"Введение новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"
статья (1,2,3,4 класс) по теме
В данной статье представлениопыт работы по введению новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кто пригодится в жизни?" (Некоторые размышления на тему «Введение новых образовательных стандартов в лицее естественных наук города Кирова»)
Прошедшее лето оставило след в памяти не только высокими температурными рекордами, но и жаркими, эмоциональными выступлениями заместителей директоров и учителей начальных классов, проходивших курсовую подготовку в КИПК и ПРО по проблеме «Обновление содержания начального образования в условиях перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт». Высокий накал страстей был вызван тем, что у русского народа называется «глаза бояться». Дело в том, что нам, Лицею естественных наук города Кирова, и еще трем городским школам предстоял переход в новый статус Государственного общеобразовательного учреждения. Одним из важных направлений этого перехода является введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Любая школа начинается с первого класса, поэтому участниками нововведения стали не только учителя первых классов, но и другие участники образовательного процесса: первоклассники и их родители. Но если у последних на первом месте были волнения, связанные с выбором учебного заведения, решением вопроса о, ставшей почти традиционной, совместной поездке перед первым классом на море, то руководители Государственных общеобразовательных учреждений и педагоги первых классов занимались тем, что у русского народа называется «…а руки делают».
В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. … Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Эта стратегия государства и заложена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего осуществление программы воспитания и социализации школьников через различные направления, реализация которых позволяет добиться получения тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Мы начали с того, что изучили пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения, и определили основные приоритеты введения ФГОС в начальных классах лицея. В нашем учреждении созданы хорошие условия для организации внеурочных занятий. Начальные классы занимаются в отдельном здании. Уроки проходят в одну смену, поэтому есть возможность использовать кабинеты во второй половине дня. Режим работы первоклассников организован так, что после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это, несомненно, снимает вопрос о перегрузке первоклассников. Следующим нашим шагом была разработка модели организации внеурочной деятельности учащихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности лицея.
В таблице представлена модель организации внеурочной деятельности первоклассников:
Направление внеурочной деятельности | Внеурочные занятия | Количество часов на 1-го ученика | Кто проводит занятие |
Художественно-эстетическое | 1.Основы театрального искусства 2. Изостудия | 1час 1 час | Преподаватель театрального искусства Преподаватель ИЗО |
Интеллектуально-познавательное | Развитие творческих способностей | 2 часа | Учителя первых классов |
Спортивно-оздоровительное | 1.Бальные танцы 2.Выбираю здоровый образ жизни | 2 часа 1 час | Преподаватель бальных танцев Воспитатели ГПД |
Военно-патриотическое | Краеведение | 1 час | Педагог дополнительного образования |
Общественно-полезная деятельность | Мы - помощники | 1 час | Воспитатели ГПД |
Проектная деятельность | Мои проекты | 1 час | Учителя первых классов |
Все занятия проводятся бесплатно. По таким направлениям внеурочной деятельности как, интеллектуально-познавательная, общественно-полезная и проектная, используется программа «Мой разноцветный мир», разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии КИПК и ПРО Ольгой Геннадьевной Селивановой. Авторские программы преподавателей лицея используются для проведения занятий по остальным направлениям. Не смотря на то, что в лицее достаточно спокойно идет процесс апробации модели внеурочной деятельности, мы прогнозируем факторы риска, способные повлиять на результаты реализации новых образовательных стандартов. Во-первых, нам понятен вопрос, обозначенный родителями первоклассников: почему нельзя зачесть занятия, которые посещают дети в учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы, танцевальные студии, художественные и спортивные школы), вместо занятий по схожим направлениям, предлагаемых школой? Во-вторых, с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами. В-третьих, не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности. Эти и другие не менее важные вопросы звучали на областном экспертно-аналитическом семинаре "Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования: готовность, проблемы, пути решения", который прошел в Лицее естественных наук 29 сентября текущего года. Представители департамента образования и КИПК и ПРО, специалисты управлений образовательных округов, директора и заместители государственных общеобразовательных учреждений анализировали механизмы введения и реализации ФГОС в школах области, делились опытом работы, обсуждали проблемы и пути их решения. В выступлениях участников звучало, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, основы гражданственности, нравственности и социальной активности. Было отмечено, что впервые базовое (основное) и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка и их успешной социализации в обществе.
Недавно, готовясь к уроку математики в 1-ом классе, я искала стихи С.Я. Маршака "Веселый счет". На глаза мне попались, в общем-то, знакомые, но подзабытые строчки поэта:
"Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет".
Гениальность стихотворной мысли в том, что принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность. А системно-деятельностный подход является определяющим в обучении, воспитании и достижении результатов, заложенных в новых образовательных стандартах.
Ольга Владимировна Прокошева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе ГОУ "Лицей естественных наук города Кирова", учитель 1а класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....
Самоанализ урока в связи с введением новых образовательных стандартов.
В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоан...
Новые образовательные стандарты - новый формат урока
Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию ИТ в учебном процессе....
ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ НА ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ...
ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»
ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...