введение в образовательную программу "Соломенный узор"
методическая разработка

Черткова Валентина Ивановна

Это первый урок кружка "Соломенный узор". Дети узнают историю соломенного дела, попробуют создать своими руками панно. Это актуально на данном этапе, т.к. 2022 год - год культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_obedineniya.docx493.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Большесудаченская средняя общеобразовательная школа

Руднянского муниципального района Волгоградской области

Адрес: 403618 Волгоградская область Руднянский район

село Большое Судачье улица Школьная дом 15

телефон: 8(8442) 75422

План занятия

объединения: «Соломенный узор»

Педагог дополнительного образования: Черткова Валентина Ивановна

Тема занятия:                         «Введение в образовательную программу».

Тип занятия:                         комбинированное.

Педагогические технологии: КТД.

Возраст детей:                         8-14 лет.

Количество детей:                 12 человек.

Время:                                 занятие идет 1,5 часа перерыв 10 мин

Цель:         1. Познакомить обучающихся с работой объединения «Соломенный узор».

2. Ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

3. Пробудить интерес к регулярным занятиям в объединении.

Задачи:         обучающие: дать представление о видах и  разновидностях соломы; выработать первоначальные  навыки  изготовления панно из соломки.

воспитательные: познакомить обучающихся друг с другом и помочь им почувствовать себя комфортно в новом коллективе;
 способствовать возрождению и сохранению народных традиций.

развивающие: развивать личностные качества обучающихся; природные таланты и способности;  творческую индивидуальность.

Методы:                                - беседа с активным привлечением учащихся;

- демонстрация стендов с работами и  достижениями (грамотами) обучающихся объединения «Соломенный узор»;

- игра;

- практическая работа по изготовлению коллективного панно.

Наглядность:                        - демонстрация презентации;

                                        - плакаты;

- разные виды и разновидности соломы (ячменная, ржаная, овсяная, пшеничная (яровая и озимая).

Основные понятия

и термины:        композиция; цвет; инкрустация, аппликация, объемная соломка, плоская соломка (см. Приложение 4).

Необходимое оборудование:        

Технические средства:                -  выжигатель или паяльник,

- компьютер и CD –диски;

- мультимедийный проектор;

- доска для м/проектора.

Наглядные пособия:               Презентация Power Point.

 Образцы аппликаций.

Инструкционные карты.

Материалы и инструменты:        1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почти прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения  столов.
2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра), палочка  для нанесения малого объема клея.
 3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность и руки остаются чистыми от клея.
 4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами. Также могут понадобиться и полукруглые ножницы.
 5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
 6. Калька для приклеивания соломенных лент.
 7. Для фона нам потребуется бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым.

        8. Разглаженная соломка.

                                9. Диск с инструментальной музыкой.

                                10. Готовая соломка в коробке.

11. Коробка для обрезков соломки.

Структура занятия:                 1. Организационный момент – 5-20 мин

(знакомство с группой, установка эмоционального контакта с обучающимися, мотивация на участие в занятии)

2. Основная часть –60-75  мин.

(создание образа, техника безопасности, игра «Рефлексия», ответы на вопросы обучающихся)

3. заключительная часть  -10  мин.

(подведение итогов)

Ход занятия

I. Введение в тему занятия.

Педагог: Сегодня Вы пришли на занятие объединения «Соломенный узор», которым руковожу я, Черткова Валентина Ивановна, чтобы в течение многих дней посвятить себя интересному делу – созданию изделий из соломки. Творческая работа в коллективе возможна лишь только тогда, когда тебя окружают друзья и товарищи по совместной работе, когда каждый из Вас четко представляет, что будет нового изучать, что он может получить в коллективе, чем будут определяться результаты его труда и познаний. Поэтому к концу нашего занятия после рассуждений мы совместно должны ответить на следующие вопросы: куда, зачем, что нового, что будет в конце? (Вопросы "куда, зачем, чтo нового, что будет в конце" записываются на доске.)

А сейчас давайте познакомимся поближе и наше знакомство проведем в форме игры «Давайте познакомимся» (см. Приложение №1).

Наше объединение «Соломенный узор» работает от МОУ ДОД Руднянский центр детского творчества на базе МОУ Большесудаченской средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области на протяжении 14 лет по программе дополнительного образования «Колосок». В течение трех лет мы будем с вами знакомиться с

- технологией подготовки природного материала к составлению композиций;

- основами композиции;

- элементами цветоведения;

- с азами создания декоративного панно в технике аппликации»;

- с оформлением готовых изделий;

- с проектной деятельностью;

- с макетами архитектурных сооружений;

- будем создавать елочные украшения методом плетения;

- участвовать в конкурсах и выставках.

II. Основная часть

Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски.

Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.

Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались они зимовать, тонкие жёлтые соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.

Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и заплакали:

Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.

А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам и... произошло чудо!

Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой.

Волшебный лучик прошептал:

- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.

Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.

Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи. Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Я предлагаю познакомиться с соломкой поближе. Вы видите стенд с работами обучающихся объединения «Соломенный узор». Вашему вниманию я хочу предложить просмотреть  презентацию, в которой вы увидите лучшие работы  детей, посещающих наше объединение (см. Приложение 9).

(Во время показа работ зачитывается стихотворение:

Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят - солома родится

Руки коснутся её золотые,

И появляются, словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

Парень весёлый с гармошкой, жар-птица

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она не простая

Это соломка, совсем как живая.

В руки возьмёт лишь её мастерица-

Сразу она в чудеса превратится.

Соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Соломка – красивый и долговечный материал. Работы из неё могут сохраняться долго, не меняя своего вида. Красить соломку не обязательно, она хороша сама по себе. Цвет её меняется в зависимости от того, как она расположена в работе – горизонтально или вертикально. Её наружная глянцевая поверхность хорошо отражает свет. По-разному располагая отдельные элементы рисунка из соломки, можно добиться интересного светового эффекта.

История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.

Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса и других культур. Мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми видами соломы (см. приложение№2)

Декоративно-прикладное искусство в полной мере способствует воспитанию эстетического, художественного вкуса. С помощью такого вида декоративно-прикладного искусства как аппликация из соломки мы можем украсить интерьер комнаты, а также сделать подарок родным и близким. Для оформления настенных панно применяется аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.

Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Аппликация из плоской соломки по способу выполнения подразделяется на два вида:

  • аппликация соединительная;
  • аппликация объемная.

Соединительная аппликация – это когда детали приклеиваются рядом друг с другом или стык встык.

Объемной аппликация называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона.

На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения аппликации из  плоской соломки как соединительной, так и объемной.  

- Может кто-то из вас уже делал такие работы?  

- Тогда я вам расскажу как правильно сделать аппликацию из соломки (презентация Power Point слайды 28-40).

Сегодня мы с вами сделаем коллективную работу. Каждый будет готовить одну деталь, а потом мы все их соединим в одну картину. Образец перед вами (см.Приложени№3).

На выполнение этой работы требуется около 1,5 часов, поэтому я за вас сделала первый шаг. Заготовила ленты соломки и разгладила их.

Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, нож для бумаги, электроутюг)

Ребята, какие правила вы знаете о безопасной работе с этими инструментами?

(Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. (размещен на доске)

  1. При работе с соломкой придерживаются следующих правил:
    1. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.
    2. Рабочее место можно оборудовать коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.
    3. На столе должно находиться только самое необходимое: слева - коробка с соломкой, рисунки, шаблоны; справа - ножницы, кисти, баночка с лаком, тряпочки, карандаш, линейка, циркуль.
    4. Следует очень осторожно работать с острыми инструментами, если ребенок не занимается инкрустацией, а выполняет поделки или аппликацию, то лишние инструменты надо убрать со стола.
  2. При проведении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с ножницами и электрическим утюгом (см. Приложение №5).
  3. Ножницы кладут с сомкнутыми лезвиями и кольцами к себе. Передают их, держа за сомкнутые концы, кольцами вперед.
  4. При пользовании ножом для бумаги нужно закрепить ограничитель на определенную длину. Аккуратно выполнять прорези, не отвлекаясь и не толкаясь во время работы. После окончания работы с ножом надо снять ограничитель и задвинуть лезвие.
  5. При работе с карандашом нельзя отвлекаться и размахивать руками.
  6. При неумелом и неправильном использовании инструментов, они могут стать источником механической травмы.
  7. После окончания работы все инструменты надо положить в определенное для них место.

На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты и инструкция для работы (см. Приложение№6).

Для того чтобы во время работы не испортить зрение, время от времени давайте глазам отдых, выполняя несложные упражнения.

Комплекс рекомендуемых упражнений для глаз (размещен на доске)

  1. Крепко зажмурьте глаза (повторить несколько раз).
  2. Посмотреть вдаль.
  3. Посмотреть вправо, влево не вращая головой.

Приступим к  практической работе.

Практическая работа

Поэтапное изготовление объёмных цветов.

Рассмотрим изготовление самого простого цветка-ромашки (см. Приложение№6).

1. Необходимо приготовить эскиз 9 (слайд 47).

2. Затем каждый лепесток отдельно и серединку цветка переводят на бумагу (слайд 48).

3. Определяем направление наклеивания соломки (от основания лепестка к центру), направление зависит от того, в какую сторону будет делаться подкрутка лепестка (слайд 49).

4. Вырезаем каждую деталь по контуру (слайд 50).

5. Обклеиваем каждую деталь соломкой (слайд 51).

6. Вырезаем детали по контуру (нужно перевернуть деталь и всю лишнюю солому срезать) (слайд 52).

7. С помощью горячего выжигателя или паяльника подкручиваем каждый лепесток (слайд 53).

8. Клеем “ПВА” приклеиваем лепестки на основу, сердцевину ромашки наклеиваем сверху лепестков (слайд 54).

Сегодня мы разобрали самый простой из способов изготовления цветов из соломки. Благодаря данному приёму можно сделать большое разнообразие цветов, но для создания композиции нам необходимы дополнительные детали, а именно стебельки и листья для цветов.

Придумайте собственную мини-композицию (какое количество цветов, листьев необходимо для её выполнения).

С изготовлением цветов вы познакомились, а сейчас я расскажу,  как надо изготавливать листья (см. Приложение 7):

  • каждый отдельный листочек переводят на чистый лист бумаги (слайд 57);
  • определяют количество деталей и направление наклеивания соломенных лент (слайд 58);
  • вырезают (слайд 59);
  • каждый листочек делят на детали и обклеивают соломенными лентами в зависимости от заданного направления (слайд 60);
  • срезают всю лишнюю солому с левой стороны;
  • вырезают прожилки, соединяют все детали (слайд 61).

Приступаем к осуществлению композиции.

(Обучающиеся самостоятельно изготавливают заданное количество цветов и листьев).

Когда все ваши детали готовы, приклеиваем их на основу (бархатный картон):  с помощью клея ПВА. (Педагог помогает).

Ребята, а теперь давайте из готовых деталей соберём и оформим панно (см. Приложение №8).

III. Заключительная часть ).

(Примерные вопросы к учащимся)

- Ребята, вам понравилось работать в технике аппликации?

- Сложна ли по технике выполнения эта работа?

- Хотели бы совершенствовать эту технику?

- Итак, мы с вами коллективно создали панно, которое может украсить интерьер любой комнаты. Пусть оно останется здесь на память, о нашем совместном творчестве!

А теперь вернемся к вопросам, которые у нас записаны на доске, и постараемся совместно ответить: куда, зачем, что нового, что будет в конце? 

Примерные ответы обучающихся:

- мы будем ходить на занятия объединения «Соломенный узор»;

- для того  чтобы научиться работать с соломкой;

- мы узнали, что соломка используется не только для корма животным из нее можно делать различные вещи: обереги, панно, елочные игрушки, и еще много замечательных вещей, а также оформлять шкатулки.

- в конце обучения мы сможем самостоятельно выполнить любой проект.

Итог занятия.

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомились с изготовлением объёмных цветов из соломки и  одним из видов изготовления листьев для создания композиционной работы и с помощью изготовленных цветов и листьев получили композицию. Но это только начало. Что бы быть мастерами своего дела, надо долго учиться. Я приглашаю вас на занятия, где мы будем разбирать различные техники работы с соломкой.

Посещая наш кружок

Многому научитесь:

Резать, клеить, рисовать

И проекты создавать.

Все готовые изделья

Должны пользу приносить:

Интерьер создать помогут,

В праздник можно подарить.

Рефлексия (2 минуты).

У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных сердец можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Спасибо за сотрудничество! До свидания!


Приложение №1

Игра «Давайте познакомимся».

По предложению педагога  игроки разбиваются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для знакомства партнеры выбирают сами.

Задание. В ходе беседы нужно узнать о партнере как можно больше. После знакомства каждая пара представляется всему коллективу, стараясь как можно полнее рассказать о своем партнере.

Игра позволяет детям получить друг о друге первую информацию, способствует  формированию коллектива.


Приложение №3

Эскиз работы.

C:\Documents and Settings\Любашка\Рабочий стол\2.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

"Введение новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной статье представлениопыт работы по введению новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"....

Методическая разработка "Введение в образовательную пограмму" по Истокам + презентация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов: ...

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Опыт опережающего введения федерального образовательного стандарта начального общего образования

Опыт опережающего введения федерального   образовательного стандарта  начального общего образования  В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша нов...

Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"

Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...