Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия
статья

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возрастной период является благоприятным в развитии потенциальных возможностей ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyadocx.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Рекомендации для родителей по воспитанию детей

с синдромом гиперактивности.

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах, повышает самооценку.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите с ним в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • Особенно поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, мозаикой, раскрашивание, чтение и т.д.)
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня ( время для приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте по возможности пребывания с ребёнком в местах скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на него негативное действие.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот  возрастной период является благоприятным в развитии потенциальных возможностей ребёнка.

    Основные достижения этого возраста обусловлены характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

     Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ученика.

     Я работаю учителем начальных классов уже более 20 лет, и по моим личным наблюдениям, а также,  по отзывам коллег одной из проблем при осуществлении профессиональной деятельности является проблема гиперактивности у детей.

     Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.   

Можно выделить более полный перечень диагностических симптомов

гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения  в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может сидеть на месте, когда этого от него требуют. 
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается соей очереди в играх и различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников.
  5. На вопросы часто отвечает не подумав, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточным их пониманием).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтлив.
  11. Часто мешает окружающим, пристаёт к ним (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Иногда складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  13. Часто теряет вещи (в школе, дома, на улице).
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, хотя приключений или  острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).     Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных симптомов может  являться основанием для диагноза синдром дефицита внимания.

     Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы:
      -  признаки гиперактивности  (симптомы 1, 2, 9, 10),
      -  невнимательности и отвлекаемости  (симптомы 3, 6-8, 12, 13),
      -  импульсивности  (симптомы 4, 5, 11, 14).

     Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относится слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

     Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной форме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

      Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают трудности  в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

      В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сёстрами, поведение и учёба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству.

    В работе с гиперактивным ребёнком большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. Необходимо давать положительную оценку личности ребёнка и отрицательную – его поступкам. Как это может выглядеть на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что ребёнок делает плохо), надо вести себя так…» Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение такого ребёнка с другими детьми: «Вова хороший, а ты плохой». Особенность гиперактивных детей такова, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать замечания для детей с гиперактивностью чётко, кратко и наглядно.

    Необходимо сократить время на просмотр телепередач и компьютерные игры, исключить или ограничить участие легковозбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Также важен выбор партнёров для игр. Желательно, чтобы друзья гиперактивного ребёнка были уравновешенными и спокойными. Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут появлению у него стойкой утомляемости и отвращения к учёбе. Кроме импульсивности, чрезмерной активности, беспокойства, у гиперактивных детей могут наблюдаться нарушения чтения и письма (ребёнок пишет, «не вписываясь» в  строчки и клеточки, пропускает буквы  и слоги; читает в зеркальном отражении, «глотает» окончания слов), навязчивые движения (грызёт ручку, стучит ногой, теребит книжку, накручивает волосы на палец). 

     Классному руководителю работать с таким ребёнком надо индивидуально, особое внимание уделять его отвлекаемости, слабой самоорганизации. Следует по возможности  игнорировать вызывающие поступки гиперактивного ребёнка, поощрять его хорошее поведение. Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Поэтому оптимальным выбором места для гиперактивного ученика в классе за партой будет центр помещения напротив стола учителя, классной доски.

     В случае затруднений при выполнении классного задания ребёнку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

     Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».  Но это не значит, что гиперактивного ребёнка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребёнок требует особого внимания и контроля. Роль взрослых – подсказать ребёнку, как он может использовать свою повышенную активность, направить её в нужное русло, чтобы неуёмная энергия не пропадала зря и не шла во вред ребёнку, а, наоборот, была источником положительных изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агрессивный ребенок и особенности педагогического взаимодействия".- статья

В статье предложена вашему вниманию проблема агрессии, методы и приемы работы с детьми. Поучительна. Прочитайте книгу  Е.К. Лютова и Г.Б.Монина " Шпаргалка для взрослых"  много узнаете об эт...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Правила работы с гиперактивным ребёнком.* Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.*  Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физминутки.*  Снижать требования к аккуратнос...

Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия.

Ребёнок с синдромом гиперактивности: особенности педагогического взаимодействия....

Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями

quot;Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями"...

Педагогическое взаимодействие учителя с младшими школьниками с учётом особенностей темперамента

Процесс общения людей - это всегда взаимодействие с миром другого человека и, в тоже время, открытие своего мира. Этот процесс связан с творчеством, а также с затратами энергии, с напряжением. Люди, к...