«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».
материал

Рожкова Варвара Алексеевна

Обобщение опыта работы, доклад по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 инженерно-технологическая школа № 27

Доклад по теме «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Учитель начальных классов

Рожкова В.А.

Дата: 28.03.2024

Липецк

2024

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

       Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

       Что же такое «функциональная грамотность»?

       Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

       Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе.  

        Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

       Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем свои потребности.        
      Функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

       Компетентностные задания (задачи международного исследования РISA, КОЗы)
способны привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

       Интегрированные задания – это задания, объединяющие математику с другими предметами. (математика-русский язык, экономика-математика, математика-литература, математика- окружающий мир)

       Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности в начальной школе являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные олимпиады).

       Важным аспектом в формировании функциональной грамотности младших школьников является формирование  логической грамотности.  В 1-х и  2-х классах, обучение проводится  по следующей тематике:

«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»

«Прием сравнения, выделение свойств  предметов».

«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».

«Высказывания» (истинные, ложные).

«Прием классификации».

«Прием обобщения».

Примеры: Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10, 30, 50, 70 …

 14, 34, 54, 74 …

       На каждом уроке математики отводится 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление.

       Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

       Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.   Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

       Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. 

       При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

1 класс:

  1.Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на  другой.(4 и 2)

  2. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек  придется заменить?

2 класс:

   1. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные) 

   2. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше.  Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые  и  1 коричневая) 

       Для развития логического мышления можно использовать различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи. Формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

              Таким образом, данные приёмы способствуют развитию среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

       

Список используемой литературы

  1. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12.
  2. Н.Б.Истомина. Учимся решать комбинаторные задачи. Смоленск ассоциация ХХI век 2006 г.
  3. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1(1).
  4. Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение». 1989 г.
  5. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
  6. Г.А.Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». ОАО «Издательство «Лицей»». Саратов 2003 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование  функциональной грамотности  - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах

В статье говорится о формировании функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах....

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...