Доклад по теме Уровни усвоения знаний
учебно-методический материал
Доклад по теме Уровни усвоения знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_urovni_usvoeniya_znaniy.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Панфилова А.С.
Уровни усвоения знаний
1 слайд
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
2 слайд
Что такое знание?
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир.
Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
3 слайд
Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у обучающихся знаний, умений в настоящее время являются одними их центральных в практике обучения. Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.
4 слайд
Для раскрытия темы, мы введём следующее понятие – таксономия. Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.
В рамках образовательной технологии Бенджамином Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области:
- когнитивную (требования к освоению содержания предмета),
- психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности)
- и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Слайд 5
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
- знание (конкретного материала, терминологии, фактов,
определений,критериев и т.д.);
- понимание (объяснение, интерпретация,экстраполяция);
- применение;
- анализ (взаимосвязей, принципов построения);
- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение
системы абстрактных отношений);
- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе
внешних критериев).
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике отечественными учеными, поскольку в ней произошло смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез оценка). В основу же отечественных разработок положен уровневый, системный подход описания достижений учащихся, который позволяет сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.
Слайд 6
При дальнейшем разговоре об уровнях усвоения учебного материала, мы будем опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в
которой выделены следующие этапы усвоения знаний:
1. информационный, требующий от учащегося узнавания известной
информации.
2. репродуктивный, основными операциями которого являются
воспроизведение информации и преобразования алгоритмического
характера.
3. базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон
учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма.
4. повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать
алгоритмы условиям, отличающимся от стандартных, умение вести
эвристический поиск.
5. творческий, предполагающий наличие самостоятельного
критического оценивания учебной информации, умение решать
нестандартные задания, владение элементами исследовательской
деятельности.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Знания могут усваиваться на разных уровнях.
А теперь рассмотрим пример, в котором, различают пять уровней усвоения учебного материала.
“Нулевой” уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него
информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения
учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о
предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность
понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность
учащегося на "нулевом" уровне называют Пониманием.
Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и
процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них
или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда
предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-знакомства.
Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - знания-копии.
Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - знания-умения.
Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).
Далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Подводя итог, стоит отметить, что сегодня перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности педагога.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки образовательного стандарта указывают на реальные виды деятельности, результатом которых являются знания.
Знания представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий. Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от которого зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуального развития, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе образования.
Усвоение знаний – сложный процесс, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Следовательно, усвоение – это не спонтанный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а целенаправленное их формирование в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Проблемный вопрос
Почему таксономия Бенджамина Блума актуальна и на сегодняшний день?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя прилагательное»»
обобщение знаний учащихся по теме "Прилагательное"...
Оценка уровня усвоения знаний ученика
Очень часто учителю бывает трудно правильно оценить уровень усвоения знаний ученика. Правильно и объективно поставить оценку.Эта таблица поможет в работе.Проверено практикой!...
Решение комбинаторных задач как эффективное средство повышения научного уровня усвоения математических знаний
Материал предназначен для учителей начальных классов....
Интерактивный тест с оценкой результата деятельности проверка усвоения знаний по теме "Смысл действия умножения"
При открытии презентации в диалоговом окне выбрать ВКЛЮЧИТЬ СОДЕРЖИМОЕ,подтвердить ОК...
Доклад на тему: Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся
Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой фак...
Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»
Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний. Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для...
Презентация Уровни усвоения знаний
Презентация Уровни усвоения знаний...