Словесные игры для обучения детей- мигрантов русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Васкелайнен Любовь Ивановна

При обучении детей-мигрантов обязательно надо учитывать особенности их мышления. Учителю важно помнить, что закономерности русского языка дети-мигранты воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Для речевого развития данной категории школьников характерен  ограниченный словарный запас, обусловленный прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Каждый учитель стремится создать условия для успешности своих учеников, тем более, если в классе обучаются дети- мигранты. Для меня первична проблема низкого словарного запаса. Поэтому на своих уроках стараюсь пополнять словарный запас учащихся, для которых русский язык не является родным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры для обучения мигрантов русскому языку

Картотека игр

«Художники».

Цель: активизация устной речи.

Реквизит: чистые листы бумаги и карандаш.

Условия игры.

Учащихся можно разделить на пары или на команды по три, пять или семь человек.

Если играют парами, то каждый участник игры получает лист бумаги и рисует картинку.

Если игра групповая, то каждая команда получает лист бумаги, обсуждает сюжет рисунка, и один из участников команды рисует. Время для рисования оговаривается заранее (от пяти до семи минут).

Когда рисунки сделаны, играющие обмениваются ими, а затем должны объяснить, что на рисунке изображено. Авторы рисунка следят за правильностью объяснения.

Победителя в игре нет.

«Топ»

Цель: тренировка в употреблении лексики со значением национальности, места жительства; отработка конструкции со значением места.

Реквизит: стулья; открытки и карточки, на которых написаны названия республики и города. Например: «Адыгея, г. Майкоп».

Условия игры.

В игру включается число карточек или открыток на две меньше, чем число участников. Такое же число стульев ставится по кругу спинками друг к другу. На сиденья стульев кладут карточки.

Участники игры быстро ходят вокруг стульев. Как только преподаватель говорит: «Стоп!», они должны сесть на стулья и взять свои карточки.

Для двух участников игры не хватит стульев. Они должны обойти весь круг сидящих (навстречу друг другу, кто быстрее) и каждому сидящему задать вопросы: «Откуда вы приехали? Кто вы по национальности? Из какого вы города?» Сидящий показывает свою карточку и отвечает: «Я приехал(-а) из Адыгеи. Я курд (курдянка). Я из Майкопа».

Побеждает тот из двоих, кто первым обойдет круг сидящих. Победитель садится на один из стульев, а остальные бегут до сигнала «Стоп!», после чего игра начинается опять.

«Телефон»

Цель: заучивание речевого образца путем его многократного повторения.

Условия игры.

Класс делится на две-три команды. Члены команды садятся рядом друг с другом. В каждой команде есть ведущий. Преподаватель дает им по одной карточке, на которой написано предложение. Ведущий должен прочитать это предложение и прошептать его на ухо первому из сидящих в ряд игроков своей команды.

Задания участникам игры:

1) прошептать предложение следующему из сидящих в ряд игроков (и так по очереди до последнего игрока),

2) перевести фразу на родной язык и прошептать соседу; следующий участник игры должен снова перевести фразу на русский язык, передать соседу, сидящему с другой стороны; тот снова переводит на родной язык и т. д.

Участник команды, сидящий последним, произносит вслух услышанную фразу. После него ее говорят по очереди все играющие так, как они ее услышали, и, наконец, ведущий читает фразу по карточке. Побеждает команда, члены которой быстрее и вернее передали фразу.

«Опрос населения»

Цель: закрепление речевых образцов путем их многократного проговаривания.

Условия игры.

Все участники получают задание собрать некоторые сведения у присутствующих. Тема определяется преподавателем в зависимости от того, какие речевые формулы закрепляются.

1) «Знакомство»:

а) имена всех учащихся и их родственников;

б) возраст учащихся;

в) количество детей (братьев, сестер) в семье каждого игрока;

г) профессии всех родственников и т. д.

2) «Город»:

а) Каким видом транспорта вы пользуетесь?

б) Сколько времени вы тратите на поездки?

в) Сколько раз в день вам приходится ездить?

г) Сколько денег вы тратите на поездки?

Варианты:

1) Все члены группы получают вопросы, на которые они должны собрать ответы. Все встают со своих мест, подходят друг к другу, задают вопросы, собирая нужные сведения. Победитель тот, кто раньше получил ответы на свои вопросы.

2) Вопросы получает лишь половина группы («статистики»), а другая половина («население») отвечает на вопросы.

Когда ответы получены, игру можно продолжить следующим образом:

а) «Продиктуйте машинистке» - учащийся сообщает сведения своему соседу («машинистке»), который повторяет эти сведения, как бы печатая на машинке.

б) «Сообщите это по телефону» - один учащийся «звонит» и диктует сведения, а остальные повторяют их, чтобы проверить, все ли правильно они «записали».

Победителя в этой игре нет.

«Игра с юлой»

Любое упражнение на проговаривание может сопровождаться игрой с юлой. Один из играющих, раскручивая юлу, вызывает своего товарища, задача которого — выполнить задание, пока юла не упала, затем раскрутить ее и вызвать следующего участника игры.

Примеры заданий:

1) Перечислите известные вам названия овощей (фруктов, предметов мебели и т. п.).

2) Назовите предметы, сделанные из дерева.

3) Перечислите действия, связанные с профессией врача (например: «врач лечит», «выписывает лекарство», «осматривает больного» и т. д.).

4) Перечислите признаки осени («осенью желтеют листья», «дни становятся короче», «часто идет дождь» и т.д.).

5) Расскажите о себе («Я приехал из...», «Меня зовут...», «Мне... лет», «Я учусь...»).

«Игра с песочными часами»

Песочные часы могут быть разными: от одной минуты до пяти.

Примерные задания:

1) Прочитайте текст (перескажите текст, ответьте на вопрос и т. п.) за время, ограниченное песочными часами.

2) Придумайте рассказ на заданную тему и говорите, не останавливаясь, до тех пор, пока не пересыплется песок в часах (например, опишите свой родной город, охарактеризуйте своего товарища, поделитесь своими впечатлениями о выставке, концерте и т. п.).

«Говорящие часы»

Цель: запоминание лексики путем многократного ее проговаривания.

Реквизит: карточки с обозначением времени (9 часов 20 минут, 4 часа 35 минут и т. п.).

Условия игры.

Двенадцать учащихся садятся в круг, лицом внутрь круга. Это часы. Каждый играющий обозначает цифру часов: первый — 1 час и одновременно 5 минут; второй — 2 часа и 10 минут, третий — 3 часа и 15 минут и т. д.

Остальные учащиеся получают от преподавателя карточки с обозначением времени. По очереди они называют время: «Сейчас 6 часов 20 минут». Учащийся, играющий цифру 6, встает, говорит: «6 часов – бом». Встает и учащийся, играющий 20 минут (он же играет и 4 часа), и говорит: «20 минут – бим».

Часы всегда встают первыми, а минуты — вторыми.

Если сообщается: «12 часов ровно», встает только один ученик; «30 минут (половина) шестого»: встает играющий 5 часов — «5 часов – бом», и играющий 30 минут — «30 минут – бим». Если сообщается время «без 5 минут шесть», встает играющий 5 часов – «5 часов – бом», а затем играющий 55 минут — «55 минут – бим» и т. д.

Победителя в этой игре нет; она используется преподавателем для оживления занятия.

"Все наоборот"

Оборудование:. Две обезьянки (игрушки).

Технология игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... ( откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Технология игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый,  трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий.

"Я начну, а ты закончи"

Технология  игры.

Учитель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.   Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

"Скажи похоже"

Технология  игры.

1. Взрослый передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).  

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

"Подбери подходящее слово"

Технология  игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).   После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания: - Худое ведро, худое платье, худой человек. - Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут. -  Растет цветок, растет ребенок, растет дом. - Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому»

Технология игры

Послушайте стихотворение: "Плакала Снегурочка, зиму провожая, шла за ней печальная, всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, выросли подснежники - Снегурочкины слезы." Т. Белозерова "Подснежники".  Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)  К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)  Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое) Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".  Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет). Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями: чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).

"Найди противоположное слово"

Развивает у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая). - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).  

«Найди слово наоборот»  

Технология игры

Развивает умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. Речевой материал:

" Ученье - свет, а не ученье - тьма."

" Меньше говори, а больше делай."

" Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

" Большая работа лучше большого безделья"

" Лето собирает, а зима подъедает".

«Большая работа лучше большого безделья"

Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),

Скажу я слово "далеко", а ты ответишь :(близко),

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь : (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты : (нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты : (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты : (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь : (встать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь : (чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь : (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты : (храбрец).

Теперь "начало" я скажу, ты отвечай : (конец).

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь темная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

Лето жаркое, а зима …

Лед  твёрдый, а снег …

Камень тяжелый, а вата …

Снег белый, а сажа …

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Дедушка старый, а внук …

Крик громкий, а шепот …

Список литературы

1. Акишина А.А., Жаркова Т.А., Акишина Т.Е. Игры на уроках русского языка: Учебное наглядное пособие. Москва. «Русский язык». 2005.

2.      Голованова М.В., Карашева Н.Б. О некоторых особенностях первоначального обучения русскому языку детей-мигрантов// Начальная школа. 2001 . № 4

3. Н.В. Додух. Письмо. Развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2012.

4.Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия: http:/www.nachalka.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей-билингвов русскому языку как иностранному в условиях двуязычной социокультурной среды с использованием специальных дидактических игр

При поступлении в 1 класс я наблюдала у учащихся очень низкий уровень владения русским языком. Дошкольные учреждения дети не посещали, в семье общались только на родном языке. Словарный запас некоторы...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...

Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...

Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку

              Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку....

Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе

В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...

Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе

В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...