ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_vospitatelya_gpd_statya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД

В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст.28)» указано, что во всех образовательных учреждениях должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Каждый педагог-воспитатель хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагогов и воспитателей особых подходов в воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения.

Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы.   Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в школе, поэтому педагоги-воспитатели в нашей школе поставили перед собой следующую цель:

Научить детей быть здоровыми душой и телом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Профилактика вредных привычек.

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Задача воспитателя группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Организация учебно-воспитательной работы по укреплению ЗОЖ и укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:

  1. Соблюдение режима дня;
  2. Рациональное питание;
  3. Оптимальная двигательная активность;
  4. Предупреждение вредных привычек;
  5. Повышение психо-эмоциональной устойчивости;
  6. Разъяснительная работа с родителями.

1.Соблюдение режима дня

В нашей школе в каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь от того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.

В курсе спортивно-оздоровительного направления с 1 по 4 класс «Будь здоров, играя» проводятся беседы о здоровом образе жизни «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным питанием», «Разговор о правильном питании», «Поступки и привычки» и т.д..

На занятиях внеурочной деятельности используются различные формы работы: беседы по теме, проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН, игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, уроков - здоровья и т. д.

2.Рациональное питание.

В обязанности педагога входит организация своевременного питания  учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.

У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.

3.Оптимальная двигательная активность.

Движение как форма физиологической активности, играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Ежедневно в нашей школе организуются прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно выделить следующие:

  • Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными изменениями;
  • Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей или взрослых с праздником;
  • Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи;
  • Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание отыскать, к примеру, лекарственные растения;
  • Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и т.д;
  • Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать сказку;
  • Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и показать;
  • Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по ПДД, культуре поведения и т.д.
  • Комбинированная прогулка проводиться в сочетании с играми, спортивными занятиями, экскурсионной работой.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель решает сразу две задачи:  обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.

Игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии ребенка. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

Основная форма работы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, строевые и физические упражнения, упражнения для формирования осанки.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

Мы ведем систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Необходимо помочь ребенку в овладении культурой поведения. В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников. Для достижения этой цели в нашей школе организованы духовно-нравственное и социальное направления «Вежливые ребята» и «Наши добрые дела».

5. Повышение эмоциональной устойчивости.

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.

Поэтому в нашей школе обязательно проводятся занятия по психологии. Проводят их как школьный психолог, так и учителя и педагоги группы продленного дня. Основная цель этих занятий - психологическое здоровье, т.е. помочь школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Занятия проводятся индивидуально или в группах.

6. Разъяснительная работа с родителями:

В работе с родителями используются тематические родительские собрания о соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правила работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими собраниями в практику школы вошло один раз в год проводить день открытых дверей для родителей. Где родители могут посетить или провести сами любой мастер-класс.

Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

«Физкультурная минутка, как метод сохранения и укрепления здоровья обучающихся первых классов общеобразовательной школы»

В данной статье рассматривается роль применения физкультурных минуток на учебных занятиях в первых классах, приводится классификация физкультурных минуток....

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:активного участия в этом процессе самих учащихся;создание здоровьесберегающей среды;высокой пр...