Программа Арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ "Разноцветные идеи"
методическая разработка
Как развить креативное мышление и воображение?!
Обучаясь в школе, дети изо дня в день кропотливо и усердно трудятся. Уроки и занятия сменяют друг друга. А что, если занятие в удовольствие? И на нем можно получить как физическое спокойствие, так и психическое умиротворение? Такие занятия возможны!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raznotsvetnye_idei.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фоминская средняя школа»
Программа арт-терапевтических
занятий для детей с ОВЗ
«Разноцветные идеи»
Возраст обучающихся: 1 - 4 класс
Срок реализации: 1 год
Объем: 34 часа
Составила: учитель-дефектолог
Т.Н. Диунова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………...3
1.2 Цели, задачи и принципы цикла занятий ……………………………………………………………………………….……4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности организации работы. Этапы и направления реализации программы………………………………………..5
2.2 Планируемые результаты освоения программы ……………………………………………………………………..............7
2.3 Тематическое планирование курса «Разноцветные идеи»………… ………………………………………………………..8
2.4 Определение эффективности программы………………………………………………………….………………………...10
Перечень литературных источников ………………………...……………………………………………………………….11
Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………….12
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами. А для детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего внутреннего мира. Оригинальное рисование расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
В своей программе «Разноцветные идеи» я предлагаю использовать нетрадиционные приемы Изотерапии. Различные техники рисования не только интересны и занимательны, они развивают сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную сферы, гармонизируют психику, развивают творческие способности. Занятия по программе не несут идею научить рисовать, изображать или видеть как художник, они направлены на то, чтобы замотивировать детей на творческий труд, проявлять любознательность, инициативу.
Программа дополнительного образования «Разноцветные идеи» имеет художественную направленность и предназначена для факультативных и кружковых занятий с детьми с ОВЗ.
1.2 Цели, задачи и принципы цикла занятий
Цель: создание условий для раскрытия и воплощения творческого потенциала детей с ОВЗ и гармонизации их личности, посредством использования нетрадиционных техник изотерапии.
Задачи курса:
- Формировать эстетический вкус с помощью новых технологий в изодеятельности;
- Учить детей разной технике изображения предметов и явлений;
- Развивать воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки;
- Развивать творческое и креативное мышление;
Принципы реализации программы:
- Системности;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Наглядности;
- Занимательности;
- Принцип личностно-ориентированного общения
- Развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога. Этапы и направления реализации программы
Занятия по изотерапии – отличный способ творческого самовыражения детей с ОВЗ. Во время занятий используются различные нетрадиционные техники, которые поддерживают интерес, стимулируют познавательную активность, создают положительный эмоциональный настрой, доставляют радость от совместного творчества.
«Разноцветные идеи» - внеурочный курс для учащихся начальной школы. Настоящая программа адресована детям с ОВЗ, реализуется в 1-4 классах по 1 часу в неделю (всего 34 часа). Продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий.
Основной формой организации является занятие, которое проводится в увлекательной форме с использованием разнообразных нетрадиционных техник изотерапии. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру:
- Приветствие (погружение в тематику занятия) позволяет настроить ребят на работу в группе;
- Реализация изотехники;
- Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, подведение итогов);
- Ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Основным содержанием занятий по программе являются: нетрадиционные техники рисования, экспериментирование с различными художественными материалами, физкультминутки.
Структура программы занятий включает в себя следующие направления работы:
- Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций;
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Развитие коммуникативной сферы;
Этапы реализации программы:
Этап | Содержательная часть | Сроки реализации |
| Диагностика креативного мышления, воображения у детей с ОВЗ Составление тематического плана проведения занятий по темам | Сентябрь |
| Реализация программы, в соответствии с тематическим планом | Сентябрь-Май |
| Анализ продуктивности программы по результатам итоговой диагностики | Май |
2.2 Планируемые результаты освоения программы
По окончании первого года обучения учащиеся будут:
- Использовать разные техники изображения предметов, явлений;
- Применять на практике знания о свойствах различных материалов;
- Самостоятельно реализовывать творческий потенциал.
В результате освоения программы формируются УУД.
Регулятивные УУД:
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
- проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
2.3 Тематическое планирование курса «Разноцветные идеи» (1 год обучения)
№ | Название занятия | Техника арт-терапии | Количество часов |
1 | Диагностическое занятие | 2 | |
2 | «Зеркало» | Монотипия | 1 |
3 | «Зоопарк» | Рисование пластилином | 1 |
4 | «Подводный мир» | Рисование пальчиковыми красками | 1 |
5 | «Сирень» | Рисование мыльными пузырями | 1 |
6 | «Волшебные цветы» | Рисование нитью | 1 |
7 | «Космос» | Граттаж | 1 |
8 | «Зимняя сказка» | Рисование свечой | 1 |
9 | «Невыдуманные истории» | Кляксография | 1 |
10 | «Поле цветов» | Рисование на воде Эбру | 1 |
11 | «Водоем» | Правополушарное рисование | 1 |
12 | «Лето» | Рисование на камне | 1 |
13 | Абстрактные узоры | Рисование воздушным шариком | 1 |
14 | «Искры»» | Набрызг | 1 |
15 | «Братья наши меньшие» | Рисование отпечатками | 1 |
16 | «Насекомые» | Рисование солью | 1 |
17 | «Одуванчики» | Рисование губкой и ватными палочками | 1 |
18 | «Колкие иголки» | Рисование пластиковой вилкой | 1 |
19 | «Зимние узоры» | Рисование зубной пастой | 1 |
20 | «Яркий лес» | Рисование сухими листьями | 1 |
21 | «Из круга в круг» | Мандала | 1 |
22 | «Домик в деревне» | Рисование ажурными салфетками | 1 |
23 | «Натюрморт» | Оттиск | |
24 | «Варись каша» | Роспись по глине | 1 |
25 | «Любимое место» | Рисование сыпучими материалами | 1 |
26 | «Персонажи сказок» | Рисование цветным песком | 1 |
27 | «Воображалки» | Рисование песком на планшете | 1 |
28 | «Живые образы» | Рисование чаем | 1 |
29 | «Букет цветов» | Рисование по мокрому листу акварелью | 1 |
30 | «Тени» | Акватипия | 1 |
31 | «Каляка-маляка» | Техника марания | 1 |
32 | «Пир на весь мир» | Рисование жидким соленым тестом | 1 |
33 | Диагностическое занятие | 1 |
2.4 Определение эффективности программы
Критерии оценки степени достижения цели данной программы, и решения поставленных задач будет выявляться по результатам проведения итоговой диагностики обучающихся направленной на:
- изучение креативности мышления;
- изучения воображения.
Диагностический материал:
- тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креативности);
- Методика «Круги Вартега»
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Перечень литературных источников- Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
- Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
- Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
- Рочев Д.Г. «Сила искусства» Методическое пособие Сборник коррекционно-развивающих упражнений и занятий посредством Арт-терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья Издание I: изотерапия. - ГБУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/13/monotopiya
- https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/215708/mod_resource/content/1/Тест%20Торренса.pdf
- http://handykids.ru/klyaksografiya/
- https://razvivashka.online/tvorchestvo/risovanie-nitkami
- https://psylist.net/praktikum/00148.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психокоррекционное сказко-терапевтическое занятие на снижение уровня страха у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка сценария занятия со школьниками с использованием методов и приемов сказкотерапии.Тема: Психокоррекционное занятие, направленное на снижение уровня страхов у младших школьников....
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с трудностями в обучении
Цель программы: обеспечение своевременной специализированной помощи ребенку в развитии познавательных процессов, мыслительных операций....
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ «Чудо-кактус»
Арт-терапевтическое занятие с пластилином для детей "Чудо-кактус". Направлено на проработку психологических проблем у агрессивных детей....
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...
Технологическая карта открытого занятия, с включением арт-терапевтических техник, для детей с РАС, в рамках конкурса "Учитель здоровья".
Занятие направленное на толерантное отношение друг к другу. «К дружбе мы пути найдем, и здоровье сбережем»....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...
Внеклассный арт-терапевтический урок для детей с ОВЗ, посвященный юбилею школы
Внеклассный арт-терапевтический урок для детей с ОВЗ, посвященный юбилею школыПодготовилиУчитель-дефектолог Диунова Т.Н.Педагог-психолог Больдюсова Ю.С.Тема урока: Праздники «Юбилей школы»...