Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Колосова Ольга Евгеньевна

В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал учитель может использовать на уроках русского языка при работе с инофонами: дидактические игры, игры-загадки, соревнования  и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

 (сообщение, сопровождаемое презентацией)

Подготовила  учитель начальных классов

 Колосова О. Е.

Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе

СЛАЙД 2

По данным статистики в России ежегодно увеличивается количество мигрантов. В основном это мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Армении. Естественно, что приезжающие на заработки или постоянное местожительство привозят с собой семьи, детей, которые начинают учиться в русских школах. Так в образовательных учреждениях появляются учащиеся-инофоны с характерными проблемами:

1. Преодоление языкового барьера - дети учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения.

2. Психологический стресс - попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания - для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей - родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. Дома родители общаются с детьми на родном языке, что тормозит адаптацию.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и т. д.

СЛАЙД 3

В частности, при обучении русскому языку возникают такие сложности:

- у большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков;

- закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам (такой перенос называется интерференцией);

- собственно сам русский язык отличается нерегулярностью языковых явлений: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.

На практике самыми распространенными трудностями в изучении русского языка являются ошибки, связанные с грамматическим строем и фонетическими особенностями языка:

  • категория рода,
  • категория одушевленности/неодушевленности,
  • предложно-падежная и видовременная системы русского языка,
  • фонетические трудности возникают из-за различия звуковых систем разных языков: есть звуки, отсутствующие в родном языке, вызывающие трудности в произношении. В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же словом (одноместное), тогда как в русском языке ударение разноместное. Более того в одном и том же слове ударение может передвигаться с одного слога на другой при склонении и спряжении слов. Многие учащиеся видят особенную трудность в том, что ударение в русском языке разноместное. 

СЛАЙД 4

Наибольшую сложность в работе с инофонами у учителя вызывает то, что педагоги не знают методики работы с детьми-мигрантами, не знают их родного языка, не учитывают их родной менталитет и религиозные традиции, не имеют специальной подготовки, а также нет базовых программ обучения детей-инофонов в русскоязычных детских образовательных учреждениях, нет методических пособий, специальных учебников и др.

СЛАЙД 5
Что же можно предложить учителям для преодоления выше названных трудностей? Это:     – возможность дополнительного образования (коррекционно-развивающие

                группы);

            – кружковая работа;

            – система коррекционных занятий по русскому языку;

            – использование информационных технологий;

            – использование возможностей образовательной среды, проектных технологий;

            – создание адресного учебно-методического комплекта (АУМК) для обучения детей мигрантов русскому языку как иностранному.

СЛАЙД 6

Формы работы с детьми-инофонами на уроках русского языка:

  1. Коллективная работа – достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Данная форма работы удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Она помогает создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. 
  2. Работа в парах –  помогает исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Дети оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.
  3. Работа по цепочке –  используется при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
  4. Индивидуальные занятия – необходимы при выработке фонематического слуха.

СЛАЙД 7

  • Использование занимательного материала на уроках русского языка при работе с детьми-инофонами:
  • Предметные картинки, игрушки (широко используется при проведении лексической работы, чтобы дать ребёнку дополнительные визуальные, кинестетические ощущения для лучшего усвоения)
  • Загадки, ребусы – предполагается не просто отгадывание, а извлечение информации. А рифмованная форма загадки способствует непроизвольному её запоминанию.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы
  • Раздаточный материал

СЛАЙД 8

  • Дидактические игры с использованием предметов и подвижные игры:

Перебрасывание мяча друг другу

Цель: закрепление речевых образцов путем многократного их повторения. Перебрасывая мяч, участники игры выполняют речевые задания. Например:

1) Первый играющий, бросая мяч, называет слово (например, «хороший»); второй, поймавший мяч, – синоним («замечательный») или антоним («плохой») этого слова. Бросая мяч третьему игроку, второй произносит новое слово (например, «холодный») для того, чтобы поймавший назвал его синоним («ледяной») или антоним («горячий»).

2) Первый играющий. «Как тебя зовут?» (бросает мяч второму). Второй играющий. «Меня зовут... А как тебя зовут?» (бросает мяч третьему) и т. д.

3) Один из играющих называет существительное (например, «город»), другой, поймав мяч, должен назвать определение к нему («красивый»).

4) Бросающий мяч произносит начало фразеологизма или любого предложения, тот, кто ловит, должен это предложение закончить.

Вариант: мяч бросает преподаватель разным учащимся, а учащиеся, выполняя задание, бросают мяч снова преподавателю.

 Игра с юлой

Любое упражнение на проговаривание может сопровождаться игрой с юлой. Один из играющих, раскручивая юлу, вызывает своего товарища, задача которого – выполнить задание, пока юла не упала, затем раскрутить ее и вызвать следующего участника игры. Примеры заданий: 1) Перечислите известные вам названия овощей (фруктов, предметов мебели и т. п.). 2) Назовите предметы, сделанные из дерева. 3) Перечислите действия, связанные с профессией врача (например: «врач лечит», «выписывает лекарство», «осматривает больного» и т. д.). 4) Перечислите признаки осени («осенью желтеют листья», «дни становятся короче», «часто идет дождь» и т.д.). 5) Расскажите о себе («Я приехал из...», «Меня зовут...», «Мне... лет», «Я учусь...»).

Игра с песочными часами

 Песочные часы могут быть разными: от одной минуты до пяти.

 Примерные задания:

1) Прочитайте текст (перескажите текст, ответьте на вопрос и т. п.) за время, ограниченное песочными часами.

2) Придумайте рассказ на заданную тему и говорите, не останавливаясь, до тех пор, пока не пересыплется песок в часах (например, опишите свой родной город, охарактеризуйте своего товарища, поделитесь своими впечатлениями о выставке, концерте и т. п.).

Круг в круге 

Цель: многократное повторение отрабатываемого речевого материала. Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний, располагаясь лицом друг к другу, стоя парами. По сигналу преподавателя каждая пара выполняет речевое задание, а затем внешний круг (тоже по сигналу преподавателя) передвигается по часовой стрелке на одного игрока внутреннего круга, и вновь выполняется то же задание, но с новым собеседником. Смена собеседника и движение снимают монотонность повторения одного и того же материала. Эту игру можно использовать для отработки этикетных формул (предложение – согласие, предложение – отказ, просьба – согласие, знакомство и т. д.)

Вариант: Игроки, стоящие во внутреннем круге, загадывают, договорившись между собой, какое-нибудь число или предмет (животное), а игроки, стоящие во внешнем круге, с помощью системы вопросов должны отгадать, что задумано. Например, (о животном): оно большое или маленькое? Какого цвета? Что может делать? Что любит есть? Где живет? Какие издает звуки? и т. д.

Один лишний

Цель: выработка навыков произношения и запоминания синонимов, антонимов, слов одной тематической группы.

Условия игры: Стулья ставят в круг, а играющие ходят вокруг них. Сесть нужно по знаку ведущего или преподавателя. Например, преподаватель говорит: «Я буду называть слова-антонимы. Если среди них будет не антоним, садитесь». Или: «Я назову слова-синонимы. Если среди них будет не синоним, садитесь». Или: «Я буду называть слова одной тематической группы (например, овощи); если я назову не овощ, садитесь». Тот, кто не успел сесть вовремя и остался без стула, выходит из игры. Выбывает и тот, кто сел, когда не было произнесено слово-сигнал. Проигравший убирает один стул. Выигрывает тот, кто остался в игре последним, когда все выбыли.

СЛАЙД 9

  • Игры – загадки

Расшифровщики  

Цель: развитие языковой догадки.

Ведущий (учитель, либо один из учащихся) пишет первую и последнюю буквы слова. Задача участников игры – узнать слово, для чего каждый по очереди произносит название буквы, а ведущий вписывает ее вместо черточки. Ведущим становится участник игры, который назвал слово или последнюю букву, благодаря которой слово стало понятным.

Какое слово написано? 

Цель: развитие языковой догадки.. Ведущий (учитель) пишет слова, в которых переставлены буквы. Например, вместо «стол» написано «лост». Задача играющих – быстро составить из этих букв слово. В том  случае, если они не могут выполнить задание, ведущий подсказывает: «Это предмет мебели».

  • Игры – соревнования

Кто быстрее, кто правильнее?

Любое контрольное задание можно проводить как соревнование учащихся. Учитель: «В течение этой недели мы с вами выучили много новых слов. Сейчас уже можем назвать десять слов, обозначающих предметы в классе. Вспомните эти слова! Кто назовет слова, обозначающие мебель в классе? Слова, связанные с уроком письма? Чтения?» За каждый правильный ответ дается жетон. Победителем считается тот, кто набрал большее число очков. В таких играх ведущим может быть только учитель, но он имеет возможность назначить помощников, которые будут раздавать жетоны.

Вспомните слова! 

Цель: активизация лексики (различных тематических групп); контроль навыков правильного употребления слов.

Варианты: 1) Ведущий называет профессию, задача учащихся – перечислить действия, связанные с ней. 2) Ведущий называет действия, учащиеся должны перечислить профессии, связанные с этими действиями. 3) Ведущий предлагает существительное, учащиеся – глаголы или словосочетания. 4) Ведущий называет предметы, учащиеся – определения.

Кто больше знает? 

Цель: развитие навыков употребления слов определенных тематических групп. Преподаватель называет тему и задает вопросы. Тема «Магазин». 1) Перечислите, что можно купить в следующих магазинах (преподаватель показывает вывески магазинов): «Овощи», «Фрукты», «Кондитерский», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Булочная», «Кулинария», «Универмаг», «Обувь», «Мир спорта», «Супермаркет», «Всё для дома», «Посуда», «Подарки, сувениры», «Канцелярские товары», «Бытовая техника». 2) Назовите действия, которые в течение дня производит продавец продуктового магазина

Нетерпеливые слушатели. 

Цель: активизация устной речи; развитие умения задавать вопросы.

 Выбирается водящий, который садится перед учащимися и начинает рассказ. Задача учащихся – задать максимум вопросов к каждой фразе, сказанной водящим. Водящий: «Однажды я сидел дома». Учащиеся: «Когда ты сидел?», «В какое время ты сидел?», «Почему ты сидел дома?», «С кем ты сидел?», «На чем ты сидел?», «Что ты делал?» и т. д.

Серпантин одной фразы

 Цель: развитие умений строить и использовать сложные предложения. Ведущий (сначала учитель, а в дальнейшем учащийся) предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Образец: Ведущий: «Я покупаю хлеб». Первый учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день». Второй учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа». Третий учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа, потому что в это время привозят свежий хлеб» и т. д.

СЛАЙД 10

  • Лото, домино

Лото  

Игры типа лото можно использовать для расширения словарного запаса детей.  С помощью лото можно отрабатывать падежные формы существительных, фразеологические обороты и т. п.

Домино  

Использование домино при изучении иностранных языков давно известно. Игры такого типа выпускаются для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Цель этих игр – помочь запоминанию слов и словосочетаний, а также правильному их употреблению в предложении.

СЛАЙД 11

  • Упражнения для развития артикуляционной базы

Обязательные речевые разминки в начале каждого урока («Са-са-са – в лесу бегает лиса», «Та-та-та – у нас в классе чистота», …)

Скороговорки, чистоговорки, потешки, заучивание стихотворений, словарные игры, работа с иллюстрациями – всё это развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложения, облегчает запоминание лексико-грамматического материала, а также повышает уровень работоспособности детей.

СЛАЙД 12

  • Инсценировки, проигрывание коммуникативных ситуаций

Такие виды деятельности помогают детям-инофонам освоить категорию рода, помогают правильно изменять существительные, прилагательные, местоимения в разговорной речи. Здесь работает основной принцип – от речевого опыта к правилу, когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения различных коммуникативных ситуаций.

  • Использование алгоритмов

При обучении инофонов необходимо использование правил-инструкций – желательно в наглядном письменном виде, так как восприятие именно устной речи затруднительно. Например, памятка «Как списывать текст»:

  1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить
  2. Отметь опасные места
  3. Прочитай вслух так, как написано
  4. Так же повтори, не глядя на запись
  5. Пиши по памяти, диктуя себе так, как было написано
  6. Проверь: - диктуй по слогам и слушай себя, все ли звуки правильно обозначены, сверяй опасные места.

СЛАЙД 13

Возрастание количества учащихся-инофонов в российских школах неизбежно. И в любом случае педагог должен создавать ситуацию успеха и педподдержку таких учеников. Необходимо выявление и анализ типичных трудностей учащихся-инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога. Нужна адаптация и коррекция методики преподавания (методика преподавания русского языка как иностранного) и использование необходимых дополнений в УМК, организация индивидуальных и групповых дополнительных занятий.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...

Трудности на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка и неплохо справляются с математикой и другими пре...

Тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Школа России ФГОС

Материал содержит тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует федеральным государственным образовательным с...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

КТП обучение письму и русский язык по программе "Школа России" 1 класс

КТП обучение письму и русский язык по программе "Школа России" 1 класс...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Обучение детей-инофонов русскому языку в общеобразовательной школе

В статье обозначены проблемы, возникающие у детей-инофонов при обучении, рассмотрены формы и виды работы для преодоленния трудностей. Также представлена информация о том, какой занимательный материал ...