Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»
статья
Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний.
Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для него условия, когда психологическое состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя. Учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций. Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.
Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт . А это явно приводит к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.
Мы часто говорим. Школа-это твой второй дом. А так ли это на самом деле? Дома человеку спокойно и комфортно. А вот в школе – не всегда.
Прежде всего, давайте разберёмся, что же такое комфорт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»
Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний.
Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для него условия, когда психологическое состояние класса во многом зависит, прежде всего, от учителя. Учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций. Ребенок должен себя легко и свободно чувствовать на уроке, не бояться отвечать, высказывать свою точку зрения, идти к доске.
Сегодня очень часто стали присутствовать в психологических портретах школьников такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, напряженность. Дети зачастую испытывают эмоциональный дискомфорт . А это явно приводит к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, теряется интерес к учебе.
Мы часто говорим. Школа-это твой второй дом. А так ли это на самом деле? Дома человеку спокойно и комфортно. А вот в школе – не всегда.
Прежде всего, давайте разберёмся, что же такое комфорт.
Что такое комфорт? (вопрос коллегам)
Вот как трактуется это слово в словарях
Обратимся к словарям
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Существуют три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми.
От психологического комфорта зависит и физическое состояние детей.
Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
А теперь давайте рассмотрим, что же помогает созданию психологического комфорта?
Во-первых, игры и упражнения, включенные в урок. Именно они являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, создают благоприятную обстановку на уроке.
Во-вторых, это настрой на урок.
Чтобы добиться позитивного настроя, на своих уроках можно использовать разные приёмы и один из них
- Прием «Улыбка».
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, золотыми листьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красотой осенней природы и у вас появилось хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием начнём работу на уроке.
Можно использовать
- Игры - «Комплименты» и «Пожелание на день».
- Где дети, глядя в глаза, друг другу, желают что-то хорошее, хвалят, обещают,
- Или высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.
Очень интересный и действенный приём
"Дерево ожиданий"
Где можно рассказать детям легенду о том, чтов мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий" Перед вами три листочка. Вам надо выбрать только 1.
Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными,
если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели,
а если зеленый - вы будете успешными.
Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний.
Дети украшают дерево.
Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе.
В-третьих, для поддержания психологического комфорта
применяются элементы игровой технологии
- Игра в рифму
- Словотворчество
- Вместо традиционного опроса можно использовать Блиц – опрос, где дети быстро должны ответить на вопросы ранее изученного учебного материала (причём вопросы детям даются для рассмотрения заранее)
Немаловажно в течении всего урока создавать ситуацию успеха, которая формирует у ребят веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед. Этому способствует:
- Приём «Домашнее задание на выбор»
Суть: ученикам предлагается самим выбрать из предложенного учителем домашнее задание по учебному предмету.
- Приём «Познавательное чтение»
Суть: предлагается ученикам выучить любое стихотворение какое они хотят, но согласно тематике, оформить его: написать, проиллюстрировать, придумать вопросы к содержанию.
В целях поддержания положительного эмоционального фона, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, притягивает внимание, устанавливает обратную связь между учителем и учениками , и таким образом повышает учебную мотивацию.
Также значимым на уроке является стимулирование и поощрения детей
Мы все на уроках используем слова:
Молодец! Умница! Удивительно! Ярко! Отлично! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому!
Ты – победитель! Ты постарался! Ты делаешь большие успехи! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать!
С каждым днём у тебя получается всё лучше!
А вот тон которым они произносятся должен быть особым, таким, чтобы ребёнок действительно поверил вам!
Особое значение имеет финальная часть урока. Очень важно, с каким результатом и с каким настроением ученики закончат урок. И здесь особую роль играет рефлексия.
«Обращение назад»; осмысление собственных действий
Здесь можно использовать следующие приёмы
- Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
- Использовать цветограмму настроения
Лесенку успеха
- « Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
- Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
- Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
И как итог , превращение "Дерева ожиданий" в "Дерево достижений".
Если ты узнал новое, тебе было интересно - ты выбираешь яблоко.
Если было хорошо, но можно и лучше- цветок.
Ну, а если ты ничего не узнал - сухой желтый листок.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
Всегда! Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель
- Начало урока должно быть обязательно организованным
- Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания.
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы.
- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Обращайтесь за помощью к самим ученикам.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.
Хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
- уважайте детей;
- не навредите, ищите в детях хорошее;
- замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
- не приписывайте успех себе, а вину - ученику;
- ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
- на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
- не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
- хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
- только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
- не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
- оценивайте поступок, а не личность;
- дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Своё выступлени мне бы хотелось закончить притчей
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках»
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой детская душа не потухнет от резкого слова и равнодушного жеста, а напротив, засветится огоньком доверия и желания раскрыться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/14/picture-147926-1623702214.jpg)
Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.
В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-337136-1384362162.jpg)
Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.
Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-386255-1390921186.jpg)
"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
Работа на методическом объединении учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-549634-1422206956.jpg)
Методический семинар по теме: "Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке"
Методический семинар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-559124-1520785929.jpg)
Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.
Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-559124-1520785929.jpg)
Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.
Задача учителя создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016531-1519726056.jpg)
«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...