Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

 (общеинтеллектуальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

__________Е.В.Шагвалеева

Приказ

от  04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

 (общеинтеллектуальное направление)

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Хочу все знать» общеинтеллектуального направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу все знать» составлена на основе ФГОС НОО, примерной  программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенковой.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора обучающихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. Формирование стремления обучающихся к личностному росту.

Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, метаграмм, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии:

⮚технология разноуровневого обучения;

⮚развивающее обучение;

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результаты освоения курса

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра;  
  • уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;  
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
  • умение разрешать конфликты на основе договорённости.Регулятивные УУД:
  • умениеклассифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;  
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;     планирование своих действий под руководством учителя;     приобщение к исследовательской работе;    умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;    формирование рефлексии;
  • учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает взрослый обучающимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;  
  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение младшими школьниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

  1. Содержание программы
  1. класс (34 ч)

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления обучающихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Нестандартные задачи  

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тренировка внимания  

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания обучающихся. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.  

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Тренировка слуховой памяти  

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у младшего школьника не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у обучающихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти  

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Поиск закономерностей  

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ученик, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность третьеклассника.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы  

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

3 класс:

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

5

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

5

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

Итого:

34

3. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Хочу все знать»

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Слово о Родине.

1

2

В кругу семьи.

1

3

Продолжаем разговор о семье.

1

4

Все мы люди разные...

1

5

Дело было в Лукоморье.

1

6

В космическом пространстве.

1

7

Старичок-боровичок.

1

8

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка.

1

9

Кот в мешке.

1

10

Поговорим о поведении.

1

11

Литературная угадайка.

1

12

Береги здоровье.

1

13

О воде.

1

14

Спешим на помощь Кузе.

1

15

Поэтическая карусель.

1

16

Арт-студия.

1

17

Зима в загадках.

1

18

Подарки Деда Мороза.

1

19

Что мы знаем о деревьях.

1

20

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

1

21

«Репка» на новый лад.

1

22

Любопытные факты из жизни животных.

1

23

Школа искусств.

1

24

Спешим в Школу искусств

1

25

Куклы в нашей жизни.

1

26

Золотой дождь.

1

27

Лента занимательных заданий.

1

28

Клуб любителей русского языка.

1

29

В царстве Лешего.

1

30

Геометрический калейдоскоп.

1

31

Магазин головоломок. Отдел художественной литературы.

1

32

Магазин головоломок. Отдел кулинарии.

1

33

Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны. В поисках цветка папоротника.

1

34

На войне, как на войне.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 классы "Хочу все знать"

Представлено тематическое планирование по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс, где даны цели и задачи с ожидаемыми результатами....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...