Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
рабочая программа (4 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Рабочая программа и КТП на 34часа кружка "Мир вокруг нас для 4 класса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                               «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»

      СОГЛАСОВАНА                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора по ВР                                                                      Приказ директора школы

______Л.В. Таратыгина                                                                   «___»__2021 г .№ __            

«__»____2021 г.                                                        

Программа внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

для учащихся 4 класса

на 2021-2022учебный год

Составитель:

 Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.

с. Полевое, 2021 г

Пояснительная записка

        Рабочая  программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»  была разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011).  Рабочая программа составлена  с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  •  Письма  Комитета образования ЕАО от 25.06.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
  • Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2021-2022 учебный год"

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы .

Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 4  классе  - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №22 и №23 «Насекомые ЕАО» и «Насекомые ЕАО»; №25 и №26 «Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков» и ««Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)»; №28 и  №29  «Рыбы, обитающие в реках области» и «Прудовые хозяйства ЕАО»;№30 и №31 «Аквариумные рыбы.» и «Охрана рыбных богатств. Красная книга области.»;№33 и №34 «Защита экологических  проектов» и «Защита экологических  проектов».

Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

         В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса:

знать понятие «экология», связи между живой и неживой природой;

уметь выделять наиболее отличительные признаки схожих видов, уметь пользоваться дополнительной литературой;

знать причины сокращения численности существ, необходимые меры охраны;

знать охраняемые природные территории ЕАО;

знать роль неживой природы (солнце, воздух, вода) в жизни живого;

знать условия обитания некоторых видов животных, способы приспособления живых существ к условиям обитания;

уметь составлять сеть питания, экологическую пирамиду;

знать охраняемые растения и животные Е.А.О.;

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч)

ЕАО на карте России

1.Растительный мир ЕАО (17 ч)  

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения ЕАО. Лекарственные растения посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга ЕАО.

2.Насекомые нашей области (8 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют  насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

3.Рыбы,  обитающие в нашей области (8 ч)

Рыбы, обитающие в реках и  озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Растительный мир ЕАО

17

3

Насекомые нашей области

8

4

Рыбы, обитающие в нашей области

8

Итого:

34

                  Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата

По плану

По факту

1

Введение. Еврейская область на карте России

6.09

2

Травы, кустарники, деревья.

13.09

3

Экскурсия. Травы, кустарники, деревья.

20.09

4

Экскурсия «Где растут деревья».

27.09

5

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев.

4.10

6

Создание гербария.

11.10

7

Кустарники. Их роль в жизни человека.

18.10

8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

01.11

9

Зелёная аптека ЕАО.

08.11

10

Зелёная аптека ЕАО. Сбор лекарственных трав села

15.11

11

Зелёная аптека ЕАО. Оформление гербариев лекарственных трав села

22.11

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

29.12

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

06.12

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

13.12

15

Защита проектов «Редкие растения ЕАО»

20.12

16

Защита проектов «Редкие растения ЕАО»

10.01

17

Заповедники и заказники ЕАО. Создание экознаков.

17.01

18

Акция «Сохрани леса» Красная книга области.

24.01

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

31.01

20

Насекомые – вредители

07.02

21

Ядовитые насекомые.

14.02

22

Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

21.02

23

Насекомые ЕАО.

28.02

24

Насекомые ЕАО.

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

14.03

26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

04.04

28

Рыбы, обитающие в реках области

11.04

29

Прудовые хозяйства ЕАО

30

Аквариумные рыбы.

18.04

31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

25.04

33

Защита экологических  проектов

16.05

34

Защита экологических  проектов

Методическое обеспечение:

  1. Компьютер - 1.
  2. Проектор - 1.
  3. Экран - 1.
  4. Альбом .
  5. Цветная бумага .
  6. Картон .
  7. Краски .
  8. Клей .
  9. Ножницы.
  10. Пластилин.
  11. Глобус – 1.
  12. Карта ЕАО – 1.
  13. Атлас ЕАО - 7

                                                    Литература:

1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006

2.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

3.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"

Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"

Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"

Настоя программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Рабочая программа "Мир вокруг нас"...