Программа кружка "Хочу всё знать" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Шерстобитова Марина Владимировна
Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373 с изменениями на 31 декабря 2015 года), авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников
«МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» О.Г. Селивановой, разработанной Шерстобитовой М.В., учителем начальных классов МОУ СШ № 100
Кировского района Волгограда, 2021г.
На изучение учебного курса «Хочу всё знать» отводится 26 часов (1 час в неделю).
Цель: Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей
учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
2
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
3
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
4
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_hochu_vse_znat.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда»

Рассмотрено

на заседании  методического объединения учителей

начальных классов

Руководитель МО

Грачева Н.В./__________

«8» октября 2021 г.

Согласовано

Председатель методического совета МОУ СШ № 100

 Сонина М.А./___________

«8» октября 2021 г.

Принято

педагогическим советом

МОУ СШ № 100

Протокол от 8 октября 2021г.

 №  1

Председатель педагогического совета МОУ СШ № 100

 ____________  С. В. Боброва

Утверждаю

Директор МОУ СШ № 100

____________ С. В. Боброва

«11» октября 2021 г.

Приказ  МОУ СШ № 100       от 11 октября 2021 № 138/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название учебного курса:           «Хочу всё знать»                 

Составитель:                              Шерстобитова Марина Владимировна, учитель начальных классов

Уровень образования:                начальное общее образование

Срок реализации:                       1 год

Волгоград

2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 октября 2009 года № 373 с изменениями на 31 декабря 2015 года), авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» О.Г. Селивановой, разработанной Шерстобитовой М.В., учителем начальных классов МОУ СШ № 100 Кировского района Волгограда, 2021г.

На изучение учебного курса «Хочу всё знать» отводится 26 часов (1 час в неделю).

Цель: Создание условий для оптимального развития  детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  1. Создать условия для осознания  школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
  2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
  3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса

Содержание программы внеурочной деятельности курса «Хочу все  знать», формы и методы работы позволят  достичь  следующих результатов:

 Личностные результаты освоения обучающимися следующее:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).     Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметные результаты  изучения курса   в 1-м классе

Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах.
  • Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
  • Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.

  1. Содержание учебного курса

Знатоки окружающего мира (7 часов).

Удивительные млекопитающие. Удивительный мир млекопитающих, наиболее интересные его представители, их особенности; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями.

Забавные пернатые друзья. Познакомить учащихся  с наиболее интересными  представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память. Игра «Узнай птицу по описанию».Работа с детскими энциклопедиями.

Бабочки и мотыльки. Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы. Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).

Тайны  растений. Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.Разгадывание кроссвордов о растениях.Составление описания экзотического фрукта.

В царстве грибов. Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память. Игра «Узнай и расскажи о грибе».

Загадки под водой. Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме. Разгадывание кроссвордов о рыбах. Работа с детскими энциклопедиями.

КВН «Знатоки природы» Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения.

Знатоки литературного чтения и русского языка (13 часов).

Пословица недаром молвится. Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление.

Литературные герои в ребусах. Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление. Разгадывание ребусов.

Крылатые слова и выражения. Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление. Составление словаря крылатых выражений.

Фразеологизмы. Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание. Чтение и анализ рассказов о происхождении слов

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

Литературные викторины. Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку. Выполнение заданий викторин.

Сказка ложь, да в ней намек…   Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление. Разгадывание шарад.

Волшебница анаграмма. Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся.

Кроссворды- тесты. Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся.

Текст. Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся. Составление текстов по картинке, серии картинок.

Тема и основная мысль текста. Развивать умение  определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся.

Заголовок текста. Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся. Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного  заголовка к тексту.

Составление текста на заданную тему. Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся

Знатоки математики (6 часов).

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Познакомить  с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание , смекалку, мышление учащихся. Решение задач в стихах, задач-шуток.

Нестандартные задачи. Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.

Графические диктанты. Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости. Выполнение графических  диктантов.

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

Познакомить с понятиями  «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся. Решение головоломок различных видов.

Диаграммы. Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся. Расшифровка диаграмм.Построение столбчатой диаграммы.

Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки. Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Формы организации занятий: занятие – игры, конкурсы - кроссворды, проектные работы,  блиц- турнир, литературные и занимательные  игры, познавательные беседы.

 Основные виды деятельности учащихся: знакомство с литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы: устный опрос, фронтальный опрос.

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата плановая

Дата фактическая

                                Знатоки окружающего мира (7 часов)

1.

Удивительные млекопитающие.

1

2.

Забавные пернатые друзья.

1

3.

Бабочки и мотыльки.

1

4.

Тайны растений.

1

5.

В царстве грибов.

1

6.

Загадки под водой.

1

7.

КВН «Знатоки природы».

1

                    Знатоки литературного чтения и русского языка (13 часов)

8.

Пословица недаром молвится.

1

9.

Литературные герои в ребусах.

1

10.

Крылатые слова и выражения.

1

11.

Фразеологизмы.

1

12.

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

1

13.

Литературные викторины.

1

14.

Сказка ложь, да в ней намек…

1

15.

Волшебница анаграмма.

1

16.

Кроссворды - тесты.

1

17.

Текст.

1

18.

Тема и основная мысль текста.

1

19.

Заголовок текста.

1

20.

Составление текста на заданную тему.

1

                          Знатоки математики (6 часов)

21.

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

1

22.

Нестандартные задачи.

1

23.

Графические диктанты.

1

24.

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

1

25.

Группировка предметов. Поиск закономерностей.

1

26.

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...