Урок финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект урока

Шилова Светлана Валериевна

Технологическая карта урока «Семейный бюджет»

Педагог: Шилова Светлана Валериевна

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Возрастная категория обучающихся/, класс

2-3 класс

Тема

«Семейный бюджет»

Цель

Обобщить и систематизировать знания и умения  воспитанников по теме "Семейный бюджет»                                                                                                                                    

Планируемые образовательные результаты

Личностные: научить детей

проявлять познавательный интерес к новому материалу;

бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развить самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развить навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные: научить

составлять и распределять бюджет семьи;

понимать и правильно использовать экономические термины;

представлению о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные:

а) познавательные: использовать различные способы  поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладеть логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

б) регулятивные: понимать цели своих действий;

составлять простых планов с помощью учителя;

адекватное воспринимать предложений товарищей, учителя.

в) коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог;

уметь признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия

Деньги, экономия, бюджет, расходы, доходы.

Формы, методы, технологии обучения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Метод: словесный, наглядный, практический. Вид занятия – проблемный урок.

Средства обучения

Интерактивная доска, проектор

Организационные условия

Кабинет для проведения занятий

Учебно-методическое обеспечение

Презентация

 

План занятия / мероприятия

Этапы занятия/ мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

1. Организационный   момент. Мотивация к учебной деятельности.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Поприветствовать учителя.

 

2. Актуализация знаний.

Презентация

Учитель просит напомнить тему предыдущего урока («Откуда берутся деньги»), спрашивает домашнее задание (придумать способ заработать деньги для ребенка).

Озвучивают основные моменты предыдущего урока. По очереди отвечают на вопрос домашнего задания. Проводится свободное рассуждение на тему удачных и не удачных способов заработка для ребенка.

Повторение и актуализация знаний. Логические размышления на заданную тему. Обсуждение мнений в команде.

3. Самоопределение к деятельности.

Презентация

Озвучивается проблемный вопрос: «Как семейный бюджет влияет на нашу жизнь?».

Свободные высказывания по теме проблемного вопроса.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Развиваем навыки критичного мышления.

4. Сообщение  темы  и  цели.

Презентация

Тема «Семейный бюджет». Цель: понять, как грамотное составление семейного бюджета влияет на нашу успешность и удовлетворенность жизнью.

Высказывают свои предположения относительно важности данной темы.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Выдвигает гипотезу. Ищем способы ее подтверждения.

5. Основной блок

Работа по теме урока.

Презентация

Рассказывает о семейном бюджете: из каких доходов складывается, на что тратится, какие расходы обязательные. Проговаривается актуальность ежемесячных сбережений (приводится пример большей и меньшей з/п с и без сбережений).

Зарисовывают в виде скрайбинга полученную информацию.

Учимся запоминать большой объем информации и визуализировать сложные понятия.

6. Физкультминутка.

-

Показывает четыре вида жестов: 1 поднятый палец, 2 поднятых пальца, 2 пальца перекрещены, указательный и большой палец образуют букву «О». Повторяет их несколько раз подряд, наращивая темп.

Повторяют за учителем, стараясь не сбиться.

Координация работы полушарий, развитие внимательности.

7. Практическая работа в группах «Составь бюджет».

Презентация, бумага, ручки

Предлагает составить бюджет семьи, основываясь на одинаковых исходных данных: семья из 4 человек, родители зарабатывают по 40000, дети учатся в школе, подработок нет.

Распределяются по группам, в течении 5 минут составляют бюджет.

Практическое применение полученных знаний.

8. Обсуждение темы «Экономия»

Презентация

Вводные данные меняются: родители стали зарабатывать на 10000 меньше (каждый). Как при этом суметь откладывать деньги?

Составляют новый бюджет. Озвучивают свои способы экономии.

Практическое применение полученных знаний. Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения.

 

8. Закрепление. Итог.

Презентация

Опрашивает детей о теме урока. В конце урока учитель должен подвести детей к мысли о том, что важнее не большая зарплата, а разумное распределение трат.

Повторяют виды трат (обязательные и необязательные), закрепляют информацию о важности ежемесячных сбережений. Подтверждают гипотезу о том, что деньги являются очень важность частью жизни и влияют на удовлетворенность жизнью. Подводят итог, что грамотное составление бюджета является залогом финансовой стабильности.

Закрепление полученных знаний. Работа с гипотезой.

Рефлексия

Презентация

Опрашивает детей о том, что понравилось во время урока, что было не понятно.

Озвучивают свои мысли и ощущения по итогам урока. Предлагают варианты как еще можно было провести урок.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Учимся формирующему оцениванию.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Семейный бюджет»

Педагог: Шилова Светлана Валериевна

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Возрастная категория обучающихся/, класс

2-3 класс

Тема

«Семейный бюджет»

Цель

Обобщить и систематизировать знания и умения  воспитанников по теме "Семейный бюджет»        

Планируемые образовательные результаты

Личностные: научить детей

проявлять познавательный интерес к новому материалу;

бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развить самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развить навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные: научить

составлять и распределять бюджет семьи;

понимать и правильно использовать экономические термины;

представлению о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные: 

а) познавательные: использовать различные способы  поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладеть логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

б) регулятивные: понимать цели своих действий;

составлять простых планов с помощью учителя;

адекватное воспринимать предложений товарищей, учителя.

в) коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог;

уметь признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия

Деньги, экономия, бюджет, расходы, доходы.

Формы, методы, технологии обучения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Метод: словесный, наглядный, практический. Вид занятия – проблемный урок.

Средства обучения

Интерактивная доска, проектор

Организационные условия

Кабинет для проведения занятий

Учебно-методическое обеспечение

Презентация

План занятия / мероприятия

Этапы занятия/ мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

1. Организационный   момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Поприветствовать учителя.

2. Актуализация знаний.

Презентация

Учитель просит напомнить тему предыдущего урока («Откуда берутся деньги»), спрашивает домашнее задание (придумать способ заработать деньги для ребенка).

Озвучивают основные моменты предыдущего урока. По очереди отвечают на вопрос домашнего задания. Проводится свободное рассуждение на тему удачных и не удачных способов заработка для ребенка.

Повторение и актуализация знаний. Логические размышления на заданную тему. Обсуждение мнений в команде.

3. Самоопределение к деятельности.

Презентация

Озвучивается проблемный вопрос: «Как семейный бюджет влияет на нашу жизнь?».

Свободные высказывания по теме проблемного вопроса.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Развиваем навыки критичного мышления.

4. Сообщение  темы  и  цели.

Презентация

Тема «Семейный бюджет». Цель: понять, как грамотное составление семейного бюджета влияет на нашу успешность и удовлетворенность жизнью.

Высказывают свои предположения относительно важности данной темы.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Выдвигает гипотезу. Ищем способы ее подтверждения.

5. Основной блок

Работа по теме урока.

Презентация

Рассказывает о семейном бюджете: из каких доходов складывается, на что тратится, какие расходы обязательные. Проговаривается актуальность ежемесячных сбережений (приводится пример большей и меньшей з/п с и без сбережений).

Зарисовывают в виде скрайбинга полученную информацию.

Учимся запоминать большой объем информации и визуализировать сложные понятия.

6. Физкультминутка.

-

Показывает четыре вида жестов: 1 поднятый палец, 2 поднятых пальца, 2 пальца перекрещены, указательный и большой палец образуют букву «О». Повторяет их несколько раз подряд, наращивая темп.

Повторяют за учителем, стараясь не сбиться.

Координация работы полушарий, развитие внимательности.

7. Практическая работа в группах «Составь бюджет».

Презентация, бумага, ручки

Предлагает составить бюджет семьи, основываясь на одинаковых исходных данных: семья из 4 человек, родители зарабатывают по 40000, дети учатся в школе, подработок нет.

Распределяются по группам, в течении 5 минут составляют бюджет.

Практическое применение полученных знаний.

8. Обсуждение темы «Экономия»

Презентация

Вводные данные меняются: родители стали зарабатывать на 10000 меньше (каждый). Как при этом суметь откладывать деньги?

Составляют новый бюджет. Озвучивают свои способы экономии.

Практическое применение полученных знаний. Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения.

8. Закрепление. Итог.

Презентация

Опрашивает детей о теме урока. В конце урока учитель должен подвести детей к мысли о том, что важнее не большая зарплата, а разумное распределение трат.

Повторяют виды трат (обязательные и необязательные), закрепляют информацию о важности ежемесячных сбережений. Подтверждают гипотезу о том, что деньги являются очень важность частью жизни и влияют на удовлетворенность жизнью. Подводят итог, что грамотное составление бюджета является залогом финансовой стабильности.

Закрепление полученных знаний. Работа с гипотезой.

Рефлексия

Презентация

Опрашивает детей о том, что понравилось во время урока, что было не понятно.

Озвучивают свои мысли и ощущения по итогам урока. Предлагают варианты как еще можно было провести урок.

Учимся слушать друг друга, принимать различные точки зрения. Учимся формирующему оцениванию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая работа по теме: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМПЛЕКС СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД » Выполнила: учитель начальных классов Шилова Светлана Валериевна Город Пыть-Ях 2022 год

Слайд 2

ЦЕЛИ: Обобщить и систематизировать знания и умения воспитанников по теме "Семейный бюджет ». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные : научить детей проявлять познавательный интерес к новому материалу; бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи; овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развить самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развить навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Предметные: научить составлять и распределять бюджет семьи; понимать и правильно использовать экономические термины; представлению о роли денег в семье и обществе;

Слайд 3

Метапредметные: а) познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладеть логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. б) регулятивные: понимать цели своих действий; составлять простых планов с помощью учителя; адекватное воспринимать предложений товарищей, учителя. в) коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Слайд 4

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная Понятия: Деньги, экономия, бюджет, расходы, доходы. Метод: словесный, наглядный, практический Ресурсы: интерактивная доска, проектор, презентация Технологии: формирующее оценивание, проблемный метод, мозговой штурм Вид занятия – проблемный урок

Слайд 5

Вспоминаем откуда берутся деньги? Лотереи, клады, наследство Заработная плата Пенсии, пособия, стипендии Вклады, кредиты

Слайд 6

Как семейный бюджет влияет на нашу жизнь?

Слайд 7

Тема: Семейный бюджет Цель: понять, как грамотное составление семейного бюджета влияет на нашу успешность и удовлетворенность жизнью

Слайд 8

ДОХОДЫ: Заработная плата Пенсия Пособия Стипендии РАСХОДЫ: Обязательные (еда, коммунальные услуги, неотложные покупки, проезд) Хотелки (развлечения, игрушки, хобби и т.д.) Сбережения Важно отнести все виды трат в определенную категорию! Из чего состоит бюджет?

Слайд 10

? Составь бюджет семьи ? ПАПА, 40 лет: Профессия: инженер З/п: 40000 руб. Увлечения: рыбалка МАМА, 38 лет: Профессия: учитель З/п: 40000 руб. Увлечения: вязание СЫН, 10 лет: Занятие: школьник З/п: 0 руб. Увлечения: футбол ДОЧЬ, 8 лет: Занятие: школьник З/п: 0 руб. Увлечения: куклы

Слайд 11

ПРИМЕРНЫЙ БЮДЖЕТ НА 80000 РУБ. ЕДА – 30000 руб. КОММУНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ – 10000 руб. НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ (одежда, обувь, платежи за кружки, лекарства, ремонт техники и т.д.) – 10000 руб. ПРОЕЗД – 5000 руб. РАЗВЛЕЧЕНИЯ – 5000 руб. СБЕРЕЖЕНИЯ – 20000 руб.

Слайд 12

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ЗАКУПАТЬ ЕДУ ОПТОМ БЕРЕЧЬ СВЕТ И ВОДУ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НЕ СРОЧНЫХ ПОКУПОК ЧАЩЕ ХОДИТЬ ПЕШКОМ БРАТЬ ЕДУ НА РАБОТУ ИЗ ДОМА На чем можно сэкономить???

Слайд 13

ЕДА – 25000 руб. КОММУНАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ – 8000 руб. НЕОТЛОЖНЫЕ НУЖДЫ (одежда, обувь, платежи за кружки, лекарства, ремонт техники и т.д.) – 8000 руб. ПРОЕЗД – 4000 руб. РАЗВЛЕЧЕНИЯ – 3000 руб. СБЕРЕЖЕНИЯ – 12000 руб. ПРИМЕРНЫЙ БЮДЖЕТ НА 60000 РУБ.

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока финансовая грамотность «Семейный бюджет» (2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.Задачи урокаДидактические:•   знать, что такое семейный бюджет;&bull...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Финансовой грамотности для 2 (3) класса по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить »

Важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  доходов и расходов, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования сре...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы", 2 класс

Начиная учиться в школе, ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности. В своей...