II этап – основной – сентябрь 2023 года – май 2023 года, цель данного этапа заключалась во внедрении в учебный процесс кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов и графомоторного навыка». III этап – заключительный – до окончания начального образования. Итоговая диагностика и анализ результатов работы с детьми, а также описание выбранных методов для решения обозначенной педагогической проблемы.
На начальном этапе были определены принципы организации эффективной коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра: принцип моторной доступности (начинать с прописывания элементов букв большого размера, нанесенных на листы формата А1, постепенно уменьшая из размер до А5, прописывая большим пальцем ведущей руки, специальной не оставляющей следа указкой или противоположным концом ручки, постепенно переходя к прописям в строке в 2 сантиметра); принцип последовательности в отработке графического материала (овалы, волнистые линии, прямые линии крючки, от написания при помощи физической, жестовой подсказки - к самостоятельному написанию элементов); принцип постепенного усложнения письменного материала (от крючков, овалов, линий, крючков к целым буквам, слогам, словам и предложениям); принцип постепенного увеличения темпа отработки материала; принцип систематичности занятий с учителем-дефектологом, тьютором, закрепление отрабатываемых элементов с родителями; принцип сознательности и активности (наличие у ребенка положительной мотивации, стимулирование его со стороны педагога); принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Далее была сформирована картотека кинезиологических упражнений. В картотеке были подобраны кинезиологические упражнения по следующим направлениям: упражнения, направленные на формирование тонко координированных движений; упражнения, направленные на формирование зрительно- пространственной ориентировки; упражнения, направленные на формирование зрительно-моторной координации. Также мной было снято обучающее видео с демонстрацией данных упражнений.
Следующий этап – разработка цикла коррекционно-развивающих занятий и карточек с заданиями по формированию графомоторных навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В занятия вошли разнообразные задания, которые способствуют формированию и безболезненному переходу от передачи образа буквы крупной моторики до передачи ее мелкой моторики в тетради, используя кинезиологический подход в обучении. Данный подход в формировании графомоторных навыков состоит в том, что, не тратя время ученика на обведение по пунктиру (не отказываясь совсем), дается минимальная поддержка в виде линии, от которой осуществляется быстрый переход к визуальной подсказке в виде «отправной» точки. Упражнения выполняются двумя руками одновременно, тем самым работают два полушария головного мозга.
Апробация Были выделены три этапа : I этап - разминочный. На нем происходила имитация движения крупной моторики, проводились кинезиологические упражнения. Например: педагог, тьютор, родитель садился на одном уровне с учеником, давал инструкцию: «Делай как я! Берем карандаш и делаем движение в воздухе (крючок или овал)». После десяти раз беглого, правильного выполнения движения осуществляли переход на следующий этап. II этап - подготовительный. Осуществлялось рисование в воздухе с ориентировкой на написанный знак на ватмане А3, листе А4, А5. Например: педагог, тьютор, родитель находился на одном уровне с учеником, демонстровал действие с карандашом и плакатом (обводил обратным концом карандаша по плакату три раза) и давал инструкцию: «Делай как я!». После десяти беглого, правильного выполнения переходили на более меньший формат образца. Только после того, как ученик мог демонстрировать этот навык самостоятельно, без мешающих опор, приступали к следующему этапу, к работе по карточкам. III этап - основной. Ученик начинал прописывать письменные знаки (крючки, овалы) в рабочей тетради или карточке по образцу. Педагог, тьютор, родитель предоставлял образец, давал инструкцию: «Повтори, как я!».
Вывод Таким образом, моторный компонент графомоторных навыков развивал мелкую моторику, точность и согласованность движений рук. А визуальный компонент отвечал за зрительный анализ и синтез, а также зрительно-моторную координацию и зрительно-пространственную ориентировку. Успешность формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра во многом зависела и от организации работы с родителями. Для родителей были проведены мастер-классы, консультации, организовывали совместные мероприятия по практическому применению кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих заданий, изготавливали памятки и буклеты. Проведенная работа подтвердила, что кинезиологические упражнения и коррекционно-развивающие занятия и задания полезны для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, в том числе и для формирования графомоторных навыков.
Результативность Для оценки результативности работы применялась методика диагностирования Н.Н. Гуткина, направленная на выявление уровня графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра: «Домик». Критерии оценки представляли собой показатели: высокий, средний и низкий. В ходе диагностики была составлена сводная таблица показателей, полученных детьми класса. № п/п Год Кол-во детей Показатель уровня сформированности графомоторных навыков у младших школьников с РАС высокий средний низкий 1 2022 (до начала работы) 5 0 1 ребенка (20%) 4 детей (80%) 2 2022-2023 5 0 2 ребенка (40%) 3 ребенка (60%) 3 2023-2024 5 1 ребенок (20%) 3 ребенка (60%) 1 ребенок (20%)
В ходе проведения данных диагностик с 2022 по 2024 гг. выявилась позитивная динамика показателей уровня сформированности графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, представленные на рисунке 1. Рис. 1. Сводная диаграмма результатов по определению показателей уровня сформированности графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Сводная диаграмма по определению показателей уровня сформированности графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра показала следующие результаты: в 2022-2023 учебном году средний показатель - 20%, низкий – 80%; в 2023-2024 учебном году – высокий показатель – 20%, средний – 60%, низкий – 20%. Представленный опыт показывает, что в ходе использования кинезиологических упражнений и цикла коррекционно-развивающих занятий графомоторные навыки детей значительно улучшились. С помощью внедренных кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий реализовались коррекционно-педагогические задачи, вовлекались в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата. В целом, полученные результаты говорят об эффективности формирования графомоторных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра посредством использования кинезиологических упражнений и коррекционно-развивающих занятий и заданий.
«Ухо-нос»
«Колечки»
«Перекрёстное марширование»
«Паровоз»
Упражнение «Дерево»
Упражнение «Яйцо»
Ладушки - оладушки Фонарики
Мастер-класс для родителей
Каждое из кинезиологических упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических упражнений, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. «Гимнастика мозга» позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией
познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...
Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. Презентация
Кинезиология— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...