Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Перспективная начальная школа» во внеурочной деятельности» "Музей в твоем классе"
консультация (1 класс)

 Жигалко Светлана Алексеевна

Программа этого курса  в качестве приоритетного определяет общекультурное  и духовно-нравственное развитие обучающихся.

 Так как дети проживают в небольшом городе…Не все дети имеют возможность посещать картинные галереи и музеи нашей большой страны.

В ходе освоения  этого  курса  осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет);

 в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями;

 в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Перспективная начальная школа» во внеурочной деятельности» (слайд 1)

 (слайд 2)Используя в практике УМК «Перспективная начальная школа», мы с коллегами  убедились в том, что издательство «Академкнига/Учебник» предлагает органично связанные с учебным процессом программы внеурочной деятельности, которые  обеспечивают  развитие универсальных учебных действий и достижение личностных результатов.

Авторы учебников и пособий системы «Перспективная начальная школа»

Авторы программ внеурочной деятельности «Перспективная начальная школа»

О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Тетради для самостоятельной работы школьников по математике (1-4 классы)

О.А. Захарова «Расчётно-конструкторское бюро»

Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова.Учебники по информатике и ИКТ (2-4 классы)

А.Г. Паутова «Путешествие в компьютерную долину»

Р.Г.Чуракова Концептуальные основы ПНШ. Методические материалы для учителей (поурочное планирование)

Р.Г. Чуракова «Изучение природы родного края»
В.А. Самкова «Путешествие в мир экологии»

Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Л. Голованова, И.Б. Мылова. Учебники по технологии (1-4 классы)

Т.М. Рагозина «Город Мастеров»

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова,   С.Н. Ямшинина. Итоговые комплексные работы на основе единого текста

С.Н. Ямшинина «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир»

                (слайд 9) В нашей школе реализуются следующие программы внеурочной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы различными методами:

  • «Город мастеров»;
  • «Расчётно-конструкторское бюро» ;
  • «Ключ и Заря»;
  • «Путешествие в мир экологии»;
  • «Мы и окружающий мир;
  • «Путешествие в компьютерную долину ;
  •  «Мы раскрасим целый свет»;
  • «Музей в твоем классе».

      Подробнее мне хотелось бы остановиться на  внеурочной деятельности «Музей в твоем классе». Программа этого курса  в качестве приоритетного определяет общекультурное  и духовно-нравственное развитие обучающихся.

 Тавк как дети проживают в небольшом городе…Не все дети …

        (слайд 10) В ходе освоения  этого  курса  осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет);

 в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями;

 в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

        

Работа кружка «Музей в твоём классе» строится на содержании пособия, которое состоит  из альбома репродукций картин художников и методического приложения. Пособие входит в комплект УМК «Перспективная начальная школа», но этот курс очень  интересен  и его    можно преподавать не зависимо от того, по какому  комплекту вы работаете.

        Изначально многие педагоги считали, что рассматривать 17 картин на протяжении 4-х лет обучения бессмысленно, наскучит детям. Но изучив подробно методику работы,  сопоставив с теми видами заданий, которые выполняют ребята в классе, пришли к выводу: да, картины одинаковые, но цели, задания, разного уровня вопросы, содержание работы- разные  а,  следовательно, формируемые Универсальные Учебные Действия – разные.

        (слайд11) Давайте  рассмотрим на примере одного занятия, как через проблемно-ценностное общение, игровую, познавательную форму на каждом этапе происходит формирование универсальных учебных действий…

        (слайд 12) Так на этапе Определения темы и целей занятия ребята учатся определять тему и цели занятия.

-  «Определить тему занятия помогут строки из стихотворения:

«Московский дворик. Сердце замирает: 
Как воздух чист, как зелена трава! 
И солнце, в куполах церквей играя, 
Нежней парного молока с утра!»

(слайд 13)-Ребята, предположите название картины. А как вы думаете, как изображение московского двора связано с автором Василием Поленовым?

-Скажите, а как относится автор картины к своему дворику?

-Какие цели вы поставите на это занятие?

Эти вопросы способствуют формированию умения определять тему картины, и настроение автора, (Познавательные УУД).

Ребята учатся определять цель, планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов (Регулятивные УУД). (слайд 14)

        На этапе Первичного обращения к картине у ребят сложится общее впечатление от картины.

(слайд 15) -Что вы видите на переднем плане репродукции? Что изображено на заднем плане?

- Как вам кажется, жизнь в этом дворе похожа на жизнь в деревне или в городе?

Здесь формируется умение находить объекты, предложенные для анализа, выделять главное в предложенной информации. (Познавательные УУД). Учащиеся учатся строить устные высказывания с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

        Следующий этап Знакомство с художником-автором картины , а следующий  - (слайд 16)

Этап Подробное рассматривание 

- укажите на то, что доказывает, что это город?

 С помощью круглой рамки или лупы учитель просит показать играющих детей. (показать инструменты!!! )(слайд 17)

- Найдите плачущую девочку. Как вы думаете, почему она плачет? Покажите старшую сестру. Всех ли детей на картине показали?

- На что отвлеклась старшая сестра? Рассмотрите с помощью лупы ромашку. Много ли таких цветов растет рядом? Где еще на картине можно увидеть цветущие растения? Покажите их с помощью рамки.

- ( к гостям) Вы обратили внимание, что работа с лупой и рамками способствует полному анализу картины и ее деталей ?

- Каких животных вы видите на картине? Покажите курочек, птиц в небе. А где еще заметили птицу? (На высокой березе).

- Как вы думаете, дети во дворе играют сами или за ними присматривает кто-то из взрослых? Кто это может быть? Покажите ее фигуру рамкой.

-О чем на картине мы еще не сказали? (Храмы). Что нам помогает услышать храмы? (Звон колоколов) Говорят, что звон колоколов отпугивает все недоброе, злое. Как вы думаете,  что мог чувствовать автор картины? (Умиротворение). Посмотрите, как солнце осветило купола храма. Скажите, какое время суток изобразил автор? (Начало дня)

        Здесь  у учащихся формируются умение распознавать объекты, умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. Ребята учатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (Познавательные УУД). У ребят формируются (Коммуникативные УУД).

        (слайд 18) На Третьем этапе обращения к картине необходимо вновь вернуться к целостному впечатлению, названию картины. (слайд 19)

Далее ведется работа в группах. Здесь ,  вспомнив  правила работы в группе, дети  готовят  сообщение по картине. В этом  им помогают вопросы:

  1. Что я увидел на картине?
  2. Что я услышал?
  3. Что я почувствовал, глядя на картину?

        Выслушиваются сообщения, высказываются мнения о прослушанных выступлениях.

         На этом этапе учащиеся учатся определять роль каждого в группе, планировать совместную и индивидуальную деятельность, прогнозировать , при необходимости корректировать результаты (Регулятивные УУД). 

У ребят формируется умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. (Коммуникативные УУД) (слайд 20)

        Во время подведения итогов и рефлЕксии следует вернуться к поставленным целям:

 -Чему хотели научиться сегодня на занятии? Какие цели ставили? Добились ли намеченных целей? Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода?

        У каждого ребенка формируется умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Каждый ученик учится анализировать свою работу на занятии, осознавать свои личные достижения (Регулятивные УУД). (слайд 21)

        

Итак, универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Очень важно, что дети могут чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они стараются сами себя научить, самостоятельно добывают знания, учат других. (слайд 22)

        Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть как  учебного процесса так  и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности. (слайд 23)

        В интернет-журнале «Место для шага вперед» размещено электронное пособие «Музей в твоем классе». Разнообразные интерактивные инструменты для работы с картинами (лупа, вертикальная и горизонтальная рамки для выделения деталей) , система вопросов и интерактивных заданий позволяет не только научить школьника находить и видеть на картине то, что изображено, но и реконструировать то, что вышло за рамки изображения.

        Дорогие коллеги! В заключении я хочу сказать, что УМК «Перспективная начальная школа» является эффективным и, в настоящее время надежным методическим помощником в работе, как начинающего, так и опытного учителя.

Если вы не пожалеете времени и сил на изучение принципов и методов ПНШ и используете эту систему на практике, то получите великолепные результаты.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Развитие универсальных учебных действий средствами УМК " Перспективная начальная школа"

В данной публикации описан опыт работы учителя по развитию унивесальных учебных  действий средствами программы " Перспективная начальная школа"...

Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...