Статья «Особенности предикативного словаря у учащихся с ОВЗ».
статья
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования глагольного словаря у учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_novaya_statya.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности предикативного словаря у учащихся с ОВЗ». Подготовила: учитель Кизякова Г.К.
Учащиеся с ОВЗ познают окружающий мир в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. В процессе речевой деятельности формируются мысли. Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. Современная психолингвистика, изучая процессы порождения и восприятия речи, придаёт большое значение предикации, определяя её как «интеллектуальный процесс, в ходе которого порождается новый элемент – смысл, а текст есть форма объективации субъектных смыслов автора во внешней знаковой, языковой форме». Развитие предикативной лексики в онтогенезе является основой для успешного овладения фразовой речью. А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия , И.А.Зимняя и другие исследователи придают большое значение предикату в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации высказывания в речи.
У школьников с ОВЗ недостаточно сформирована одна из важнейших грамматических категорий — глагол, что значительно тормозит развитие предикативной функции речи. Большинство глаголов в русском языке многозначны,а значит, ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. Учащиеся данной категории затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено особенностями развития мышления. Низкая познавательная активность приводит к тому, что учащиеся с ОВЗ значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи. Подбор глагола к существительным, требуют использования операций анализа, синтеза, обобщения. Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с учащимися коррекционную работу. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Проблема заключается в том, что недостаточная сформированность предикативного словаря, глагольной лексики у детей в дальнейшем приводит к трудностям усвоения ребенком школьной программы. Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы - это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены». При работе над лексикой важно и то, что усвоил ребёнок. Важны как сам факт усвоения и глубина усвоения, так и развитие способов усвоения лексики, т.е. развитие мыслительной деятельности в процессе усвоения значений слов. Главное условие правильного формирования лексики является раскрытие обобщающей функции слова. Это может происходить при выделении существенных признаков предмета. Исследования психологов (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и др.) показывают, что слово может указывать не только на определенный предмет, действие, качество или отношение, но оно может актуализировать целый комплекс ассоциаций. Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (А. Р. Лурия). Каждое слово может сочетаться с другими словами. Образовывать словосочетания и предложения. При формировании словарного запаса важно помнить, что школьники с проблемами в речевом развитии лишь тогда смогут прочно усвоить значение слова, когда оно будет ими осмыслено в предложении, в определенном контексте. Нельзя овладение лексикой сводить к слово- называнию. Как справедливо отмечал А. Р.Лурия, слова «становятся действенными в речи только потому, что каждое из них является единицей высказывания с теми потенциальными связями, которые развертываются, когда это слово включается в целое предложение». Только в речевой практике происходит образование связей между словами.
Для учащихся с ОВЗ характерен сильно ограниченный словарный запас . Помимо количественной ограниченности словаря, для речи школьников характерно наличие значительных фонетических искажений — главным образом смешения звуков, выпадения отдельных слогов, окончаний — в характеристике словарного состава у учащихся наблюдается различного рода замещения по смыслу, свидетельствующие об общем речевом недоразвитии, которое влечет за собой своеобразие в пользовании словарем. Ограниченность словаря, неточное понимание значения слов, имеющихся в лексическом запасе у школьников, расширяет границы их неправильного использования. Отмечается значительный разрыв между активным и пассивным словарем, ограниченный запас основных частей речи. Резкое преобладание пассивного словаря над активным сохраняется достаточно долго. Исследование семантических полей у детей с ОВЗ, проведенное А.Р. Лурия и О.С.Виноградовой (1960, 1969), показало их недостаточную сформированность. Указанные авторы пришли к выводу, что у учащихся с ОВЗ употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Трудности актуализации связаны с одной стороны, со склонностью таких детей к охранительному торможению, а с другой - с замедленным формированием семантических полей. В силу общего недоразвития психики , процесс расширения словаря и формирования грамматического строя речи протекает у детей рассматриваемой категории медленно и ущербно. У учащихся с ОВЗ происходит механическое накопление слов, не растет уровень обобщений, преобладают ассоциативные речевые потоки, не связанные с реальной ситуацией, обнаруживается расхождение между активным и пассивным словарем. Для учащихся большую сложность представляет усвоение и использование приставочных глаголов, например таких, как пришел, перешел, зашел и т.п. В глагольном словаре школьников с ОВЗ преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Ограниченность словарного запаса младших школьников с ОВЗ обнаруживается и в замене названий конкретных действий общим шаблонным названием «делают».
Значения слов, которые употребляют эти школьники, отличаются неопределенностью, расплывчатым, нечетким отграничением друг от друга. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных учащимся, составляет пассивный словарь, который очень медленно переходит в активный. У учащихся медленный темп усвоения значения слова и качественное своеобразие его структуры. А развитие значения слова также тесно связано с формированием познавательной деятельности. Первоначально слово имеет, лишь предметную соотнесённость, являясь конкретным наименованием предмета. По мере развития познавательной деятельности и речи, слово начинает обобщать предметы, признаки и действия, относя их к определённой категории. Таким образом, из простого наименования предмета слово трансформируется в слово-обобщение, которое постепенно становится истинным понятием представляющим обобщение наиболее существенных признаков данного предмета, явления. Но у наших учащихся многие слова так и не становятся истинными понятиями. Но кроме лексического нарушения речи отмечается несформированность и грамматической стороны речи.
Следующей особенностью лексики у учащихся с ОВЗ детей является замедленный темп развития значения слова и качественное своеобразие его структуры. понимание и использование слова носит ещё ситуативный характер.В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям , наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-¬ существительными: открывать – дверь, играть – кукла, замена существительных глаголом: лекарство – болеть,¬ самолёт – летать, кровать – спать. Особенно стойкими являются замены глаголов: куёт – молотит , вяжет – шьёт гладит утюгом – проводит утюгом купает – моет. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.); выделяются следующие неправильные формы сочетания слов (глаголов) в предложении: 1) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал); 2) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала); У учащихся с ОВЗ отмечается и нарушения формирования синтаксической структуры предложения, которое выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много в лесу. (Дети собрали в лесу много грибов).
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:
1.Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); 2.Уточнение значений слов; организация семантических полей, лексической системы; 3. Развитие навыка словоизменения, словообразования глаголов и правильного употребления их в речи. 4.Формирование навыка правильно изменять те или иные грамматические категории глагола, а так же отработка навыка употреблять их в разных типах предложения. Формировать глагольный словарь можно на занятиях, в режимных моментах, в играх. При работе над словами, обозначающими название предметов и действий, могут быть использованы упражнения:
1.Определения правильности употребления слов, обозначающих действие;
2.Слова, обозначающие действия, совершенные одним предметом;
3.Переносное значение состояния некоторых предметов (часы идут, ходят, бегут. Солнце ходит, село);
4.Замена окончаний глаголов и сопоставление окончаний глагола 3 лица с окончанием 1 лица (стол стоит – я стою);
5.Подбор к местоимению глаголов, к глаголу местоимения;
6.Усвоение детьми глаголов 2 лица единственного и множественного числа;
7.Знакомство с множественным числом местоимений я(мы), он(они);
8.Возвратные глаголы (папа одевается – я одеваюсь);
9.Подбор к предмету слов, обозначающих действие в настоящем, прошедшем, будущем времени.
Г.А.Волкова предлагает иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
- 1.Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). 2.Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
- 3.Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
- 4.Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
- 5.Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
- 6.Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Эффективность коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с ОВЗ будет достигнута с соблюдением следующих условий: систематичность, положительный эмоциональный фон занятия, учет имеющегося у учащихся практического и собственного опыта, размещение коррекционно-развивающих игр в порядке возрастающей сложности, подчиненность выбранной теме, вариативность коррекционно- развивающих игр, активное вовлечение в педагогический процесс всех его участников.
Список литературы:
1.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под ред. Л.С. Волковой. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 704 2.Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
4.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: изд. «союз» 2005. - 192 с. 5.Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской М: Изд-во Московского ун-та, 1979
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987.
7. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования глагольного словаря у учащихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...
Система работы с толковым словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...
Внеклассное мероприятие по русскому языку:"Виды словарей".
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов. познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспит...
СОЗДАНИЕ СЛОВАРЕЙ.Проект
Аннотация: учебное пособие «Школьные словари» создает основу для сознательного усвоения лингвистических и речеведческих знаний и их применений в устной и письменной речи учащихся....
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями (орфог...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса в рамках празднования «Дня Словаря» «Словарь-это Вселенная в алфавитном порядке.»
Цели: вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера;прививать любовь и уважение к родному языкуЗадачи:обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудици...