Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)
рабочая программа

Кузьминых Надежда Николаевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассмотрена

на МО учителей

начальной школы

 протокол № 1

от «__» _______ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной

 работе

  ______________ О.П.Кокшарова

«          » _________ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ    п.Коммунистичесий

________________ С.А.Фалина

«         » ___________ 2021 г.

"Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический"

Программа

учебного предмета (Рабочая программа) «Речь и альтернативная коммуникация»    класс 1 дополнительный

срок реализации 2021/2022 год

                                                                                                                        Составитель:        Кузьминых Надежда Николаевна,

                                                                                                                                                                                                                       учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                                                                              первая квалификационная категория

П.Коммунистический

2021 г.

Пояснительная записка.

               Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»     для 1 «Д» дополнительного класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с нормативными документами:

  • основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 (в редакции приказа от 11 декабря 2020 г. N 712);
  • на основе    Адаптированной основной образовательной программы  общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Математические представления» для 1-4 классов;
  •  федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254 (в редакции приказа от 23 декабря 2020 г. N 766); 
  • адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (  вариант 9.2) МБОУСОШ п. Коммунистический.

Программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» (рабочая программа)  является частью Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 9.2) МБОУСОШ п. Коммунистический.

Цели и задачи учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в «1» дополнительном классе

Цель изучения предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других.

   Задачи изучения предмета:

  • Расширить рамки коммуникации с окружающими;
  • развивать невербальные компоненты коммуникации;
  • учить  пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
  • учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • формировать   интерес и потребности к деловому взаимодействию с учителем, со сверстниками;
  • развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику;
  • развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка;
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития;
  • формировать элементарные графо моторные умения.

 

Особенности организации учебного процесса по предмету для обучающихся с ОВЗ:

В классе обучается 1 ученик. У  обучающегося тяжелые интеллектуальные нарушения, которые  сочетатаются с  системными нарушениями, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Характерна импульсивность, отсутствие саморегуляции поведения, отсутствие произносительной  стороны речи. Внимание  рассеянное, неустойчивое. Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение к познавательной деятельности.

 Целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности неустойчивый. Предлагаемую программу действий удерживает со стимуляцией, быстро пресыщается деятельностью. К оценке результатов деятельности проявляет ограниченный интерес. В обращенной речи понимает простые инструкции .

Общая характеристика учебного предмета в «1» дополнительном классе

    Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры. Продолжительность урока составляет 30 минут.

Описание места учебного предмета в учебном плане в «0» классе

Учебный план МБОУСОШ п. Коммунистический ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Продолжительность учебного года для «1» дополнительного класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе).  Программа рассчитана для  «1» дополнительного класса на 99 учебных часов (3 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы.  Срок реализации программы – один учебный год.

Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета в «1» дополнительном классе

Личностные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации в классе;
  2. адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;

3) развитие мотивов учебной деятельности;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

- умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать  обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;

- умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание;

- умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом;

- умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально);

- умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет;

- умение понимать похвалу и простые формы вежливости;

- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Содержание учебного предмета в «1» дополнительном классе

Первое полугодие.

Коммуникация с использованием вербальных средств(15 часов). 

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом, звуком (словом). Привлечение к себе внимания жестом, звуком.

Выражение своих желаний жестом, звуком. Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком. Выражение благодарности жестом, звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств (12 часов).

Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.

Выражение мимикой, жестами согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики, жестов.

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражения интереса к совместному рассматриванию изображений светофора, проезжей части, пешеходных перехода по теме «Безопасная дорога» и «обсуждению».

Развитие речи, импрессивная речь (7 часов).

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет посуда (чашка, ложка, кружка), мебель (шкаф, диван, стол, стул), игрушки (машинка, юла, кукла), одежда (куртка, кофта, штаны, шапка), обувь (сандалии, ботинки, кроссовки, сапоги), животные (кошка, собака, заяц, лиса), овощи (помидор, лук, огурец), фрукты (банан, яблоко, апельсин), бытовые приборы (пылесос, утюг),

школьные принадлежности (карандаш, альбом), еда (каша, суп, котлета, макароны), транспорт (машина, автобус), птицы (голубь, ворона).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет (красный, желтый, синий, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круглый, квадратный). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание простых предложений.

Развитие речи, экспрессивная речь  (11 часов).

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

Развитие речи, импрессивная речь (2 часа).

Прощание с собеседником жестом, звуком. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом, звуком. Привлечение к себе внимания жестом, звуком.

Второе полугодие.

Развитие речи, импрессивная речь (4 + 3 часа).

Выражение своих желаний жестом, звуком. Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности жестом, звуком. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

 Развитие речи, экспрессивная речь  (7 часов).

 Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.  Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Чтение и письмо (38 часов).

Узнавание и показ себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому. Подражание движениям взрослого в зеркале: хмуриться,  улыбаться, обнимать себя руками, гладить и др. Графические действия с использованием элементов графем: совместное рисование. Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности в «0» классе

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 1. Коммуникация – 15 ч.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом, звуком (словом). Привлечение к себе внимания жестом, звуком.

Выражение своих желаний жестом, звуком. Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком. Выражение благодарности жестом, звуком (словом).

Выражение своих желаний, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражения интереса к совместному рассматриванию изображений светофора, проезжей части, пешеходных перехода по теме «Безопасная дорога» и «обсуждению».

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений на подражание по пошаговой инструкции учителя.

3. Выполнение упражнений на подражание по показу.

Подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется - хлопает в ладоши и т. п.

 4. Выполнение визуальных упражнений с картинками по показу, самостоятельно.

Выполнение упражнений с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Тема 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 46 ч.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание  имён учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные (кошка, собака, заяц, лиса), овощи, фрукты, бытовые приборы,

школьные принадлежности, еда, транспорт, птицы.

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета, форма. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание простых предложений.

Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности жестом, звуком. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений по пошаговой инструкции учителя.

3. Выполнение упражнений по показу, самостоятельно.

4. Показ частей тела на фотографии и на себе.

5. Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза»

6. Нахождение игрушки по картинкам.

7. Рассматривание, выделение характерных признаков предметов

8. Выполнение упражнений с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т.п.

Тема 3. Чтение и письмо (чтение) – 38 ч.

Графические действия с использованием элементов графем: совместное рисование. Письменные упражнения («письмо» точек, линий (прямые с наклоном), без наклона (горизонтальные, вертикальные), извилистые (волнистая, улитка и т.д.); крестики, кружки; чередование.

  1. Узнавание и показ себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому.
  2.  Подражание движениям взрослого в зеркале: хмуриться,  улыбаться,  гладить и др.
  3.  Письменные упражнения

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления          природы, жизнь животных.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  •  Индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые и деревянные;
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический"

Рассмотрена

на МО учителей

начальной школы

протокол № 1

от «__» _______ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ    п.Коммунистичесий

________________ С.А.Фалина

«         » ___________ 2021 г.

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета  «Речь и альтернативная коммуникация»    класс 1 дополнительный

срок реализации 2021/2022 год

Составлено на основе рабочей программы по предмету" «Речь и альтернативная коммуникация» для «1» дополнительного класса

                                                                                                                        Составитель:        Кузьминых Надежда Николаевна,

                                                                                                                                                                                                                       учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                                                                              первая квалификационная категория

П.Коммунистический

2021 г.

Основные направления коррекционной работы

Обучающийся  «0» класса Ленинг Иван является  лицом  с ограниченными возможностями здоровья (основание – заключение ТПМПК №330 от 2.04.21), для которого  организовано инклюзивное образование, позволяющее создать особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности:

  • Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Вариант и срок реализации программы: вариант 2 – СИПР – 12/13 лет.
  • Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: при отсутствии медицинских противопоказаний.
  • Предоставление услуг ассистента (помощника): на период начального общего образования.
  • Специальные методы обучения: в соответствии с программой.
  • Специальные учебники: в соответствии с программой.
  • Специальные учебные пособия: специальные рабочие тетради, специальные дидактические материалы, специальные дидактические приложения.
  • Организация пространства: в соответствии ФГОС УО.

Коррекционная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания  предмета «Речь и альтернативная коммуникация» , коррекцию недостатков психофизического развития; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), усилению практической направленности обучения. Коррекционная работа включает следующие направления:

  1. Помощь в адаптации к условиям школьной среды, коррекция нежелательного поведения.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 - развитие зрительного восприятия и узнавание;

 - развитие пространственных представлении и ориентировки;

 - развитие слухового внимания и памяти.

  1. Коррекция и развитие всех компонентов речи, помощь в формировании навыков письма и чтения .
  2. Формирование базовых учебных действий, элементарных представлений об окружающем мире, доступных продуктивных предметно-практических действий..
  3. Формирование и развитие навыков самообслуживания, социально-бытовых ориентировок.
  4. Совершенствование движений и сенсорного развития - развитие мелкой моторики кисти и др.

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

2021-2022 учебный год   3 часа в неделю (99 час в год)

I четверть (26 час)

Дата

по плану

Факт

Тема урока

Характеристика

деятельности обучающихся

Коммуникация с использованием вербальных средств(15 часов).

1.

01.09

01.09

Диагностика.

Выявление уровня ЗУН на начало учебного года, стартовые возможности.

2.

03.09

03.09

Диагностика. Продолжение.

3.

06.09

06.09

Диагностика. Завершение.

4.

08.09

08.09

“Посмотри”. Установление зрительного контакта.

Фиксирует взгляд на лице педагога.

Реагирует  на своё имя, на обращенную речь взрослого.

5.

10.09

10.09

"Кто позвал?" (покажи, кто позвал).

Реагирует на громкость звучания. Показывает (называет) на ведущего в игре.

6.

13.09

13.09

"Посмотри", "Что видишь?".

Принимает цель и включается в деятельность. Удерживает  произвольное внимание в игре.

7.

15.09

15.09

«Посмотри и покажи».

Адекватно реагирует на просьбу учителя: «Посмотри», «Покажи» (с помощью). Зрительно наблюдает за  предложенным дидактическим материалом.

8.

17.09

17.09

 «Что я умею?»

Реагирует на задание, выполняет его (похлопать в ладоши, встать, сесть и т.д.)

9.

20.09

20.09

Использование слов: дай/на.

Понимает жест «дай» - «на» и др., сопровождаемый речью учителя, и реагирует на него (действует). «Повторяет» за учителем слова.

10.

22.09

22.09

Использование слов: пока/ привет.

11.

24.09

24.09

Использованием слов: хочу/не хочу.

Умеет соотносить жест со словом. Использует  при необходимости  изученный жест

12.

27.09

27.09

Выражение согласия и несогласия.

С помощью мимики, жестов, слова «да» («нет») учимся выражать согласие (несогласие).

Произносит звуки - подражания «мяу», «гав (ав)» «му» «бэ», показывает на картинках домашних животных самостоятельно или с помощью учителя.

13.

29.09

29.09

Кто как подаёт голос. Звукоподражание.

14.

01.10

01.10

Выражение благодарности.

С помощью мимики, жестов, имитации слова учимся выражать благодарность.

15.

04.10

04.10

Повторение материала.

Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

 Коммуникация с использованием невербальных средств (8 часов).

1.

06.10

06.10

«Где игрушка?»

Рассматривает игрушку зрительно, тактильно. Ведет зрительный поиск спрятанной игрушки или среди множества других игрушек. При нахождении игрушки реагирует эмоционально (радостно).

2.

08.10

08.10

Фиксация взгляда за движущейся игрушкой «Машинка едет»

Зрительно наблюдает за движущейся машинкой.

Совместно с учителем обыгрывает ситуацию «машинка едет».

3.

11.10

11.10

«Игрушки потерялись».

4.

13.10

13.10

Подражание взрослому с использованием зеркала «Весело».

Реагирует на мимику учителя.

Рассматривает себя в зеркало.

Умеет распознать эмоции учителя.

Находит среди картинок (пиктограмм) выражения эмоции «грустно».  

5.

15.10

15.10

"Грустно”. Подражание взрослому с использованием зеркала .

6.

18.10

18.10

Использование указательного жеста «Кто в классе?»

Зрительно наблюдает за присутствующими в классе (одноклассниками, педагогом).

Совместно с педагогом подходит к ученикам, направляющим жестом показывает на детей.

Закрепление полученных знаний и умений.

7.

20.10

20.10

“Покажи”. Использование указательного жеста.

8.

22.10

22.10

Обобщение по пройденным темам.

Коммуникация с использованием невербальных средств (4 часа).

1.

25.10

Сравнение   натурального предмета, изображения на картинке («Машинка»).

Тактильно изучает детскую машинку, выделяя в ней особенности. Находит с помощью учителя на картинке машинку.

«Рука в руке» с учителем перелистывает журналы, берёт в руки фотографии с изображением еды, указательным пальцем показывает их.

2.

27.10

Использование изобразительных средств коммуникации: фотографии, картинки,

3.

29.10

Использование изобразительных средств коммуникации: фотографии, картинки, пиктограммы): да – нет.

С помощью учителя рассматривает пиктограммы, при определенном действии выбирает одну из двух в соответствии с конкретной ситуацией.

II четверть (22 ч)

4.

8.11

“Хочу играть”.

Развитие речи, импрессивная речь (7 часов).

1.

10.11

Чтение изображений на картинках.Игра «Это – я».

Реагирует на собственное имя (зрительно, двигательно).

Понимает слова, обозначающие действия.

2.

12.11

«Я – девочка (мальчик)».

Рассматривает изображения детей. Различает мальчика и девочку по одежде. Соотносит себя по гендерному признаку.

3.

15.11

Понимание слов: «Моя семья».

Понимает значение слова “семья”. Находит нужные картинки в соответствии с темой.

4.

17.11

«Мои игрушки».

Рассматривает картинки с изображением игрушек. Соотносит картинку с реальным предметом.

5.

19.11

«Еда».

Рассматривает картинки с изображением игрушек. Соотносит картинку с реальным предметом.

Имитирует движения животных, звукоподражает.

6.

22.11

«Домашние животные».

7.

24.11

Животные леса.

Развитие речи, экспрессивная речь  (11 часов).

1.

26.11

Я - мальчик (девочка).

Удерживает произвольное внимание. Соотносит себя и детей по половому признаку.

Находит по просьбе учителя школьные принадлежности, применяет их по назначению.

2.

29.11

«Мои занятия в школе».

3.

1.12

«Школьные принадлежности».

Находит и соотносит картинки с реальными школьными принаддежностями.

4.

3.12

“Собери портфель”.

5.

6.12

Одежда.

Находит картинки с предметами одежды и обуви.

Соотносит реальные предметы с картинками. Удерживает произвольное внимание.

6.

8.12

Обувь.

7.

10.12

Спортивная одежда и обувь.

Находит с помощью педагога предметы спортивной одежды и обуви. Понимает из предназначение.

8.

13.12

Посуда. Виды посуды.

Находит с направляющей помощью и соотносит с картинками посуду.

Правильное обращение с посудой.

Слущает аудиотекст.

9.

15.12

Посуда. Уход за посудой.

10.

17.12

Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе».

11.

20.12

Обобщение по пройденным темам.

Закрепление полученных знаний и умений.

Развитие речи, импрессивная речь (2 + 4 часов).

1.

22.12

Слушание стихотворений и песенок про Новый год.

Слушает аудиотекст, выражает эмоции. Прослушивает текст, читаемый педагогом.

2.

24.12

 «Да». Выражение согласия жестом.

С помощью мимики, жестов, слова «да» («нет») учимся выражать согласие (несогласие).

Подражают действиям педагога.

3.

27.12

«Нет». Выражение несогласия жестом.

III четверть (29 часов)

4.

10.01

“Спасибо”.Выражение благодарности жестом.

С помощью мимики, жестов, имитации слова учимся выражать благодарность.

5.

12.01

«Мне нравится».

6.

14.01

Закрепление пройденного материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Развитие речи, экспрессивная речь  (7 часов).

1.

17.01

Я – Маша (Витя)».

Знает имена детей и педагогов.

Реагирует на свое имя, на обращенную речь. Произвольно удерживает внимание. Дифференцирует мальчика-девочку по внешнему признаку.

Звукоподражает, использует слова-заместители.

2.

19.01

“Где мальчик, где девочка?”

3.

21.01

“Мои любимые игрушки”.

4.

24.01

“Кто как кричит?”

5.

26.01

“Домашние животные”.

6.

28.01

“Дикие животные”.

7.

31.01

“Найди и назови”.

“Чтение и письмо”  (12 часов).

1.

2.02

"Это - Я".

Показывает на себя «Это –я».

Способом «рука в руке» рисует на альбомном листе «дорожки».

Рисует отпечатками пальцев кружки.

Использует трафарет с помощью педагога.

2.

4.02

"Дорожки".

3.

7.02

Рисуночное письмо.

4.

9.02

Рисование бус по трафарету.

5.

11.02

"Веселые ладошки".

С помощью педагога выполняет действия по закрашиванию своих ладоней красками.

Находит праную картинку из предложенных.

6.

14.02

"Парные картинки".

7.

16.02

«Найди пару».

Находит праную картинку из предложенных.

Делает выбор по определенной класификации.

8.

18.02

“Найди такой же”.

9.

28.02

«Чтение» журналов (иллюстрированных).

Выполняет действия перелистывания страниц способом рука-в-руке. Фиксирует взгляд на рисунках, иллюстрациях.

Выполняет движения по показу и с помощью взрослого.

10.

2.03

Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

11.

4.03

Действия по подражанию и словесной инструкции, соотнесение с картинками.

12.

9.03

Обобщение по пройденным темам.

Закрепление полученных знаний и умений.

Развитие речи, импрессивная речь (3 часа).

1.

11.03

Признаки весны.

Находит картинки на весеннюю тематику.

Слушает аудиотекст, поворачивается к источнику звука.

Работает с пиктограммами.

2.

14.03

Прослушивание стихотворений про весну .

3.

16.03

Работа с пиктограммами.

Чтение и письмо (26 час).

1.

18.03

Ориентировка на листе бумаги.

Ориентируется на листе бумаги, упражняется в «письме» .

Выполняет простые упражнения по «письму».

Тактильно и зрительно изучает лист бумаги.

Слушает текст и с помощью учителя разучивает упражнение для пальцев.

2.

21.03

Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

3.

23.03

Разучивание пальчиковых упражнений.

4.

25.03

Проведение произвольных линий на листе бумаги.

Способом «рука в руке» удерживает карандаш и рисует линии на листе бумаги.

Способом «рука в руке» удерживает карандаш и рисует круг, обводя готовый шаблон (внутри).

Слушает текст сказки «Колобок».  Способом «рука в руке» раскрашивает круг  внутри контура желтым цветом.

IV четверть (22 часа)

5.

4.04

Рисование в альбоме круга по шаблону.

6.

6.04

Раскрашивание ограниченного пространства (круга).

7.

8.04

Раскрашивание ограниченного пространства (квадрат).

 Способом «рука в руке» раскрашивает квадрат  внутри контура заданным цветом.

Способом «рука в руке» рисует два разных по величине круга.

Играет с неваляшкой, прислушивается к звучанию игрушки.  Способом «рука в руке» закрашивает готовый рисунок.

8.

11.04

Рисование композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам.

9.

13.04

Раскрашивание фигуры «Неваляшки».

10.

15.04

Дорисовывание фигур до мяча, шарика.

Находит на картинке мячи, шарики, сравнивает их (оба  круглой формы).

Дорисовывает мяч или шарик.

11.

18.04

Раскрашивание фигур.

12.

20.04

Составление узора в квадрате.

Рисует произвольные фигуры (кистью или пальцами) на листе бумаги квадратной формы, не выходя за пределы листа.

Способом «рука в руке» рисует два разных по величине квадрата (домик для птиц).

13.

22.04

Составление узора в полосе.

14.

25.04

Рисование композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону.

15.

27.04

Раскрашивание. «Скворечник».

Составляет из двух квадратов  простую композицию (скворечник – домик для птиц). Рисует по образцу.

16.

29.04

Рисование в альбоме треугольника по шаблону. Раскрашивание фигур.

Способом «рука в руке» рисует треугольник.

17.

4.05

Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках.

Способом «рука в руке» удерживает карандаш,  кисточку и рисует линии  - прямые, наклонные. Увеличивает продолжительность совместной с учителем работы.

Ориентируется на листе бумаги. Рисует линии разной длины с прямыми наклонными линиями.

Слушает стихотворения о лете, чувствует настроение.

Закрепление материала.

18.

6.05

«Капли дождя» (рисование точками).

19.

11.05

Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске.

20.

13.05

Рисование произвольных горизонтальных линий в тетради

21.

16.05

Упражнение в рисование произвольных горизонтальных линий в тетради

22

18.05

Рисование произвольных горизонтальных линий в тетради. Развитие умений.

23

20.05

Рисование произвольных горизонтальных линий в тетради.Закрепление.

24

23.05

«Скоро лето!».  Слушание стихотворений о лете.

25

25.05

Обобщение по пройденным темам.

26

27.05

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 2 класс II вид для детей с ОВЗ

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс вариант 2.3 для детей с ОВЗ

Рабочие программы предназначены для работы   с детьми с ОВЗ вариант 2.3 (слабослышащие с интеллектуальными нарушениями)...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс вариант 2.3 для детей с ОВЗ

Рабочие программы предназначены для работы   с детьми с ОВЗ вариант 2.3 (слабослышащие с интеллектуальными нарушениями)...