"Сказки Югры". Проектная деятельность для обучающихся первого класса с применением артпедагогических технологий (литература, изодеятельность)
проект (1 класс)

Наталия Михайловна Кузина

Произведения народного творчества дают богатейший материал для развития личности ребенка с проблемами. Формирование художественной культуры у школьников с ОВЗ через знакомство с литературой имеет особенности, обусловленные характером и природой конкретного варианта нарушений.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами,  четкое понимание детям с ОВЗ дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими в непосредственно образовательной  деятельности. К тому же, для детей с ОВЗ продуктивная деятельность по мотивам прочитанного литературного произведения, является неоспоримо хорошим способом закрепления и усвоения полученной информации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_yugry_21-22gg.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказки Югры»

1 класс

Подготовила

 Учитель-дефектолог

Кузина Наталия Михайловна

Урай, 2021-2022

Пояснительная записка

Литература - один из видов искусств, главным выразительным и изобразительным средством которого является слово, его письменная форма. Оно раскрывает события, показывает литературные образы в действии и одновременно формулирует авторскую позицию. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, повести, стихи, поэмы – исключительно богатый материал не только для развития речи ребенка, но и для его психического развития в целом. В школе ребенку с ОВЗ предстоит пройти путь восхождения от овладения речью как общенационального культурного достояния до индивидуализации своей речевой культуры.

В процессе изучения искусства слова у школьников с различными вариантами нарушений развития закладываются фундамент читательской культуры, способы познавательной деятельности, процесс добывания и систематизации знаний, поэтому так велика роль родного языка, литературы как искусства, особенно в коррекционной школе.

 Современная детская художественная литература и произведения народного творчества (предусмотренные программами) дают богатейший материал для развития личности ребенка с проблемами. Формирование художественной культуры у школьников с ОВЗ через знакомство с литературой имеет особенности, обусловленные характером и природой конкретного варианта нарушений.

Так, у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью пониженная активность и недефференцированность восприятия определяют и методику знакомства с литературными произведениями, обучение чтению и рассказыванию. Детям данной категории требуется пояснение, уточнение смыслового содержания. Конкретно-ситуативное мышление усложняет усвоение в произведении таких понятий как добро, дружба и др. Для обучения детей сознательному правильному выразительному пересказыванию прочитанного используются вопросный план, опорные слова, или дается наглядность в виде иллюстраций. Для чтения, анализа и рассказывания подбираются произведения, содержания которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора.

Формирование основ художественной культуры посредством знакомства с литературными произведениями, чтения и рассказывания в школе для детей с нарушениями слуха сочетается с развитием речевой деятельности и языковой способности. Включить ребенка с нарушением слуха в содержательный мир языка- значит прежде всего сформировать у него полноценную речемыслительную деятельность, научить естественным, общепринятым средствам общения, воспитать интерес к книге. Основой этого процесса является полисенсорный характер восприятия материала учащимся (зрительное и слуховое восприятие). Работа ведется с использованием слуховой аппаратуры. Такое восприятие на уроках чтения в младших классах дает возможность учащимся лучше воспринимать эмоциональный настрой произведения, интонационные хартеристики героев; оказывает максималное содействие обучению детей чтению, пониманию и запоминанию прочитанного, формированию у них словесной речи.

Процесс чувственного познания мира осуществляется у школьников с нарушением зрения посредством знакомства с литературой обучения чтению и пересказу. Слабое развитие речи таких учащихся затрудняет осмысление учебного материала, часто ведет к механическому запоминанию. Предупреждение или преодоление этого достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, с использованием дидактических приемов. При знакомстве с литературным материалом особое значение имеет эмоционально выразительный рассказ педагога, который вызывает сочувственное переживание, помогает лучше понять содержание произведения.

Но, не смотря на сложности процесса обучения и формирования художественной культуры школьников с ОВЗ, литература помогает ввести их в содержательный мир языка, познакомить со средствами выразительности устной и письменной речи, овладеть ее информационно-знаковой основой. Все это создает условия для разностороннего личностного развития, социальной адаптации детей, использования процесса обучения литературному языку, речи в качестве генерального пути приобщения их к современной культуре.

Сказки - как средство воспитания любви к родному краю.

Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в младшем школьном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. Для знакомства с культурой разных народов, важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах.

Народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские).

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у младших школьников является специально организованная деятельность. В рамках ознакомления с культурой и бытом народов Югры – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

        Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами,  четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими в непосредственно образовательной  деятельности. К тому же, для детей с ОВЗ продуктивная деятельность по мотивам прочитанного литературного произведения, является неоспоримо хорошим способом закрепления и усвоения полученной информации.

ПРОЕКТ «СКАЗКИ ЮГРЫ»

Тип проекта: долгосрочный, познавательный, коллективный.

Сроки реализации: октябрь 2021г. – май 2022г.

Участники проекта: обучающиеся первого класса.

Аннотация: Воспитание любви к родному краю и уважения к культуре других народов, начинается с детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу Родину», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, и в детском саду, под руководством воспитателя.

Учитель обладает множеством средств для формирования патриотической культуры детей. В данном проекте рассмотрено одно из них – средство художественного слова - сказки.

Забытые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы (как, например, в кетских сказках «Птичка-невеличка» и «Альба и Хосядам» или в чукотской сказке «Всемогущая Катгыргын»), духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) (например, в селькупской сказке «Хозяйка огня», орочской — «Лучший охотник на побережье», нивхской — «Белая нерпа»), смерть и оживление (например, в эвенкийской сказке «Как змеев победили»).

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Цель:
    - Формирование у детей младшего школьного возраста интереса  к своей малой Родине, через  устное народное творчество - сказку. Знакомство детей со сказками коренных народов ХМАО - Югры.

Задачи:

- Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях севера: «ханты», «манси»; их внешнего вида; национальной одежды, занятиях (оленеводство, рыболовство, охота)

- Дать представление о растительном и животном мире нашего края и тундры.

- Воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

- Развивать устойчивый интерес к художественной литературе, расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира в сказках.

- Развивать у детей связную, монологическую речь, умение пересказывать прочитанные сказки.

-  способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к Малой Родине.

Перспективный план

м

н

Работа с детьми

Работа с родителями

октябрь

1

2

3

Диагностика

Рассматривание альбома «Ханты и манси – дети Югры»

Беседа «Орнамент народов Севера»

Консультация

«Роль художественной литературы в развитии ребенка с ОВЗ в первом классе»

ноябрь

1

2

3

4

Аппликация с элементами орнамента «Рукавица»

Чтение сказки «Мышонок и медведь»

Рисование по сказке «Мышонок и медведь»

Лепка «Мышонок и медведь»

Консультация

«Мелкая моторика – зачем и как ее развивать»

декабрь

1

2

3

4

Беседа «Животный мир нашего края»

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто, где живет»

Заучивание стихотворений о Югре

Коллаж «Животный мир нашего края»

Консультация

«Развитие монологической речи у ребенка с ОВЗ в первом классе»

январь

3

4

Пословицы и поговорки народов ХМАО.

Подвижная игра «Оленьи рога»

Буклет

«Подвижные игры народов Севера»

Памятка

«Пословицы и поговорки народов ХМАО»

февраль

1

2

3

4

Чтение сказки «Сосна»

Поделки из сосновых шишек

Дидактическая игра «Правила в лесу»

Коллаж Лес – наше богатство»

Консультация «Воспитание любви к природе»

март

1

2

3

4

Чтение сказки «Назым – река любви»

Рассматривание природы водоемов Югры

Чтение сказки «Красивый бобр»

Лепка «Бобер»

Информация «Хантыйский календарь природы»

апрель

1

2

3

4

Чтение сказки «Вороненок»

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Чтение сказки «Золотое перо орла»

Изготовление книжки по сказке. (по выбору детей»

Консультация «Воспитание патриотических чувств у младших школьников»

май

1

2

3

Чтение сказки «Охотник, достойный рукодельницы»

Работа с раскрасками.

Диагностика

Памятка «Несколько советов родителям по оптимизации общения с детьми с ОВЗ»

Этапы реализации проекта

I этап. Организационно-подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

- произведен текстуальный анализ содержания сказок народов ханты и манси из сборника Г. Слинкиной «Сказки земли Югорской», детская художественная литература о жизни народов Севера – О. Лебедева «Буровичок Югорка», Л. Такташева «Голубые небеса», «Чудесная планета», «Земные радости», В. Козлов «Страна Мегиония» и др.

- пополнен патриотический уголок по теме проекта: тематические альбомы «Орнамент народов Севера», «Культура и быт ханты и манси», раскраски по мотивам орнамента одежды народов Севера, художественная литература, иллюстрации.

- изучен опыт других педагогов по воспитанию патриотических чувств средством художественной литературы.

II этап. Рефлексивно-прогностический.

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

        На данном этапе был проведен первичный мониторинг по теме проекта. В ходе бесед, наблюдений за детьми было выявлено, что дети не знают сказки народов ханты и манси, не имеют представления, о каких героях в них может быть рассказано.

 Результаты мониторинга: высокий – 0%, средний – 40%, низкий – 60%

        Беседы с родителями также показали отсутствие знаний о сказках народов Севера.

        По результатам проведенного обследования был составлен перспективный план работы.

III этап. Практический.

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о сказках народов Севера, воспитания любви к родному краю.

        На данном этапе использовались различные формы работы с детьми и родителями. В период с октября 2021 года по апрель 2022 года дети познакомились с различными сказками, пословицами, стихотворениями народов Севера; узнали о культуре быта ханты и манси. Расширились представления о природе родного края. Дети познакомились с произведениями поэтов и писателей Югры.

        В продуктивной, самостоятельной деятельности дети передавали свои впечатления от прочитанного.

Для родителей были подготовлены консультации, памятки.

IV этап.  Заключительный.

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

        В ходе бесед, наблюдений за детьми были получены итоговые данные знаний, умений и навыков по теме проекта.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Знает название родного края, города

Имеет представления о жизни народов Севера

Знает и называет 3-5 сказок народов Севера.

Имеет представления о героях северных сказок

Знает писателей и поэтов родного края

Знает стихи о Югре

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нк

кг

нг – начало года, кг – конец года

 

Результаты проведенного обследования на конец года:

Высокий уровень –

Средний уровень –

Низкий уровень –

Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика:

повышение процента уровня выше среднего на ____% (знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только знает названия сказок, но и дает оценку произведению);

у ___% детей имеется определенный объем знаний; низкий уровень снизился на ____% и составил к концу учебного года ___%.

Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности, о родном крае, о сказках, культуре и быте народов Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельностью. Работа над первой главой "Петербург времён Петра I" проекта "История СПб".

В этой разработке Вы сможите посмотреть на работу над первой главой  книги. Здесь  показан ход урока, даны материалы: жребий, задание для групп и материалы, с которыми работают учащиеся....

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе   педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку «Кружок EnglishOK» для обучающихся первых классов

Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку «Кружок EnglishOK» для обучающихся первых классов: из опыта работы с УМК "Английский в фокусе для начинающих"....

Методическая разработка урока английского языка для обучающихся 4 класса с применением информационных технологий по теме “Cities”

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока английского языка в 4 классе, целью которого является закрепление грамматического материала по теме "степени сравнения прилагательных"....

ЗАНЯТИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "Учимся общаться с окружающими".

Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.Задачи:создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;способствовать сплочению кл...