Конспект внеурочного занятия по экономике по теме «Банк» (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)
В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель курса - вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значимость для жизни людей. Банк является посредником в финансовых отношениях между людьми, между частными лицами и организациями. Неминуемо дети в будущем будут вовлечены в эти отношения. На занятии ученикам предлагаются непростые жизненные ситуации, из которых они находят достойный экономический и, что важно, нравственный выход. А сказочный сюжет позволяет донести до сознания третьеклассника необходимые для усвоения сложные экономические категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekonomike_bank.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к внеурочному занятию по экономике в 3 классе по теме «Банк»
Автор: Дарьина Диана Витальевна, ГБОУ Лицей № 369 г.Санкт-Петербурга.
Название курса: Факультативный курс «Экономика» для начальной школы.
Тема: Банк.
Банк, как особый финансовый институт, изучается на второй ступени курса (3 класс). Планом предусмотрено 34 часа, по 1 ч в неделю.
В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель курса - вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значимость для жизни людей. Банк является посредником в финансовых отношениях между людьми, между частными лицами и организациями. Неминуемо дети в будущем будут вовлечены в эти отношения. На занятии ученикам предлагаются непростые жизненные ситуации, из которых они находят достойный экономический и, что важно, нравственный выход. А сказочный сюжет позволяет донести до сознания третьеклассника необходимые для усвоения сложные экономические категории.
Ключевые понятия: банк, банковский процент, прибыль, кредит, первоначальный капитал, компаньон.
План-конспект
Курс | Экономика |
Тема | Банк |
Возраст учащихся | 9 лет |
Цели |
|
Планируемые результаты | Личностные умения:
Метапредметные умения Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны уметь:
|
Методы обучения | Наглядные (показ, демонстрация), словесные (рассказ, эвристическая беседа), практические (практическая работа), проблемного обучения (частично-поисковый). Методы контроля и самоконтроля (устная и письменная проверка знаний, некоторых мыслительных умений). Методы стимулирования и мотивации (учебная дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций), |
Формы обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование | 1. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для де детей в сказках, играх и задачках . 2013г. 2. Интерактивная панель. 3. USB-флеш-накопитель 3. Презентация. 4. Карточки для групповой и индивидуальной работы. |
Ход занятия:
Слайд 1- титульный.
I. Организационный момент
- Сегодня мы опять встретимся с нашими предприимчивыми друзьями. Похоже, им опять нужна помощь таких замечательных финансовых экспертов, как вы.
II. Создание проблемной ситуации.
- На прошлом занятии мы говорили о том, как друзья Фукс, Белка, Пыхтя и Шмыг пытались открыть ресторан, но затея оказалась неудачной. Почему? (Они не получили прибыль.)
- А вы смогли бы получить прибыль? Давайте проверим. Вы – владелец фирмы, производящей кроссовки (слайд 2 анимированный). Затраты на производство следующие (слайд 2б):
– зарплата работникам,
– материал,
– электроэнергия,
– износ оборудования,
– налоги.
- Всего на изготовление пары кроссовок уходит 1000 рублей (слайд 2в). По какой цене вам лучше продать кроссовки: 999 рублей, 1000 рублей или 1100 рублей? (слайд 2г)
(Дети выбирают одну из предложенных цен и объясняют выбор.)
- А что вы сделали бы с этой прибылью? (Предлагаются варианты ответов, в т.ч. положить деньги в банк.)
- Прозвучало слово «банк». Как вы думаете, поможет ли он нашим друзьям организовать успешный бизнес? (Ответы детей.)
- Давайте разберёмся: поможет или нет. И если поможет, то при каких условиях.
III. Актуализация знаний.
- Посмотрите на фотографии (слайд 3). Что их объединяет? (Это мосты СПб.) Какой из них связан с банком? (Банковский мост) (слайд 4)
- Где он находится? (На канале Грибоедова.) Интересно, что построен мост рядом с Ассигнационным банком. Что в убранстве моста указывает на связь с банком? (Грифоны)
- Почему именно грифоны установлены на Банковском мосту? (Предположения детей.) Где можно найти нужную информацию? (В энциклопедиях, художественной литературе, справочниках, у взрослых, в Интернете.)
Один ученик выходит к интерактивной панели для поиска информации.
- Давайте пройдём по гиперссылке http://ancientrome.ru/ Окажемся на сайте… (История Древнего Рима). Слева вы видите разделы. В каком из них можно получить нужную информацию? (Справочная литература.) Осталось ввести в поисковую строку интересующее нас слово. Прочитайте статью и ответьте на вопрос: почему же именно грифоны установлены на Банковском мосту?
ГРИФО́НЫ, ГРИ́ФЫ (Γρυπές), в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; грифоны — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).
Физкультурная пауза
- Рассчитайте минимальное количество человек, необходимое для изображения Банковского моста. Проверьте расчёт, показав мост.
Дети делятся на группы. Показывают модель моста.
- Каждая группа сейчас получит карточку со словами (Приложение 1). Задача: разделить эти слова на 2 группы, подчеркнув разными цветами (слайд 5 анимированный).
Дети выполняют задание, сравнивают результаты между группами.
- Подведём итог. Какой признак лёг в основу группировки? (Одинаковый корень.) У вас получились следующие группы (слайд 5б):
Банковский, банк, банкир.
Денежка, деньги, денежный.
- Есть ли связь между словами двух групп? (слайд 5в) (Да.)
В обсуждении дети выясняют, что банкир - человек, владеющий банком; банковский, т.е. относящийся к банку; деньги можно хранить в банке; денежные операции, расчёты, проводящиеся через банк - это банковские операции.
- Как вы понимаете значение слова «банк»? (Ответы детей.)
- Давайте проверим, насколько точны были ваши ответы. Откройте книгу «Белка и компания» на стр.50. Прочитайте определение.
- Дополните ваши ответы: банковские операции это только денежные операции? ( Это ещё операции с ценными бумагами.) Их виды мы рассмотрим позже.
- Банки появились очень давно. В XIII веке они уже были во Флоренции. В Италии скамья или конторка, за которой обменивались деньги, называлась banco.
IV. Усвоение новых знаний.
1. - Как вы думаете, легко ли быть банкиром? (Ответы детей.) Для этого надо очень много знать. Посмотрим, сможете ли вы определить среди терминов те, которые имеют отношение к банку. Работать можете индивидуально или объединиться в команды.
Дети получают комплект карточек. Выполняют задание.
Реализация, компаньон, процент, цена, прибыль, аренда, себестоимость, заём (кредит), первоначальный капитал, посредник, деньги,
- Есть ли слова, значение которых вы не знаете? Если есть, отметьте их «?». Возможно, уже по ходу занятия вы ответите на свой вопрос.
- А разобраться с терминами нам поможет неугомонный Фукс, который, потерпев неудачу с рестораном, решил взяться за финансы и стать банкиром.
2. Работа с книгой «Белка и компания» с.46-50.
- После самостоятельного чтения этой сказки я попрошу вас ответить на два вопроса (слайд 6):
1) Почему идею Фукса о создании собственного банка не поддержали его друзья?
2) Какое решение оказалось более выгодным?
Дети самостоятельно читают текст.
-Как вы ответите на первый вопрос?
Дети отвечают. Учитель обращает внимание на понятия, которые звучат в ответах учеников, и размещает соответствующие карточки на доске.
- Не было первоначального капитала (Значение уточняют в словаре на с.50);
- Чтобы взять в долг у Филина, надо платить большие проценты, т.е. вернуть 100 монет и ещё половину. Это кредит. Если прибыль будет маленькая, то лишатся всего, что имеют.
- Что же оказалось выгоднее?
- Продать всё ненужное и положить вырученные деньги в банк Филина. Тогда уже Филин будет платить проценты Фуксу, т.о. друзья получат прибыль.
- Кем тогда друг для друга будут друзья? (Компаньонами. См.словарь с.50)
V. Закрепление полученных знаний.
- Давайте подсчитаем прибыль друзей, решив задачу на с.51.
Дети читают задачу. Рассуждают: если на каждые 100 монет получается по 20 монет прибыли, а 200 монет - это два раза по 100, то получается 40 монет прибыли.
- Теперь вы можете объяснить, почему многие люди, в том числе и ваши родители, хранят деньги в банках? (Обладатели свободных денежных средств готовы одолжить их под проценты, чтобы «деньги делали деньги», так как за пользование чужими деньгами банк выплачивает вкладчикам проценты.)
- Банк при этом является посредником между теми, кто хочет вложить деньги под проценты, и теми, кто хочет взять в банке деньги в долг, т.е. взять кредит.
VI. Обобщение.
- Кто ещё из литературных (сказочных) героев попытался вложить деньги и увеличить свой первоначальный капитал? (Буратино.)
- Почему он потерпел фиаско? (Неправильно выбрал компаньонов.)
- На с.51 вы видите две перепутанные ленты. Если вам удастся их распутать, то сможете прочитать два полезных финансовых совета.
Дети самостоятельно выполняют задание. Делятся результатами:
1. Сделаешь наспех, сделаешь на смех. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
VII. Самоконтроль и коррекция.
- Пришло время сравнить список понятий на доске (их мы сегодня обсудили, говоря о банке) и свой набор карточек. Оцените, насколько полное совпадение. Кому удалось самостоятельно ответить на свои вопросы в ходе беседы?
VIII. Домашнее задание (по желанию).
- Если эта тема вас заинтересовала, и вы хотите проверить свои знания, то можно взять на столе карточку с кроссвордом. На следующем занятии обсудим результаты (использовать слайд 8).
IX. Подведение итогов.
- В заключение занятия я попрошу вас подумать, как вы закончили бы фразу «Сегодня я узнал …» или «Сегодня я научился…» (слайд 7). Кто готов высказаться? (Выслушиваются все ответы.)
X. Рефлексия.
- У нас в классе есть три точки сбора:
№1. Для тех, кто считает, что сегодня получил достаточно знаний о банке, чтобы в будущем успешно пользоваться банковскими услугами.
№2. Для тех, кому для этого полученных сегодня знаний недостаточно.
№3. Для тех, кто считает, что ему эти знания вообще не нужны, так как он не собирается становиться банкиром.
Дети расходятся по группам.
- Вопрос ко второй группе: о чём вы хотели бы поговорить на следующих занятиях? Сегодня на страничке нашего класса в Интернете открывается Банк запросов, где вы сможете оставить свою заявку.
- Ребятам первой и третьей групп предлагаю к следующему занятию подготовить аргументы в защиту своего мнения и поучаствовать в дебатах « Банк: за и против».
- Сегодня мы прекрасно поработали. Спасибо всем за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
Банковский, денежка, деньги, банк, денежный, банкир. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
реализация |
компаньон |
процент |
цена |
прибыль |
аренда |
себестоимость |
заём (кредит) |
первоначальный капитал |
посредник |
деньги |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
По горизонтали:
- Финансовое учреждение, собирающее и дающее в долг денежные средства.
- Металлический денежный знак.
- Всеобщее средство расчёта платежа и накопления.
- Долговое обязательство.
- Процесс повышения уровня цен в стране.
- Плата за пользование денежными средствами, ссужаемые банком проценты.
- Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.
По вертикали:
1. Бумажный денежный знак.
Источники:
1. Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачках / Иллюстрации и игровые задания Т.Н.Просняковой. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2013.
2. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». – Самара: Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Фёдоров», 2008.
3. Электронные ресурсы: http://ancientrome.ru/
https://infourok.ru/material.html?mid=1380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе Тема "Текст".
План -конспект внеурочного занятия по развитию речи в 1 классе по теме: "Текст".Цель: формирование общего представления о тексте и его признаках( смысловом единстве предложений, их связи друг с другом...
Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"
Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...
Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"
Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...
Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)
В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...
Конспект внеурочного занятия квест на тему: «Что такое доброта?», 2 класс
Цели: Обобщение представления детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств - взаимопомощи и дружеских взаимоотношений....
Конспект внеурочного занятия по ФГОС в 1–а классе по теме: «Сказочная математика»
На данном занятии формируются УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Особое винимание уделятся групповому способу обучения....
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...