Внеурочная деятельность социальной направленности.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Кружок "Школа-мигрантов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola-migrantov_sadykova_z.r.docx | 90.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано»
зам. директора по ВР
____________К.В.Винокурова
«____»_____________2021 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружок «Школа эмигрантов»
социальной направленности
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Садыкова Зульфира Равильевна
Количество часов всего – 68; в неделю – 2
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев начальной школы авторов–составителей Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова. под редакцией Р.Г. Давлетбаевой
1. Пояснительная записка
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. В последние годы увеличился эмиграционный приток в г. Советский. Естественно, что перед новоприбывшими представителями различных этносов, встает вопрос включения в социальную жизнь города. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения.
Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа эмигрантов » для детей-мигрантов начальной школы МБОУ ЦО №7 им.Дунина-Горкавича А.А. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной, составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова. под редакцией Р.Г. Давлетбаевой
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, именно работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.
Основной целью изучения русского языка, как иностранного, является его усвоение как орудия общения и выражения мысли, как средства освоения культуры России. Об этом говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. И в числе требований стандартов второго поколения называется формирование гуманистических ценностных ориентаций, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношения к иному мнению, обычаям и культуре других народов и др.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Таким образом, программа курса для лиц с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из семей мигрантов будут постигать не только правила русской речи и письма, но и правила русской жизни. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
2. Цель и задачи программы:
Цель программы курса: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- Обучающие:
- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.
- Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
2. Развивающие:
- Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.
- Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.
- Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
3. Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.
- Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
- Формировать толерантность через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.
3. Общие характеристики программы учебного курса
Организационные условия программы. Курс «Школа эмигранта» рассчитан на четыре учебных года для учащихся 6,6-12лет. Данный курс включает 68 занятий. На первом году обучения проводится по 2 занятию в неделю, т.е. 68 занятия в год. Со второго по четвёртый годы обучения проводится 1 занятие в неделю, т.е. 34 занятия в год. Продолжительность занятия – 40 минут. Набор на занятия курса внеурочной деятельности «Школа русского языка» осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Наполняемость групп зависит от количества детей из семей мигрантов обучающих в образовательном учреждении, их возрастного состава и класса обучения, но не может превышать более 25 учащихся.
Этапы реализации программы.
Определение уровня владения языком.
Изучение уровня владения языком учащихся, которое следует проводить, как минимум, в двух направлениях:
- изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки ученика; определение исходного уровня владения русским языком. (Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком учащихся-мигрантов, очень широк: особенности функционирования русского языка в регионе, конкретном населенном пункте, откуда прибыл ученик; наличие/отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье; средства массовой информации и т.д.)
- Тестирование и написание входных контрольных работ позволяют определить уровень владения русским языком (слабый, средний, нулевой уровень)
Слабый уровень. Ученик с трудом, но понимает русскую речь, yмеет читать, писать по-русски, говорить на определенные темы (о себе, своей семье, общаться в магазине, в транспорте и т.п.). Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими учениками. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. ученик постоянно «ищет слова для выражения своей мысли (переводит с родного)».
Средний уровень. Акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция. Ученик с трудом понимает объяснения учителя-предметника из-за незнания терминов и терминологических сочетаний, используемых в той или иной области науки (физике, химии, математике и т.п.).
Нулевой уровень. Ученик почти не понимает русскую речь, плохо читает и пишет по-русски. Лексический запас очень ограничен. Сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими обучающимися. Сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи, т.е. учащийся почти не понимает речь окружающих (другие учащиеся переводят ему).
Учащиеся с нулевым знанием русского языка могут изучать его вместе с русскими детьми. Учителю при этом следует постоянно помнить, что это неродной язык для ребенка и оценивать его успехи соответственно. Самое главное, чтобы ребенок говорил, не боясь ошибок и плохой оценки. Для детей со слабым и средним уровнем владения учителю необходимо подбирать материалы для индивидуальной и самостоятельной работы, помогающие устранить пробелы в знаниях, увеличить лексический запас. В этом учителю поможет и языковая среда, и русские друзья ребенка. Для всех учащихся начальной школы необходимо предусмотреть дополнительные занятия. В течение всего года целесообразно ввести дополнительные занятия (1-2 ч в неделю).
3.Формы работы с детьми – мигрантами:
При фронтальном опросе учитель должен принимать во внимание особенности детей- мигрантов, формулировать свои вопросы и задания так, чтобы они были понятны и доступны. Это относится не только к учителям русского языка, но и ко всем педагогам школы, а при организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь могут оказывать русские ученики.
Материалом для парной работы может служить составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.
Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, при пересказе.
Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций. Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание. Состав пар и групп лучше менять от задания к заданию.
Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на уроке, а также за пределами школы, дома.
Педагогический коллектив учителей, работающий с учащимися, слабо и плохо говорящими по-русски, должен учитывать психологическую закономерность освоения чужого языка; на этапе адаптации учителя воздерживаются от выставления оценок, при этом не забывая поощрять ученика за усердие. Когда ученик почувствует уверенность, вводится система щадящих оценок, а потом вводится традиционная система.
Новизна программы.
Занятия первого года обучения направлены на развитие устной речи учащихся. Большая часть произведений, первого года обучения (в 1, 2 и 3 четвертях), читается педагогом. Занятия второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены как на развитие устной речи, так и на развитие письменной речи учащихся. Программой курса предусмотрены натурные уроки (на детской площадке, во дворе школы, в спортивном зале, на улице города, в столовой, в библиотеке согласно учебной теме), а также сюжетно-ролевые и развивающие игры под руководством преподавателя с максимальной творческой активностью детей.
Отличительные особенности программы.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
- Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых и вычислительных умений.
- Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы определяется с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
- Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям кружка. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
- Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала, знание жанров художественной литературы.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Учитывая возрастную и национальную специфику детей-мигрантов, а также её дальнейшие перспективы, программа предусматривает не только языковую, но и культурологическую адаптацию ребёнка, а также фактор его «психологической готовности к школе», другими
словами, мотивационную, волевую, интеллектуальную готовность, а также определённый уровень развития зрительно-моторной координации.
Практическая значимость программы. Содержание занятий курса направлено на освоение обучающимися русского языка. Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе для речевого, интеллектуального и нравственного развития, в применении знаний на уроках, внеурочной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях используются следующие формы:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Виды заданий на занятиях: работа с карточками и учебниками, игра, списывание, заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу. Широко используются игровые методы обучения, проблемное и развивающее обучение как основа активизации учебной деятельности учащихся.
Во время проведения занятий используются различные методы: наглядные, словесные практические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами занятия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
Структура занятий:
- введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи,
- разминка,
- определение учебной задачи,
- нахождение способов и алгоритмов её решения,
- организация учебной и речевой деятельности по восприятию или порождению высказываний в устной и письменной форме,
- контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов,
- выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи,
- творческая работа.
Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков. Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся (инсценировка сказки, концерт, утренник, праздник).
Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.
Промежуточный контроль призван проверить уровень сформированности частных речевых и культурологических умений и навыков. Он проводится четыре раза в год, в конце каждой учебной четверти.
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, в виде тестирования или диктанта.
3. Планируемые результаты.
Первый год обучения
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Второй год обучения:
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Третий год обучения:
Личностные результаты
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цели урока совместно с учителем;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Четвёртый год обучения:
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу четвёртого года обучения:
Обучающиеся должны знать:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить.
- Задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине.
- Выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ.
- Выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию.
Учащиеся должны уметь реализовывать элементарные коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
- В магазине, киоске, кассе.
- В буфете, столовой.
- В библиотеке.
- На уроках.
- На улицах города, в транспорте.
- В поликлинике, у врача, в аптеке.
- В разговоре по телефону.
Учащиеся должны уметь осуществлять элементарное речевое общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:
- Школа. Я в школе, в классе, на уроке. Моя школьная жизнь. Вместе с классом после уроков.
- Город. Я на улице. Я в транспорте.
- Мой дом. Моя семья, мои родственники. Где мы живем. Наша квартира,
- Ждем гостей. Убираем дом, готовим угощение.
- Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия.
- Работа по дому.
- Время года. 4 сезона. Погода. Игры, спорт. Моя одежда.
- Растительный мир. Дикие растения. Культурные растения.
- Животный мир (звери, птицы, рыбы, насекомые).
- Дикие животные. Детеныши животных.
- Домашние животные. Детеныши животных.
- Питание. Я за столом. Что и когда мы едим? В магазине «Продукты».
- Здоровье. Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача.
- Что полезно, вредно, опасно (травмы, их лечение, ОБЖ).
- Магазин. Я в магазине. Универмаг.
- Мои друзья. Играем вместе.
- Кем мы хотим быть? Профессии.
По видам речевой деятельности формируются следующие умения:
Аудирование:
- Умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения.
- Умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).
Говорение (в рамках изученных тем):
- Умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой.
- Строить монологическое высказывание репродуктивного типа, на основе услышанного или прочитанного текста.
- Умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста.
- Умение составить описание или повествование по картинкам.
- Умение адекватно реагировать на реплики собеседника.
- Умение инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.
Чтение:
- Умение соотносить звуки и буквы.
- В рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты.
Письмо:
- Умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем.
- Умение написать свое имя, свою фамилию и свой адрес.
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове.
- Выполнять звукобуквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
- Делить слова на слоги.
- Переносить слова по слогам.
- Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какое? Какая? Какой? Какие? Что делал? Что сделал?
- Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак.
- Писать начало предложения с большой буквы.
- Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
- Составлять текст по вопросам учителя.
4.Тематическое планирование 1-го года обучения
№ | Тема | Дата | |
По плану | По факту | ||
1-2 | Я живу в России (страна, округ, город). Знакомство с учебниками. | ||
3-4 | Москва – столица России. «Что мы Родиной зовём» В. Степанов «Страна, где мы живём» С. Баруздин | ||
5-6 | Город Советский. Автобусная экскурсия по городу. Транспорт. | ||
7-8 | «Родина – мать» К. Ушинский Армянская народная песня «Отчий дом» | ||
Итого: | 8 | ||
9-10 | «Времена года» А Кузнецов | ||
11-12 | Погода осенью. «Осень» И. Винокуров. | ||
13-14 | Школа. Класс. Учебные вещи. | ||
15-16 | Наш класс. «Вставайте дружно каждый раз» С. Маршак «Я сказала кукле» С. Капутикян | ||
17-18 | Я в школе. «Лисёнок-первоклассник» В. Сухомлинский | ||
19-20 | Я на уроке. «Как я под партой сидел» В. Голявкин | ||
21-22 | В библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку. | ||
23-24 | Я в библиотеке. «Учебник» В. Берестов «Мой друг» Н. Найдёнова | ||
25-26 | Я после уроков. «Отчего загрустили игрушки» В Шуграева «Настоящие друзья» С. Михалков | ||
Итого: | 18 |
| |
27-28 | Погода зимой. Экскурсия в снежный городок. | ||
29-30 | Погода зимой. «Зимний праздник» Н. Саконская | ||
31-32 | В столовой. Посуда. Электроприборы. Экскурсия в школьную столовую. | ||
33-34 | Мой распорядок дня. «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин | ||
35-36 | Моя семья. Состав семьи. | ||
37-38 | Человек. Части тела человека. | ||
39-40 | Одежда. | ||
41-42 | Обувь. | ||
43-44 | Дом, в котором я живу. «Новый дом» Г. Виеру | ||
45-46 | Квартира. В кухне. Продукты. Овощи. Фрукты. Ягоды. | ||
47-48 | Квартира. В зале. В детской комнате. В спальне. | ||
49-50 | Магазин. Заочное путешествие в универсам. | ||
51-52 | Друзья. «Три товарища» В. Осеева. «Печенье» В. Осеева | ||
53-54 | Дружба. «Урок дружбы» М. Пляцковский | ||
55-56 | Добро и зло. Радость. Подарок. «Первая рыбка» Е. Пермяк «Первая добыча» О. Аксёнова | ||
57-58 | Хорошие и плохие поступки. «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский | ||
59-60 | Домашние обязанности. «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский «Хороший разговор» С. Баруздин | ||
61-62 | Погода весной. «Весна» А. Плещеев. «Весенняя песня» В. Бирюков. | ||
63-64 | Друзья. «Три товарища» В. Осеева. «Печенье» В. Осеева | ||
65-68 | Резерв. | ||
Итого: | 41 |
|
Содержание программы 1-ого года обучения
Раздел 1 «Я живу в России» (8часа)
Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный, город Ханты-Мансийск). Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме.
Словарь: страна, Россия, столица, Москва, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, жители, народ, женщина, мужчина, ребёнок, дети, север, город.
Круг детского чтения:
- «Что мы Родиной зовём» В. Степанов
- «Страна, где мы живём» С. Баруздин
- «Родина – мать» К. Ушинский
- Армянская народная песня «Отчий дом»
Раздел 2 «Школа» (18часов)
Формировать представление о школе, учебных кабинетах, библиотеке, столовой, спортивном зале, бассейне и о составе класса. Учить правилам поведения в школе (классе) и на школьной территории (во дворе, спортивной площадке), на уроке и на перемене.
Словарь: школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, первоклассник, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга, учебник, тетрадь, мальчик, девочка, перемена, книги, газета, журнал, библиотека, библиотекарь, бассейн, посуда (вилка, ложка, тарелка, кружка, кастрюля, сковорода).
Круг детского чтения:
- «Вставайте дружно каждый раз» С. Маршак
- «Я сказала кукле» С. Капутикян
- «Лисёнок-первоклассник» В. Сухомлинский
- «Учебник» В. Берестов
- «Мой друг» Н. Найдёнова
- «Отчего загрустили игрушки» В Шуграева
- «Настоящие друзья» С. Михалков
- «Как я под партой сидел» В. Голявкин
- «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин
- «Наставление» Дм. Гулиа
Раздел 3 «Дом. Семья. Товарищи» (41 час)
Формировать представление о доме, квартире, семье. Знать названия комнат в квартире, состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры). Называть своих близких родственников. Уметь называть и классифицировать по группам игрушки, одежду, обувь, продукты, овощи, фрукты и ягоды. Учить детей общаться, делать добрые дела, оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Отличать хорошие поступки от плохих.
Словарь: дом, квартира, кухня, зал, детская комната, ванная комната, семья, большая, маленькая, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, игрушки (кукла, машинка, самолёт, заяц, медведь, лиса), одежда (шапка, рубашка, брюки, кофта, носки, платье, юбка, пальто, куртка), обувь (туфли, сапоги, ботинки, валенки, тапочки), продукты (молоко, хлеб, масло, макароны, колбаса, рыба, сыр), овощи (капуста, картофель, морковь, лук, помидор, огурец, свекла), фрукты (банан, апельсин, вишня, слива, яблоко, груша, киви) и ягоды (брусника, черника, малина, клубника).
Круг детского чтения:
- «Новый дом» Г. Виеру
- «Три товарища» В. Осеева
- «Печенье» В. Осеева
- «Урок дружбы» и «Добрая лошадь» М. Пляцковский
- «Первая рыбка» Е. Пермяк
- «Первая добыча» О. Аксёнова
- «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский
- «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский
- «Хороший разговор» С. Баруздин
- «Трус» И. Бутмин
- «Плохо» В. Осеева
- «Врунишка» Г. Ладонщиков
- «Обида» А. Аччыгыйа
- «Пока они спорили» М. Майн
- «Как Малышу маму нашли» В. Орлов
Раздел 4 «Времена года»
Знать и называть времена года, признаки изменений погоды осенью, зимой, весной и летом. Рассказывать о праздниках, которые отмечают в России в разные времена года (новый год, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта).
Словарь: времена года, погода, лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, клумбы с цветами, речка, луг; осень (осенью): часто идёт дождь, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, листья деревьев жёлтые и красные; зима (зимой): небо серое, холодно, мороз, идёт снег; весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце.
Произведения:
- «Времена года» А Кузнецов
- «Осень» И. Винокуров.
- «Скучная картина» А. Плещеев
- «Зимний праздник» Н. Саконская
- «Зимнее утро» А. Пушкин
- «Защитники Отечества» Н. Мигунова
- «Весна» Г. Ладонщиков
- «Тетерева» Г. Скребицкий
- «Поздравляем с Женским днём!» Н. Найдёнова
- «Лето» К. Ушинский
- «Что такое лето» А. Балашов
Раздел 5 «Животный мир»
Дать понятие животные (звери, птицы, рыбы, насекомые). Учить классифицировать животных по группам: звери, птицы, рыбы и насекомые. Дать информацию о животных ХМАО-Югры.
Словарь: животные: звери, птицы, рыбы, насекомые; звери: волк, лиса, медведь, заяц, белка; птицы: дятел, сова, ворона, воробей, голубь; насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, комар; рыбы: щука, язь, карась, налим, муксун, нельма.
Круг детского чтения:
- «Лисица» Г. Скребицкий
- «Как хорошо, что есть на свете птицы!» М. Садовский
- «Жук» А. Барто
- «Коровушка» В. Берестов
- «Пожарные собаки» Л. Толстой.
- «Ёж» А. Кондратьев
- «Заяц» Е.Тараховская
Тематическое планирование 2-ого года обучения
№ | Тема | Дата | |
По плану | По факту | ||
1. | Я живу в России (страна, округ, город). Знакомство с учебниками. | ||
2. | Москва - столица России. «Дороги Москвы» Л. Кассиль Речь устная и письменная. | ||
3. | Москва - столица России. «Москва» С. Романовский. Слово, предложение, текст. | ||
Итого: | 3 ч | ||
4. | Наш класс. «Филиппок». Л. Толстой. Слово, предложение, текст | ||
5. | Я в школе. Экскурсия по школьному двору. Главная мысль текста. Части текста. | ||
6. | Я в школе. «Точно по часам» С. Маршак, «Школьный сад» М. Агзму. Восстановление предложений текста. | ||
7. | Я после уроков. «Парта Гугуцэ» Спиридон Вангели. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. |
|
|
Итого: | 4 ч |
| |
8. | Наш край. «В родном краю» А. Игебаев. Работа над ошибками. Алфавит. Звуки и буквы. | ||
9. | Город Советский. Экскурсия по городу Составление рассказа на тему « Город Советский» | ||
10. | Промежуточный контроль. Тест. | ||
11. | «Любите, изучайте свой край!» С. Вавилов. Работа над ошибками, допущенными в тесте. Гласные и согласные звуки. | ||
Итого: | 4 ч |
| |
12. | Моя семья. «Серёжа ждёт письма» В. Сухомлинский. Слог. Деление слов на слоги. | ||
13. | Мои родственники. «Наши дела» С. Михалков. Ударные и безударные слоги. | ||
14. | Промежуточный контроль. Диктант. | ||
15. | Тематический урок, посвящённый Новому году. «Ёлка наряжается – праздник приближается» Я. Аким Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ||
16. | Мои любимые занятия. «Хорошее дело» В. Бианки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | ||
Итого: | 6 ч |
| |
17. | Времена года. Загадки о временах года. Перенос слов по слогам. | ||
18. | Погода осенью. «Осень наступила» А. Плещеев Перенос слов с буквой й. | ||
19. | Погода зимой. Экскурсия в снежный городок. | ||
20. | Погода зимой. «На горке» Н. Носов. Перенос слов с мягким знаком. | ||
21. | Тематический урок, посвящённый Дню защитника Отечества. «Февраль» С. Маршак. | ||
22. | Погода весной. «Весна» А. Плещеев. «Весенняя песня» В. Бирюков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | ||
23. | Погода летом. «Лето» Е. Трутнева Мягкий знак в конце и в середине слова. | ||
Итого: | 7 ч |
| |
24. | Животные ХМАО-Югры. «Хороший совет» К. Ушинскому Правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||
25. | Промежуточный контроль. Тест. | ||
26. | Звери. «Зайчик» А. Блок Работа над ошибками текста. | ||
27. | Птицы. «Грачи открыли весну» В. Бианки. Правописание слов с чк, чн, щн. | ||
Итого: | 4 ч |
| |
28. | Растения ХМАО-Югры. «Смелый» С. Погореловский. Имя существительное. Имена собственные и нарицательные. | ||
29. | Растения ХМАО-Югры. «Юные друзья» М. Джалиль Род и число имён существительных. | ||
Итого: | 2 ч |
| |
30. | Мой распорядок дня. «Не везёт» В. Голявкин. Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным | ||
31. | Тематический урок, посвящённый Дню Победы. Экскурсия к мемориальному комплексу. | ||
32. | Мой распорядок дня. «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский. Глагол. Число глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами. | ||
33. | Резерв. | ||
34. | Резерв. | ||
Итого: | 5 ч |
|
Содержание программы 2-ого года обучения
Раздел 1 «Я живу в России» (3 часа)
Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный,город Ханты-Мансийск), где мы живём. Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме.
Дать понятие о видах речи (письменная и устная). Речь состоит из предложений. Развивать умения употреблять в речи предложения разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Формировать умения в распространении предложений.
Словарь: страна, Россия, столица, Москва, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, жители, народ, женщина, мужчина, ребёнок, дети, огромная, просторы, север, город, леса, проживает(ют), приезжает(ют), строят, привозит(ят), поезд, железная дорога, автомобиль, автобус, груз(ы), нефть, газ.
Круг детского чтения:
- «Дороги Москвы» Л. Кассиль и Г. Томин.
- «Москва» С. Романовский.
Раздел 2 «Школа» (4 часа)
Дать понятие состава класса (девочки мальчики). Знать правила поведения на уроке и на перемене. Уметь правильно себя вести в школе (классе, библиотеке, столовой) и на школьной территории (во дворе, спортивной площадке).
Дать понятие текста, слова, слога. Текст состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Главная мысль текста. Части текста. Развивать умения работать с деформированными предложениями и составлять текст по рисунку, данному началу и опорным словам.
Словарь: Школа, директор, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, дежурный, дневник, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик, книга, учебник, тетрадь, открыть - открой(те), закрыть- закрой(те), покажи(те), я, он, она, мальчик, девочка, перемена, сентябрь.
Круг детского чтения:
- «Филиппок». Л. Толстой.
- «Школьный сад» М. Агзму,«Точно по часам» С. Маршак.
- «Парта Гугуцэ» Спиридон Вангели.
Раздел 3 «Город» (3 часа)
Знать название города, в котором живёшь. Достопримечательности города Советский (мемориальный комплекс «Наказ Матери»), объекты культуры (музейно-культурный центр, городской культурный парк Отдыха, детская школа искусств, городская библиотека и др.), организации спорта (бассейн «Олимп», спортивные «Ринг», «Ледовый дворец» и др.), организации торговли (Т/Ц, сеть магазинов и др.).
Развивать умение составлять текст на заданную тему. Знать происхождение русского алфавита. Умение записывать слова в алфавитном порядке. Звуки и буквы, их различие. Понятие о гласных и согласных звуках. Развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный.
Словарь: Адрес, город, улица, микрорайон, площадь, дом, подъезд; переход, музей, театр, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, остановка, аптека, почта, полиция, поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.
Круг детского чтения:
- «В родном краю» А. Игебаев.
- «Любите, изучайте свой край!» С. Вавилов.
Раздел 4 «Семья» (6 часов)
Знать состав семьи. Называть своих близких родственников, кто и где проживает, кто и кем работает, кто и где учится и др. Рассказывать о своих любимых занятиях и традиционных семейных праздниках. Празднование Нового года в своей семье.
Формировать представление о слоге. Развивать умения делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги. Рассмотреть роль ударения в различении смысла слов. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Словарь: Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить, люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать, завтракаем.
Круг детского чтения:
- «Серёжа ждёт письма» В. Сухомлинский.
- «Наши дела» С. Михалков.
- «Хорошее дело» по В. Бианки.
Раздел 5 «Времена года» (7 часов)
Знать и называть времена года, признаки изменений погоды осенью, зимой, весной и летом. Рассказывать о праздниках, которые отмечают в России в разные времена года. Расширить знания о празднике День защитника Отечества.
Развивать умения переносить слова по слогам, переносить слова с буквой й и переносить слова с мягким знаком. Формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки и умение писать слова с мягким знаком в конце и в середине слова.
Словарь: Какая сегодня погода. Лето (летом): июнь, июль, август, тепло, жарко, небо голубое, зелёный, голубой. Осень (осенью): сентябрь, октябрь, ноябрь, часто идёт дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, деревья жёлтые и красные; зима (зимой): декабрь, январь, февраль, небо серое, бывает мороз, идёт снег; весна (весною): март, апрель, май, на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце; погода (хорошая, плохая).
Круг детского чтения:
- Загадки о временах года.
- «На горке» Н. Носов.
- «Весна» А. Плещеев.
- «Весенняя песня» В. Бирюков.
Раздел 6 «Животный мир» (4 часа)
Формировать понятие о животных (звери, птицы, рыбы, насекомые). Уметь различать зверей, птиц, рыб и насекомых, называя их существенные признаки различия. Сформировать представление о диких животных и знать их отличительные особенности. Дикие животные ХМАО-Югры. Животные ХМАО-Югры, занесённые в Красную книгу.
Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих. Формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Развивать умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу и слов с чк, чн, щн.
Словарь: Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло. Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар. Рыбы, речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.
Круг детского чтения:
- «Хороший совет» по К. Ушинскому
- «Юные друзья» М. Джалиль.
- «Грачи открыли весну» В. Бианки.
Раздел 7 «Растительный мир» (2 часа)
Познакомить с многообразием растений ХМАО-Югры, основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга). Узнать о растениях, занесённых в Красную книгу ХМАО-Югры. Выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека. Знать правила поведения в природе.
Обобщить знания о существительном как части речи. Развивать умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, Совершенствовать умение определять род имён существительных. Изменять имена существительные по числам.
Словарь: Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель, шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые: колокольчики, ромашки, васильки. Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина, лесные ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.
Круг детского чтения:
- «Смелый» С. Погореловский.
- «Юные друзья» М. Джалиль
Раздел 8 «Здоровье» (5 часов)
Знать и уметь показывать части тела человека. Раскрыть понятие «режим дня» и показать важность его соблюдения. Познакомить с основными режимными моментами. Показать, какое значение имеет режим в жизни школьника. Дать практические рекомендации по составлению режима дня. Уметь составлять режим дня.
Обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи. Учить правильному написанию имен прилагательных. Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Показать связь между прилагательным и существительным. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи. Умение определять число. Отрабатывать навык написания частицы НЕ с глаголами.
Словарь: Части тела, голова, думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина, волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо,
(уши), слушать. слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай, стоять, стой прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.
Круг детского чтения:
- «Не везёт» В. Голявкин.
- «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский.
Тематическое планирование 3-его года обучения
№ | Тема | дата | |
По плану | По факту | ||
1. | Я живу в России (страна, округ, город). Знакомство с учебниками. Речь устная и письменная. | ||
2. | Город Советский. Экскурсия по городу. Составление рассказа о городе Советский. | ||
Итого: | 2 ч |
| |
3. | Погода летом. «Ярко солнце светит» И. Суриков Диалог. Монолог. | ||
4. | Растения летом. «На лугах» И. Соколов-Микитов Текст. Предложение. Слово. | ||
5. | Как я провёл лето. «Англичанин Павля» В. Драгунский Тема. Тема и основная мысль текста. | ||
Итого: | 3 ч |
| |
6. | Осень. «Осень» М. Лермонтов Предложения по цели высказывания и по интонации. | ||
7. | Признаки осени. «Золотая российская осень» Г. Кублицкий Промежуточный контроль. Тест. | ||
8. | Ранняя осень. «Славная осень» Н. Некрасов Работа над ошибками, допущенными в тесте. | ||
9. | Осень в лесу. «Письмо из осеннего леса» Г. Сапгир Слово и его значение. | ||
10. | Осень в горох. «Осенний лес в горах» Р. Рашидов Звуки и буквы. Слог. | ||
11. | Животные осенью. «Приспособился» В. Бианки Состав слова. Окончание, основа, корень. | ||
12. | Поздняя осень. «К зиме» К. Бальмонт. Состав слова. Суффикс. | ||
Итого: | 7 ч |
| |
13. | Зима. «Зима» И. Суриков. Состав слова. Приставка. | ||
14. | Признаки зимы. «Первый снег» А. Чехов. Состав слова. Обобщение. | ||
15. | Промежуточный контроль. Диктант. | ||
16. | Любимый зимний праздник. «Праздник Нового года» А. Митяев Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ||
17. | Любимый зимний праздник. «Новогоднее пожелание» Е. Серова Имя существительное – часть речи. | ||
18. | Растения зимой. «Ёлка» А. Барто Склонение имён существительных. | ||
19. | Животные зимой. «Беличья память» М. Пришвин Предлог. | ||
20. | Работы зимнее время года. «Зимой в деревне» Г. Скребицкий Множественное число имён существительных. | ||
21. | Тематическое занятие, посвящённое Дню защитника Отечества «Будем помнить» М. Михайлянц. Имя прилагательное. | ||
22. | Традиционный русский праздник «Проводы зимы. Масленица» К. Ступницкий Имя числительное. | ||
Итого: | 10 ч |
| |
23. | Весна. «К нам весна шагает» И. Токмакова Местоимение. | ||
24. | Признаки весны. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Э. Шим Глагол – часть речи. | ||
25. | Промежуточный контроль. Тест. | ||
26. | Тематическое занятие, посвящённое международному Дню 8 Марта. «Это мамин праздник» М. Садовский Работа над ошибками, допущенными в тексте. | ||
27. | Настоящее время глагола. | ||
28. | Признаки весны. «Снег теперь уже не тот» С. Маршак Прошедшее время глагола. | ||
29. | Тематическое занятие, посвящённое Дню космонавтики. «Первый в космосе» А. Митяеву, В. Бороздину Будущее время глагола. | ||
30. | Природа весной. «Зелёный шум» Г. Скребицкий Неопределённая форма глагола. | ||
Итого: | 8 ч |
| |
31. | Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы. «Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль Повторение по теме «Части речи». Подготовка к диктанту. | ||
32. | Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечная слава героям Отечества». | ||
33. | Резерв. | ||
34. | Резерв. | ||
Итого: | 4 ч |
|
Содержание программы 3-ого года обучения
Раздел 1 «Я живу в России» (2 часа)
Знать и называть: страну (Россия), столицу России (город Москва), область (Тюменская, город Тюмень), округ (Ханты-Мансийский автономный, город Ханты-Мансийск), город (Советский), где мы живём. Употреблять в речи слова и словосочетания по данной теме. Составлять рассказ с распространёнными предложениями по теме «Город»
Повторить виды речи (письменная и устная). Развивать умения употреблять в речи предложения разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных,
побудительных. Формировать умение составлять текст с распространёнными предложениями по теме «Город».
Словарь: Страна, Россия, Русь, Российская Федерация, столица, Москва, Красная площадь, отечество, герб, гимн, флаг, республика, область, Тюмень, округ, Ханты-Мансийск, Советский, малая родина, могучая, граждане, нации, народности, диаспора, проживает(ют), приезжает(ют), многонациональная
Раздел 2 «До свидания, лето!» (3 часа)
Знать признаки лета. Называть летние месяцы. Уметь рассказывать о погоде, о жизни растений и животных в летнее время года. Составлять рассказы об увиденном летом, о том, как провели дети лето, о том, чем занимаются люди в летнее время.
Обобщить имеющиеся знания о диалоге и монологе, теме и основной мысли текста. Учить правилам диалога и умениям составлять текст, передавая основную мысль. Совершенствовать навыки речевой культуры.
Словарь: Лето, июнь, июль, август, жара, температура воздуха и воды, солнце,
солнечный удар, трава, деревья, лес, поляна, грибы, ягоды, речка, море, удочка; печет, загорать,
плескаться, гроза, ливень, вокзал, рюкзак, поход, путешествие, палатка, шоссе, рассвет, закат,
Круг детского чтения:
- «Ярко солнце светит» И. Суриков
- Растения летом. «На лугах» И. Соколов-Микитов
- «Англичанин Павля» В. Драгунский
Раздел 3 «Славная осень!» (7 часов)
Знать признаки осени (ранней и поздней), какие изменения происходят с приходом осени в лесу, в горах. Знать и называть осенние месяцы. Уметь рассказывать о погоде осенью, о жизни растений и животных в осеннее время года. Составлять рассказы на осеннюю тематику, чем занимаются люди в городе, на даче осенью.
Обобщить имеющиеся знания о предложении, слове, звуках и буквах. Уметь различать и составлять предложения по цели высказывания и интонации. Знать состав слова. Развивать умения разбирать слова по составу. Совершенствовать навыки речевой культуры.
Словарь: Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, туман, грязь, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, зонт, ранняя, поздняя, осенняя, грустная, хмурая, дождливая, сырая, перелетные, зимующие, разноцветные, засохшие, мокрые, летят, шелестят, падают, наступает, приходит, прощаются, улетают, убирают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, желтеют, сохнут, капает, мокнут, замерзают, мокро, пасмурно.
Круг детского чтения:
- «Осень» М. Лермонтов
- «Золотая российская осень» Г. Кублицкий
- «Славная осень» Н. Некрасов
- «Письмо из осеннего леса» Г. Сапгир
- «Осенний лес в горах» Р. Рашидов
- «Приспособился» В. Бианки
- «К зиме» К. Бальмонт.
Раздел 4 «Здравствуй, зимушка-зима!» (10 часов)
Знать признаки зимы, какие изменения происходят с приходом зимы. Знать и называть зимние месяцы. Уметь рассказывать о погоде зимой, об изменениях, происходящих в жизни животных в зимнее время года. Составлять рассказы о зимних праздниках (Новый год и День защитника Отечества) и на зимнюю тематику «Зима в городе», «Зимние развлечения детей»,
«Труд людей в городе».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова и способах словообразования. Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
Закрепить знания учащихся об имени существительном, имени прилагательном и числительном. Повторить грамматические признаки данных частей речи. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Зима, месяц, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, вьюга, каток, коньки, хоккей, клюшка, шайба, конькобежец, соревнования, результат, холод, метель, снег, снегопад, сугробы, снежинка, снежки, снеговик, спячка, берлога, рождество, гололёд, зимние забавы, тройка лошадей, ледянка, варежки, валенки, сани, морозить, расписывать (о морозе), бело, ледяной, крепкий (мороз, лёд), морозный, холодный, снежный, сильный, холодно, морозно, пасмурно, снежно.
Круг детского чтения:
- «Зима» И. Суриков.
- «Первый снег» А. Чехов.
- «Праздник Нового года» А. Митяев
- «Новогоднее пожелание» Е. Серова
- «Ёлка» А. Барто
- «Беличья память» М. Пришвин
- «Зимой в деревне» Г. Скребицкий
- «Будем помнить» М. Михайлянц
- «Проводы зимы. Масленица» К. Ступницкий
Раздел 5 «Весна идёт, весне дорогу!» (8 часов)
Знать признаки весны, какие изменения происходят с приходом весны. Знать и называть весенние месяцы. Уметь рассказывать о погоде весной, об изменениях, происходящих в жизни растений и животных в весеннее время года. Составлять рассказы о весенних праздниках (День 8 Марта и День космонавтики) и на весеннюю тематику «Весна пришла», «Труд людей весной».
Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Глагол» и «Местоимение». Формировать умения выделять глагол и местоимение среди других частей речи. Развивать умения изменять глаголы по числам и навыки использования их в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов и местоимений. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Весна, март, апрель, май, звон, капель, ручеёк, проталинки, гололёд, субботник, ракета, старт, космос, космический корабль, греть, расцветать, журчать, просыпаться, весенний, светло, ярко, звонкий, поздний, теплый, яркий, ранний, солнечный, наступать, трещать, радостный, дождливый, шумный, светлый, красивый, тепло, холодно, сыро, грязно, звонко.
Круг детского чтения:
- «К нам весна шагает» И. Токмакова
- «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Э. Шим
- «Это мамин праздник» М. Садовский
- «Первый в космосе» А. Митяеву, В. Бороздину
- «Зелёный шум» Г. Скребицкий
Раздел 6 «Никто не забыт, ничто не забыто» (4 часа)
Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле. Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны. Развивать речь учащихся, продолжить работу по обогащению словарного запаса.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи». Формировать умения различать части речи. Развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Словарь: Победа, Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года, 9 мая 1945 года, День Победы, немецко-фашистские захватчики, гитлеровские войска, победители, ветеран, блокада, фронт, мужество, истребитель, лётчик, танкист, снаряды, оружие, парад, герой, орден, медаль, минута молчания, память, обелиски, памятники, город-герой, бессмертный подвиг, ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе, почётный караул, вечный огонь, мемориальный комплекс «Вечная слава героям Отечества».
Круг детского чтения:
- «Никто не знает, но помнят все» Л. Кассиль
- «Памяти друга» А. Ахматова
Тематическое планирование 4-ого года обучения
№ | Тема | ||
По плану | По факту | ||
1. | Погода летом. «Одно на всех» Н. Юркова Текст. Предложение. | ||
2. | Животные летом. «Пчела и оса» А. Алиш Простое и сложное предложение. | ||
3. | Как я провёл лето. «Лето в горах» Р. Гамзатов Сложносочинённые предложения. | ||
4. | Труд людей летом. «Ника на даче» В. Голявкин Сложноподчинённые предложения. | ||
Итого: | 4 ч |
| |
5. | Осень. «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин Слово, словообразование и словоизменение. | ||
6. | Признаки осени. «Осень пришла» М. Джалиль Правописание гласных в корне слова. | ||
7. | Признаки осени. «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенин Правописание согласных в корне слова. | ||
8. | Осень в лесу. «Полянка в лесу» М. Пришвин Промежуточный контроль. Тест. | ||
9. | Экскурсия в осенний лес. | ||
10. | Жизнь птиц осенью. «Лебеди» Л. Толстой Двойные согласные в слове. | ||
11. | Жизнь зверей осенью. «Под шапкой-невидимкой» Н. Сладков Непроизносимые согласные | ||
Итого: | 7 ч |
| |
12. | Зима. «Вот север тучи нагоняя…» А Пушкин. Сложные слова. | ||
13. | Признаки зимы. «Снег» С. Аксаков Имя существительное – часть речи. | ||
14. | Промежуточный контроль. Диктант. | ||
15. | Тематическое занятие, посвящённое празднованию Нового года. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | ||
16. | Любимый праздник детей. «Новогодняя быль» С. Михалков 1-е склонение имён существительных. | ||
17. | «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев 2-е склонение имён существительных. | ||
18. | Жизнь птиц зимой. «Покормите птиц зимой» А. Яшин 3-е склонение имён существительных. | ||
19. | Зимние забавы. «Саша» Н. Некрасов Множественное число имён существительных. | ||
20. | Зимние забавы. «У Ники новые лыжи» В. Голявкин Имя прилагательное – часть речи. | ||
21. | Зимние забавы. Игры в зимнем городке (площадь 3 м-на) Образование имён прилагательных. | ||
22. | «Госпожа-Метелица» Братья Гримм Изменение имён прилагательных по родам и числам. | ||
23. | Тематическое занятие, посвящённое Дню защитника Отечества Имя числительное. | ||
Итого: | 13ч |
| |
24. | Весна. «Гонимы вешними лучами…» А. Пушкин Местоимение. | ||
25. | Признаки весны. «Весной» А. Чехов Личные и указательные местоимения. | ||
26. | Промежуточный контроль. Тест. | ||
27. | Тематическое занятие, посвящённое международному Дню 8 Марта. Работа над ошибками, допущенными в тесте. | ||
28. | Признаки весны. «Как меня спасали» Ю.Сотник Глагол – часть речи. | ||
29. | Жизнь животных весной. «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов Неопределённая форма глагола. | ||
30. | Тематическое занятие, посвящённое Дню космонавтики. Время глагола. | ||
31. | Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы. «Белая берёза» С. Васильев. Написание НЕ с глаголами. | ||
32. | Резерв. | ||
33. | Резерв | ||
Итого: | 10 ч |
|
Содержание программы 4-ого года обучения
Раздел 1 «Вспомним лето!» (4 часа)
Знать названия летних месяцев. Вспомнить и повторить признаки летнего времени года; научить детей выявлять главные особенности каждого летнего месяца. Составлять рассказы об увиденном летом, о том, как провели дети лето, о том, чем занимаются люди в летнее время. Учить детей выражать свои мысли, чувства. Отрабатывать навыки выразительного чтения.
Закреплять навыки по определению видов предложений по цели высказывания и интонации, простых и сложных предложений и грамматических основ в них, предложений с однородными членами, навыки составления диалога и текста. Формировать умения различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, ставить знаки препинания в предложениях. Учить устанавливать связь слов в предложении, выделять подлежащее и сказуемое. Развивать умения составлять предложения из слов, устанавливая между ними связь по вопросам и умение ориентироваться в тексте, находить ответы на предложенные вопросы.
Словарь: Лето, июнь, июль, август, жаркое, жгучее, засушливое, удушливо-знойное, радуга, гроза, гром, молния, цветы, клумбы, фонтан, пляж, бассейн, велосипед, роликовые коньки, каникулы, рыбалка, катер, лодка, удочка, рыбак, сад, поле, луг, огород, дача.
Круг детского чтения:
- «Одно на всех» Н. Юркова
- «Пчела и оса» А. Алиш
- «Лето в горах» Р. Гамзатов
- «Ника на даче» В. Голявкин
Раздел 2 «Уж небо осенью дышало…» (7 часов)
Обобщить и дополнить познания детей о признаках осени, о перелетных и зимующих птицах. Познакомить с народными приметами, древними названиями осенних месяцев и с термином
«олицетворение». Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор, заголовок), определять тему и жанр произведения, основы читательской деятельности. Развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии.
Организовывать работу учащихся по осмыслению понятий «словообразование» и
«словоизменение». Формировать представление о «словообразовании», «словоизменении», Развивать умение различать данные понятия путём сравнения и сопоставления основ в словах. Отрабатывать способы проверки корневых орфограмм, совершенствовать умения осознанно распознавать и проверять корневые орфограммы в словах. Учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова. Формировать умения писать слова с двойными согласными в корне слова и видеть их в тексте. Учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными, находить такие слова среди других слов и подбирать проверочные слова.
Словарь: Сентябрь (ревун – за жёлтый цвет господствующий в лесах, ревуном был наречён - за ветряную непогоду), октябрь (хмурен – дни коротки, плотно тучи кроют небо), ноябрь (вересен – месяцем первых инеев), сырость, ненастье, свежесть, природа, запасы, деревья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, заморозки, наледь, золотая, унылая, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, ненастная, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, опавшие, кружащийся, хрустящие, шуршат, осыпаются, хмурится, курлыкают, срывают, увядают, моросит, сыро, ненастно.
Круг детского чтения:
- «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин
- «Осень пришла» М. Джалиль
- «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенин
- «Полянка в лесу» М. Пришвин
- «Лебеди» Л. Толстой
- «Под шапкой-невидимкой» Н. Сладков
Раздел 3 «Волшебница – зима» (13 часов)
Учить отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных, создавать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Развивать монологическую речь, составлять рассказы о зимних праздниках (Новый год и День защитника Отечества), умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные О, Е; определять основы сложного слова, применять правила правописания орфограмм в корне сложного слова. Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха: умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее написание изменением формы слова или подбором родственных слов. Обобщать и закреплять знания об имени существительном. Развивать умения распознавать три типа склонения по окончанию и
роду. Отрабатывать способ образования имен прилагательных от основ имен существительных с помощью суффиксов. Обогащать письменную и устную речь обучающихся. Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.
Словарь: Декабрь, январь, февраль, иней, пурга, снежные хлопья, стужа, спортсмены, состязания, рекорд, сноуборд, трамплин, бобслей, биатлон, снежные заносы, мести, заснеженный, зимник, волшебница, кудесница, кружевница, красавица, чародейка, озимые, снегоход, зимовка, сковать, забавляться, леденеть, бушевать, вьюжный, зябко.
Круг детского чтения:
- «Вот север тучи нагоняя…» А Пушкин
- «Снег» С. Аксаков
- «Новогодняя быль» С. Михалков
- «Для чего нужен снег» Ю. Дмитриев
- «Покормите птиц зимой» А. Яшин
- «Саша» Н. Некрасов
- «У Ники новые лыжи» В. Голявкин
- «Госпожа-Метелица» Братья Гримм
Раздел 4 «Весна! Весна! Весне дорогу!» (10 часов)
Закреплять представления о признаках весны. Формировать умение воспринимать образ весны в различных произведениях искусства. Обогащать речь детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами. Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия произведений, воображение, речь, зрительно-слуховую память. Учить формулировать свои мысли, составлять тексты о весенних праздниках (международный День 8 Марта, День космонавтики, День Победы).
Повторить особенности местоимений 1, 2, 3-го лица. Формировать умения заменять существительные местоимением. Развить навык точного употребления в речи местоимений, умение различать местоимения по лицам. Обобщить знания учащихся о личных и указательных местоимениях. Систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол». Повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов. Развивать речь, орфографическую зоркость и активизировать словарный запас.
Словарь: март, апрель, май, разлившаяся река, тающий снег, капающие с крыши сосульки, распускаться, ломаться, журчание, пахнуть, набухать, оттепель, наст, спутник, щебетать, рыхлый, пробиваться, струйки воды, цветение трав и деревьев, погожий.
Круг детского чтения:
- «Гонимы вешними лучами…» А. Пушкин
- «Весной» А. Чехов
- «Как меня спасали» Ю. Сотник
- «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов
- «Белая берёза» С. Васильев.
Список рекомендованной литературы
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 1 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 3 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев
«Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Азнабаевой Ф.Ф., Турова Г.А., Артеменко О.И./Под редакцией Г.Н. Никольской Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 2 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Азнабаевой Ф.Ф., Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 3 класс. М: Просвещение, 2014г.
- Азнабаевой Ф.Ф., Артеменко О.И./Под редакцией Р.Г. Давлетбаевой. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность социальное направление "Помощники" 2 класс ФГОС
тематическое планирование кружка "Помощники" по ФГОС 1-2 класс...
Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Программа внеурочной деятельности социального направленности "100 добрых дел" для 1-3 классов
Программа предназначена для обучающихся 1-3 классов. Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
Презентация Реализация внеурочной деятельности социального направления через работу кружка "Что? Где? Когда?",
Программа кружка....
Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...