Авторский сборник «120 заданий для развития речи, совершенствования техники чтения и понимания прочитанного»
книга
Предварительный просмотр:
Сто двадцать заданий
для развития речи,
совершенствования техники чтения и
понимания прочитанного.
/для ежедневной работы
на уроках литературного чтения,
в помощь учителям начальных классов
и учителям-логопедам /
Разработала:
учитель начальных классов
И.А. Почекаева
2020 год
Пояснительная записка.
Целью предлагаемых учебных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников.
Главным условием реализации этой цели в учебных заведениях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретёнными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями.
Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях непривычной формулировки задания, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Данная разработка учебных заданий не является разработкой к целому курсу литературного чтения для каждого класса четырёхлетней начальной школы. В разработке представлены задания повышенной трудности как дополнение к заданиям учебников и другим дидактическим материалам. Использование таких заданий является одним из путей индивидуализации обучения.
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить в начале урока такого рода задания творческого характера, которые помогут детям преодолеть трудности, встречающиеся на пути овладения устойчивым навыкам чтения.
В пособие включены задания, которые систематизированы в группы:
- «Внимание к слову»
- «Учимся понимать смысл прочитанного»
- «Работаем с интонацией»
- «Учимся думать на уровне «идеи»», (разговор с текстом)
Используя на уроке такого рода задания, сразу можно заметить, что дети быстрее продвигаются в обучении, могут переносить усвоенные приёмы понимания на другие тексты.
Задания предназначены для работы на уроке, как дополнительный материал. При этом не важно, по какой системе работает учитель. Эти упражнения можно использовать с любой учебной книгой предназначенной для изучения в начальной школе. Вы, конечно, понимаете, что растущий человек не может развиваться вне мира художественной литературы. Ведь литература - это запёчатлённый опыт ума, чувств, взаимоотношений людей. Поэтому в каждом классе начальной школы нужно использовать упражнения всех четырёх видов групп. Только тогда можно вырастить достойного читателя. Главное научить ребёнка самостоятельно работать с текстом, понимать его, рождать свои предположения, быть заинтересованным читателем.
Какие условия нужны
для совершенствования техники чтения
В работе по обучению техники чтения важно учитывать взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания; чтения и понимания.
Обучение технической строке чтения координировалось с другими задачами и видами деятельности. Понятно, что, выделив составляющие читательных навыков и умений - собственно чтения, умение работать с текстом, работу с книгой, мы должны обеспечить их взаимосвязь, учитывая, что преждевременное использование другой деятельности при не сложившемся навыке чтения тормозит нормальное развитие чтения как питательной деятельности.
Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работы с текстом), необходимо отобрать группы упражнений, оказывающих действие на основные параметры чтения. Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями дает возможность управлять процессом обучения чтению.
Упражнение предлагаются индивидуально, с учетом того, какой параметр чтения у ребенка слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Строятся они на материале читаемых произведений. Тексты упражнений записываются на карточках, доске, произносились на память (скороговорки, чистоговорки). Упражнения проводятся индивидуально, коллективно, по группам. Занимали они на уроке 5-6мин. Таким образом, есть несколько групп упражнений, направленных на: развитее речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитее правильности, безошибочности восприятия текста; развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания,
памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Процесс обучения должен строится с учетом специфики чтения и возрастных особенностей младшего школьника.
Наибольшее распространение в школьной практике получило первичное чтение текста учителем. Фактически ребенок всегда читает знакомый текст. Для развития самостоятельности чтения и обучения пониманию прочитанного важно сразу, начиная с «Азбуки», включать ребенка в самостоятельное чтение небольшого текста, а в 3-4 классе постепенно увеличить дозу самостоятельного первичного чтения детей дома и на уроке.
Нужно включать разные виды чтения: первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником; первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися; первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя; самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих детей использовать нужно чтение с четким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение для себя; выделять для детей посильные части (для прочтения) в тексте; можно применять хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение.
Для регуляции темпа чтения, можно использовать «отстукивание», скандирующее чтение и другие приемы. Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, отрабатывала способы действия, давала детям определенные ориентиры, составляла «памятки», «правила».
Уровни литературного развития младших школьников
Уровни восприятия художественного произведения
детьми младшего школьного возраста.
Существует четыре уровня восприятия текста. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого. 1. Фрагментарный уровень.
У детей находящихся на этом уровне отсутствует целостное представление о тексте, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут восстанавливать связи между эпизодами своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо, воссоздание образа, на основе прочитанного подменяются обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, поэтому их мнение о персонаже часто бывает не верным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, дети не обращаются к тексту, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. При постановке вопросов к тексту дети, находятся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один, два вопроса, как правило, к началу текста. Вот, например, какие вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поставил ребенок:
- Около чего жил дед?
- Где жил дед?
- С кем жил дед?
Как видно, ребенок задел три вопроса, воспроизводящих содержание первых двух предложений сказки.
2. Констатирующий уровень.
Читатели, относящие к этой группе, отличаются точной, непосредственной эмоциональной реакцией, способы увидеть смену построений, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничивались обычно словом «весело» или «грустно». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, им чувствуют потребности в перечитывании текста в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить поведение персонажей. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на этом 2-ом уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, например:
- Где жили старик со старухой?
- Чем занимались старик со старухой?
- С чем пришел невод в первый раз?
4.-5. С чем пришел невод во 2-й, 3-й, 4-й раз?
- Старик отпустил рыбку или нет?
- Старик рассказал старухе про рыбку или нет?
- Как отнеслась к этому старуха?
- Что попросила старуха от рыбки в 1-ый раз и т.д.?
Дети задают 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все вопросы носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы поставленные в сказке. Часто читатели этой группы задают вопросы: Чему учит эта сказка? Что вы поняли из этой сказки?, повторяя формулировки столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на такие вопросы не могут. З.Уровень «героя»
Отличается точной эмоциональной реакцией, способностью видеть, передать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ в соответствии с прочитанным, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют непосредственно герои, отсюда название данного средства. Дети, верно, определяют мотив поступков персонажей, дают им оценку обосновывают свою точку зрения. При специальных вопросах они могут определить позицию автора по отношению к героям. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно - следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщение связан, прежде всего, с оценкой персонажа, например:
- Почему старик попросил у рыбки только для старухи, а сам ничего не взял у нее?
- Почему старуха была все время не довольна?
- Почему старик все выполнял беспрекословно?
4. Почему золотая рыбка ничего не ответила старику, когда он пришел в последний раз?
- Что увидел старик, когда пришел в последний раз домой?
- Какая была старуха? Старик?
Как видно, вопросы эти нацеливают на осмысление, а не на воспроизведение текста. Ребенок задает вопрос к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных героев, а об авторе сказки не вспоминает.
4. Уровень «идеи»
Читатели этой группы способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей.
Они любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировка ответа может быть по детски наивна, возможно само строение учеников соотносить размышления, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читателями данной группы способны увидеть основной подтекст произведения, их интересует авторское отношение к персонажам:
- Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»?
- Почему старик не взял выкупа с рыбки?
- Почему рыбка выполнила все желания старухи?
- За что была наказана старуха?
- Что Пушкин хочет показать этой сказкой?
Вопросы, заданные ребенком свидетельствует о внимательном отношении к тексту произведения, о стремлении понять позиции автора. Итак, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения: Фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». По уровню воспринятая можно судить о литературном развитии ученика. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».
Методика выявления уровня литературного
развития младших школьников
Эта методика зависит от цели проверки. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель- определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях воспроизведения, текст следует прочитать учителю. Наиболее традиционные способы проверки восприятия - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы заданные учителем. Выбор одного из названых способов также зависит от цели проверки.
Для выявления уровня актуального развития читателя, т.е. как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать вопросы к тексту, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные ученикам, позволяет учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным.
Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учителем. При таком контроле мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы формируются так, чтобы они затрачивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-
следственных связей, осмыслению авторской позиции и дали возможность для обобщения прочитанного.
Описанные способы проверки являются более распространенными, но не единственными. Можно использовать мелодию, отражающую характер персонала с обоснованием выбора ее, и словесное рисование, и составление плана текста. Любой из приемов анализа может быть применен для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка теряет силы.
Виды контроля и самоконтроля.
Организацию и проведения самоконтроля, как и весь процесс обучения, стараемся построить на идеях сотрудничества учителя и ученика.
В практике обучения используют следующие формы контроля и самоконтроля: внешний или взаимоконтроль, и внутренний или самоконтроль.
Как подвести детей к контролю и самоконтролю и самооценке понимания прочитанного.
Путь к овладению специфическими средствами анализа и содержания произведения в целях его понимания (контроля и самоконтроля) весьма сложен. Существует система, которая состоит из трех этапов:
1.После того как ребенок овладел основами техники чтения вслух и до перехода к самостоятельному чтению, осуществлялась работа над текстами проблемного характера. Она сопровождалась типовыми заданиями, направленными на выработку навыка анализа содержания в процессе и итоге чтения, (эта работа заканчивается к концу 2-го класса)
2. (3-й класс) Дальнейшее развитие понимания базировалось на внедрении системы проверочно -обучающих заданий к текстам. Ставилась задача использования приобретенных навыков работы с учебными текстами из книги при самостоятельном и внешкольном чтении.
3. (4-й класс) Вводились простейшие формы моделирования содержания прочитанного, а именно: составление плана как метода логико-систематического анализа и синтеза прочитанного текста и оценка результатов этой работы путем сопоставления планов, составленных учащимися, с эталоном плана.
Существуют несколько типов проверочных заданий для учащихся.
Выделяют пять основных типов заданий:
- Проверочное задание первого типа. Короткие тексты заканчиваются вопросами: «Почему?» или «Зачем?». Данные для ответа на этот вопрос в тексте не содержится. Чтобы дать правильный ответ, ребенка должен логически осмысливать текстовую информацию, представить себе ситуацию, привлечь свой предшествующий жизненный или учебный опыт.
Пример: «Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на дерево. Собака остановилась. Почему?»
- Проверочное задание второго типа. В коротком тексте пропущено одно слово, значение которого становится ясным из контекста. Читающему предлагается выбрать пропущенное слово из двух. Выбор предлагается сначала альтернативный, а затем сопоставительно-вероятный.
Пример: 1) «Чем я буду, есть суп? Дайте мне...» (вилку, ложку) /Прочитанное задание альтернативного характера, как правило, предусматривает однозначный ответ всех учащихся/
2) «Почисть картошку. Я буду...» (есть, варить)
/ Проверочное задание сравнительно - вероятного характера предполагает, что дети, выясняя предпочтительность одного из двух предлагаемых решений, будут развивать данную ситуацию./
- Проверочное задание третьего типа. После каждого короткого рассказа дано проверочное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо противоречит ему. Ученики должны, прочитав текст, определить его соответствие содержанию рассказа ( «да» или «нет»)
Пример: «Была буря. Она повалила дерево. Дерево лежит на земле. Детям его жалко. Ведь они его посадили. Дерево было слабым («да» или «нет»)
Чтобы правильно ответить и подтвердить, доказать правильность своего ответа, ребенок должен проделать серьезную умственную работу по глубокому анализу содержания рассказа. Лишь после того, как он осознает, что дерево, посаженное детьми 6-8 летнего возраста, не может быть старым, он даст обоснованный ответ. Поэтому мы дали ребенку возможность высказать свои аргументы в пользу положительного или отрицательного ответа.
- Проверочное задание четвертого типа.
После каждого рассказа (примерно 10-12 фраз) дается от 3-х до 5-и проверочных предложений, которые отчасти согласуются со смыслом рассказа, отчасти противоречат ему. Буквой «А» обозначаются предложения для проверки предметного содержания для проверки предметного содержания текста, а буквой «Б» - обобщенного.
Ученики, прочитав рассказ, должен объяснить, какие проверочные предложения соответствуют их пониманию содержания рассказа и почему.
Пример: «Скоро праздник. В доме уборка. Я помогаю то маме, то папе. Мы закончили уборку к обеду. Вошла бабушка и сказала, :«Какие вы молодцы!»
Проверочное задание: «А» 1. Наступает праздник.
2. Мама моет окна.
3. Папа читает газету.
«Б» 4. Бабушка хвалит нас.
5. Мы работали дружно.
Для того чтобы правильно разрешить проблемную ситуацию, ребенок должен не только освоить общий смысл и содержание рассказа, но и правильно оценивать отдельные элементы текстовой информации, вероятность отдельных фактов и т.д.
- Проверочное задание пятого типа. Сюжетно - познавательные рассказы большего объема (А страницы) используются для дальнейшего развития умения обобщать содержание, выделять основные мысли. Проверочные задания типа «В» с установкой на выделение главного предусматривают несколько постепенно усложняющихся вариантов:
а) выбор главного из 2-х предлагаемых вариантов;
б) выбор главного из предлагаемых 3-х вариантов;
в) самостоятельное определение и формирование основной мысли рассказа с последующей аргументацией.
Пример текста и задания к нему:
Рыбаки.
Два рыбака тянули провод. Он был тяжелым. Один рыбак сказал: «Невод плохой». Другой сказал: «Невод хороший, но груз лишний». Так они долго спорили. Прохожий сказал: «Сперва вытащите невод, а потом спорьте».
Б 1. Невод был слишком тяжелый.
2.Пустой спор мешает делу.
Для 1-го и начала 2-го класса шрифт карточек должен быть крупным.
Образец карточки для проверки понимания текста, используемые детьми в школе
Неожиданная помощь
Это случилось в одной стране. Стадо овец паслось в горах. Вдруг пастух потерял сознание. Собака пастуха не растерялась. Она загнала овец в хлев. Полом она потащила своего хозяина вниз. Там было селение. Собака приволокла больного человека. Он был спасен.
Что главное?
А 1. Стадо овец паслось в селении «-»
- Пастух чувствовал себя хорошо «-»
- Собака загнала овец в хлев «+»
Б 4. Собака бросила хозяина «-»
5. Собака спасла хозяина «+»
В 6. Собака тоже была спасена «-»
Понимание прочитанного проверяется с помощью подчеркивания главных слов, составление плана, моделирование текста, ответов на вопросы, пересказов.
Для 3-го и 4-го классов возможен обобщающий вопрос: «Что главное в этом рассказе?» Высказывания учащихся характеризуют степень понимания прочитанного, выражают отношение к событиям. Желательно, чтобы высказывания учащихся были аргументированы.
Как учитывать количественные показатели чтения?
Существует ряд способов проверки и учета чтения учащихся.
Комплексная проверка чтения включает выяснения уровня понимания текста (содержания и смысла), правильность чтения (количество и характер ошибок), способ чтения вслух (буквами, слогами, словами и слогами, словами и сочетаниями слов), темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).
При проверке чтения про себя учитывается способ чтения по характеру речедвижений: чтение без внешних речедвижений( условно «глазами»); чтение шепотом - с наличием речедвижений и чтение с участием губ - остаточными речедвижениями. Если ребенок читает шепотом, он не владеет чтением молча. Сформированность чтения про себя можно определить по темпу чтения: при несформированном чтении он равен по скорости чтению вслух. Чтение про себя в старших классах начальной школы должно доминировать, чтобы учащиеся были готовы к чтению в среднем звене, где эта форма чтения становится основной.
Если проанализировать схему 2 (см. приложение), то можно сделать вывод, Иванов Игорь читает слогами и словами, т.е. у него не закончен синтез внутри слова.
Желательно при чтении требовать постановки ударения или давать размеченный текст, предупреждая чтения трудных слов внизу дужками: позеленела. Темп чтения вполне нормален и индивидуален. Ошибок на замены, искажения, перестановки нет, - следовательно, хорошо освоен звуковой анализ, содержание несложного текста ученик понимает.
В 3-м и 4-м классе расшифровывается рубрика «Понимание» (фактическое «ф» и смысловое «с» ) и «выразительность». Если рублика не расшифровывается, значит, учитывается только темп монотонного чтения. Если дается расшифровка, то помечается правильность или ошибочность выбора пауз, логических центров, тона, изменения темпа чтения и общий итог (полная выразительность, недостаточная выразительность, невыразительность чтения). Из опыта работы известно, что скорость чтения проверяется ежемесячно и вывешивается в кассе, чтобы каждый видел свое продвижение. Это стимулирует детей к деятельности.
Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока чтения.
В методике принято выделять следующие принципы анализа:
- принцип целенаправленности;
- принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;
- принцип учета потребностей ребенка;
- принцип внимательного отношения к тексту произведения;
- принцип единства формы и содержания;
- принцип избирательности;
- принцип целостности;
- принцип направленности анализа на литературное развитее ребенка, на формирование специальных питательных умений, на совершенствование навыка чтения.
Любая разработка урока по литературному чтению должна придерживаться этих принципов. Только опираясь на каждый из них можно построить интересный, занимательный урок по литературному
чтению.
Пример открытого урока по книге 4-го класса Бунеева «В океане света». Урок - концерт «И.А. Крылов»
Урок концерт на тему: «Басни Крылова»
Цели урока:
• Обобщить, закрепить знания о творчестве И.А.Крылова.
• Развивать творческие способности детей, умение мыслить творчески, находить различные варианты правильных ответов на поставленные вопросы.
- Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению басен. Стимулировать индивидуальную и групповую организованную работу. Развивать кругозор учащихся.
- Развивать артистические данные детей, умение ставить логические ударения, правильность произношения, заучивание наизусть.
- Воспитывать любовь к литературному чтению, к литературе как науке.
Материалы:
- Иллюстрации к басням
- Пластилин для поделок
- Портрет И.А. Крылова
- Маски, реквизиты для инсценирования басен
- Принадлежности к игре «Разноцветные кружки»
Ход урока-концерта
• Слово учителя:
Я хочу начать этот урок со слов знаменитого баснописца
эпиграф на доске: «С помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера… Умение увидеть смешное и сказать смешно о серьезном очень часто выручало меня в
жизни».
Сегодня урок обобщения, повторения. И наша задача вспомнить все, что мы уже знаем о Крылове, а так же рассказывать о нем другим.
Рассказ о Крылове и его баснях (дети)
1. И.А. Крылов родился в 1769г.-1844г. умер. Прожил долгую и интересную жизнь. Великого русского баснописца Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства знакомимся с его баснями. Меткие строки крыловских басен давно стали народными пословицами и поговорками. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами он показывал характеры человеческие, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Изображая все плохое в людях так, что вам понятно, что это плохо, что это надо осудить, он в тоже время высоко ставил в своих баснях честный труд, скромность, ум, храбрость. Крылов учил людей хорошему так, как может учить только человек, глубоко понимающий народную думу, народный ум. Он осмеивал и осуждал пороки и злоупотребление царских чиновников, угнетавших народ.
2. Басни Крылова написаны так просто, что школьник и взрослый человек одинаково чувствуют как правдиво, метко, интересно они написаны. Крылов изображает зверей так, что мы слышим, как ревет лев и пищит комар, как лисица льстит вороне, как лает и визжит Моська, как сидит мартышка перед зеркалом - это живые и поучительные картины.
Басни Крылова стали широко известны еще при жизни великого народного баснописца. Недаром на юбилее, в честь пятидесятилетия его творчества, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы и пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.
3. С тех пор прошло более ста пятидесяти лет, а басни Ивана Александровича живут, их знает и любит, высоко ценить весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.
И сегодня в школе дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни.
• Слова учителя:
В жизни Крылова было много интересного. Как вы помните, он писал не только басни, Крылов писал комические оперы, трагедии, комедии, но именно басни обессмертили его имя. Язык его более ясен и понятен, а многие особенно яркие, запоминающиеся фразы стали «крылатыми», т.е. превратились в пословицы и поговорки.
Постарайтесь вспомнить некоторые.
- «У сильного всегда бессильный виноват»
- «Ты все пела? Это дело. Так, поди, лее попляши!»
3. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
Инсценирование басни «Ворона и лисица»
Давайте посмотрим, как наши артисты сыграют эту басню. • Слова учителя:
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок. И в сердце лесть всегда отыщет уголок. (автор, ворона, лисица)
Басню сыграли
• Слова учителя:
А сейчас вспомните еще крылатые выражения. И подумайте, какое значение они имеют. Т.Е. как мы должны их понимать.
- «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку»
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться»
- «А воз и ныне там»
- «Совсем без драки могут попасть в большие забияки»
К какой ситуации из нашей жизни могут подойти «крылатые слова», этой басни, (ссориться со всеми и т.д.) Давайте посмотрим эту басню.
Инсценировка басни «Слон и Моська»
(Автор, слон, слона водили 2 человека, Моська, Шавка)
Басню сыграли
• Слова учителя:
А сейчас поиграем в игру. Это литературная игра «Разноцветные кружки»
Правила игры:
У детей и учителя конверт с карточками. На карточках написаны либо названия басен Крылова, либо «крылатые фразы», либо отрывок из басни. На оборотной стороне карточки наклеен кружок из цветной бумаги, причем для каждой басни свой цвет.
Суть игры: правильно соотнести название, фразу и отрывок из басни, (взято семь басен и семь цветов:
зеленый - «Мартышка и очки»
красный - «Лебедь, рак и щука»
желтый - «Кукушка и петух»
оранжевый - «Стрекоза и муравей»
голубой - «Лиса и виноград»
синий - «Зеркало и обезьяна»
фиолетовый - «Квартет»)
Учитель берет любую карточку из конверта и читает текст:
«А вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь»
Дети отыскивают у себя карточку с текстом «Квартет» и показывают остальные карточки с фиолетовым кружком.
Р/С Если кто-то поднял карточку с другим кружком, он становится ведущим. Если все ответили правильно, то ведущего выбирают по желанию. Итак, басня «Квартет»
Инсценирование басни «Квартет»
(автор, проказница - мартышка, осел, козел, соловей, косолапый мишка,) Басню сыграли....
• Слова учителя:
Молодцы, все и артисты тоже! Хорошо справились с заданием — игрой. Посмотрите на доску. Обратите внимание, здесь написаны пословицы. Это народная мудрость, призванная учить и воспитывать. Подберите к басням Крылова (если возможно) пословицы и объясните, почему вы так считаете. На доске:
- Трутни горазды на плутни (Стрекоза и муравей)
- Собака лает, ветер носит (Слон и Моська)
- Не место красит человека, а человек место (Квартет)
- На смелого собака лает, а труса кусает (Свинья под дубом)
• Слова учителя:
Почему свинью из басни можно сравнить с собакой в 4-ой пословице? (пояснение детей) Давайте посмотрим эту басню.
Инсценировка басни «Свинья под дубом»
(автор, свинья, дуб, ворон)
Басню сыграли
• Слова учителя:
А сейчас рассмотрите иллюстрации, которые вы рисовали к этому уроку. Это было ваше домашнее задание. Вы все с ним справились. Я отобрала самые удачные работы. Попробуем узнать, к какой басне относится рисунок.
Следующее задание еще интересней. Вам предстоит стать художниками мультипликаторами. Вы знаете , что есть пластилиновые мультфильмы. И сейчас мы будем лепить из пластеина героев басен Крылова. Которых вы полюбили больше всех.
На фоне вашей лепки послушайте басни в исполнении настоящих артистов, (пластинка с баснями)
Итог урока
• Слова учителя:
И так подытожим все, что мы успели сделать на сегодняшнем уроке -концерте. Мы много говорили о баснях, а что же такое басня? (басня — короткий рассказ, чаще в стихотворной форме, с простым сюжетом, иносказанием, моралью)
Какова цель басни? (Показать человеческие пороки, недостатки, высмеивание их)
А что такое мораль? (Поучение, назидательность)
А сейчас выставка ваших творческих работ.
Я думаю, с поставленной целью урока мы справились. Мы еще раз убедились в том, что басни И.А. Крылова вполне подходят не только для взрослого, но и для детского чтения.
Все молодцы, всем спасибо. За работу на уроке все получают хорошие отметки.
1 класс. «Внимание к слову»
Задание 1:
Прочитай текст и ответь на вопрос: кем думает стать узбечка? Подумай, какие слова возьмешь из текста для ответа.
- Мне б учительницей стать! - думает узбечка.
- Буду детям ставить «пять» за каждое словечко.
(А. Барто)
Задание 2:
Разговаривая с ребенком, задаете ему полслова, а он должен продолжить его. Пример: паро - воз, теле - фон (визор).
Отвечать ребенок должен быстро, спонтанно. Возможен вариант придуманных слов и ребенок должен пояснить значение своего слова.
Задание 3:
Перед тобой предложения из сказок.
Подумай, какие слова в них пропущены. Узнай сказки.
- Посадил Выросла большая-пребольшая.
- Волк пошел на реку, опустил хвост в и начал приговаривать: " Ловись,—, и маленькая, и велика".
3. Девочка взяла самую большую и похлебала из самой большой .
Задание 4:
Поднимись по этой лестнице. Какую букву нужно написать в пустую клетку.
ч к ч до ч лок ч даки
Какое правило работает в словах?
Задание 5:
Прочитай считалку. Найди непонятные тебе слова и посмотри значение в словаре.
Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Задание 6: Обиженная буква.
В некотором царстве, в некотором государстве, название которого состоит из трёх слогов, первый слог - ударный, первый звук (а). (Азбука), жили - были буквы. Жили, не тужили. Но однажды случилось невероятное: горько разрыдалась одна буква.
Что же это за буква? Почему ей так стало обидно? Все случилось потому, что другие буквы не пускают её на первое место в словах. Это буква ы. Придумайте слова с новой буквой. В русском языке нет слов, которые бы начинались с этой буквы.
Задание 7: Дружба.
Гуляли по белому свету две буквы Ж и Ш. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали её, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот почему Ж и Ш всегда пишутся с буквой И.
( Запись под диктовку слов: жизнь, жираф, жир, живот, жила, мыши, машина, шило, малыши, камыши, жимолость).
Задание 8: Прочитай слова правильно.
Задание 9: Как сказать, одним словом?
1.Соединить с помощью клея два листа бумаги. 2.Соединить с помощью шва два куска ткани. 3.Соединить с помощью узла два конца веревки.
Задание 10: Прочитайте слова.
Мысленно поделите слова на слоги. Проверяем. Учитель или один ребёнок говорит слово, остальные дети хлопают столько раз, сколько в слове слогов.
Слова:
Птица, куст, орехи, вьют, съели, берёза, дятел, лыжи, конь, чулок, письмо, рысь, тюлень.
1 класс. «Учимся понимать прочитанное».
Задание 11: Узнай, из какой сказки этот отрывок.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Вопрос: Назовите тех, кто приходил, лечится к Айболиту?
Задание 12: Загадки на грядке.
У нас есть огород. Мы высаживаем на нём разные овощи и ухаживаем за ними. Осенью мы собираем богатый урожай.
Мама решила приготовить салат из овощей. Она взяла для салата те овощи, в названии которых обязательно должен быть звук (к). Какие же это овощи?
Угадайте.
Захотелось плакать вдруг
-Слёзы лить заставил ... (лук) Набирай скорее миску Краснощёкую... (редиску)
Отыскали, наконец, и зелёный ... (огурец)
Кто, ребята, незнаком
С белозубым ... (чесноком)
Угадайте, какие ещё овощи растут на нашем огороде?
Под кустом копнёшь немножко, Выглянет на свет ... (картошка)
Разве в огороде пусто,
Если там растёт ... (капуста)
Такие занимательные упражнения стимулируют познавательные способности маленьких школьников, сближают учебный процесс с жизнью, делают усваиваемые занятия понятными. Делают возможность развивать, тренировать внимание к слову, развивают навык грамотного письма и закладывают фундамент для хорошей, правильной техники чтения учащихся.
Задание 13: Экскурсия по городу.
Сегодня мы будем путешествовать по городу, сидя за своими партами. Чтобы экскурсия удалась на славу, нам необходимо назвать слова со звукам (а). Закроем глаза и представим себе, что сейчас мы отправимся в путешествие от остановки (школа). И подъехало к нам чудо.
Что за чудо-дом,
Ребятишек много в нём,
Носит обувь из резины,
И питается бензином?
Дадим имена девочкам и мальчикам, которые поедут в автобусе и в именах которых есть звук (а).
Въехали в город, дадим ему название. Мимо чего мы проезжаем? Подъезжаем к реке. Как она называется? Отдохнём на берегу. В какие игры поиграем?
Задание 14: Прочитай. О чём или о ком говориться в предложениях? Назови главные слова в предложениях.
1. Море покрылось мелкой рябью.
- Осенние тучи сеяли мелкий дождь.
- Туристы готовились к дальнему походу.
- Лучи весеннего солнца пригревают.
- Товарищ рассказал об интересной книге.
1 класс. «Прочитай с правильной интонацией».
Задание 15.
Прочитай слова. Распредели их в две группы в зависимости от места ударения в словах. Чтобы найти ударение, прислушайся какой, слог звучит сильнее в каждом столбике.
СЛОВА: гора, горка, стена, стенка, нора, норка, трава, травка, лиса, лиска.
Задание 16. Прочитайте с правильной интонацией:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
( В. Берестов)
Задание 17. По рифмам узнай, что это за стихотворение. Расскажи его выразительно.
—III— хозяйка ---///— на пол —III— плачет
—III— зайка —III— лапу —III— мячик
—III— не смог —III— не брошу —III— не плачь
—III— промок —III— хороший —III— мяч
1 класс. «Учимся думать на уровне идеи».
Задание 18. Прочитай. По действиям узнай предмет.
Прыгает, летает, ползает, плавает, мычит, ржёт, лает, мяукает, хрюкает, поёт, кукует, квакает.
Задание 19. Читай текст и исправляй ошибки.
1. Наевшись рыбы до отвала,
На море чайка отдыхала, (чайка)
- Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветка)
- Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки. (крошки)
4. Муравей нашел травинку
И взвалил её на свинку. (спинку)
5. Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки, (крошки)
6. Муравей нашел травинку
И взвалил её на свинку. (спинку)
7. Волкам и беркутам на страх
Кабан пасёт овец в горах. (чабан)
( В. Викторов)
Задание 20. Теремок.
Стоит в поле теремок. И в нём живёт маленькое животное, в названии которого
два слога. Первый слог ударный, первый звук (м). (Мышка ). Однажды в теремок кто - то постучался.
- Кто там? - спрашивает мышка.
- Во мне три слога, второй слог ударный, первый звук (л,). (Лягушка), - отвечает гостья.
Стали они жить вдвоём. И вот, поздней ночью, их разбудил тревожный стук.
- Ты кто? - спросили встревоженные хозяйки.
- Я состою из двух слогов, первый звук (л1), второй ударный (лиса). Хозяйки конечно догадались, кто это был, и дверь не открыли.
Задание 21. Мухин праздник.
Пошла муха на базар и купила самовар.
- Приходите тараканы, я вас чаем угощу.
Но тараканы были ещё сладкоежки, поэтому Муха решила купить угощение, в название которого два слога второй слог- ударный ( пирог).
Цокотуха слетала в липовую аллею и собрала такую сладость, в названии
которой один слог, первый звук ( м ) (мёд).
Вот и вечер подошёл, стали гости собираться, веселиться,
угощаться.
- Кто же в гости к Мухе пожаловал? В названии первого гостя два слога, второй слог ударный, первый звук (к), последний (р) (комар). В названии второго гостя три слога, последний слог ударный, первый звук (т), последний (н) (таракан).
- А какие подарки Мухе принесли? В первом подарке один слог. Первый и последний звуки (т) (торт). Во втором подарке два слога, второй слог ударный,
первый звук (ц) (цветы).
Задание 22. Украсим ёлку.
Все дети любят весёлый новогодний праздник, потому что накануне его ребятишки наряжают ёлку. Мы сегодня украшаем волшебное деревце игрушками, в названии которых есть звук (с). Это: снеговик, сосулька, месяц, самолёт, снежинка, лиса и т. д. Теперь развесим игрушки в названии которых есть: звук (з) (звезда, зайка), звук (ш), (шары, шишки, мишка, хлопушка, петрушка, мышка), звук (ж), (жучок, ёжик, снежок). Какая нарядная ёлка у нас получилась. Но прошёл новогодний праздник, нужно убрать игрушки до следующего Нового года. В первую коробку будем складывать игрушки, в названии которых два слога, во вторую коробку игрушки, в названии которых три слога.
Задание 23. Первый раз в первый класс.
Жила - была девочка, её звали Катя. Катя с нетерпением ждала день, когда впервые переступит порог школы.
- В чём Катя понесёт школьные принадлежности?
(Анализ слова портфель).
Поможем Кати собрать портфель. В названии каждой вещи должен быть звук (Р).
- Что Катя не возьмёт с собой в школу?
(Анализ слова игрушки).
А кто из игрушек всё- таки пробрался в школу?
Мы уже встречались с этим героем. Это весёлый, озорной мальчишка из сказки - «Золотой ключик». (Буратино). (Анализ слова Буратино).
- А как вы думаете, зачем Буратино пришёл в школу?
Конечно, Буратино хочет учиться, а самое главное он хочет научиться у ребят правильно вести себя в школе.
Задание 24. Добавь нужные слова в предложения, так чтобы оно выражало законченную мысль.
1. К Тане пришли (гости, ребята, друзья и т.д.)
2. Мама вскипятила (чай, воду)
3. Таня поставила на стол и вазу с печеньем.
( чай, кофе и т.д.)
4. Мама налила в…. душистый (чашка, тарелка) (суп, чай)
5. Таня, ….гостей чаем, (угощала)
Задание 25.
Внимательно прочитай слова по порядку.
Подумай, какие и сколько предложений можно составить из этих слов.
Цветут, на, в, лугу, траве, ромашки, мак, краснеет.
Задание 26. Отгадай кроссворд.
- Рыбы, (окуни)
- Животные северных морей . (котики)
- Маленькие дети, (малыши)
- Цветы. (розы)
- Птицы. (чайки)
2 класс : «Внимание к слову»
Задание 1 .
Прочитай текст. Попробуй поговори с текстом. Задавай вопросы и предполагай возможные ответы.
« Ящерица»
Ящерицу я ловил
Страх меня остановил
(задай вопрос !)
А чего же тут бояться ? ( Ответь на этот вопрос предположением) - Хвостик может оторваться !
( Г. Вперу).
( Придумай свой ответ)
Задание 2.
Дополни предложение подходящими по смыслу словами из словаря.
1.Медведь, , , это звери, а петух, , - это птицы.
2.Север и -это стороны горизонта.
3.Суббота и - это дни недели.
4.Молоток и -это инструменты.
5.Пальто - это одежда, а - это обувь.
6.Орешник - это кустарник, а -это дерево.
Задание 3.
Прочитай. Добавь в предложение слова, которые обозначают, о ком говорится в предложении.
Кто?7??... | водит машину. |
Кто? . | . лечит больных. |
Кто? . | . играет на сцене |
Кто?. | . пашет землю. |
Задание 4.
Отгадай слова, зашифрованные в ребусах. Придумай
предложения со словами или сочини стихотворения.
Предлагаются ребусы.
Задание 5.
Догадайся, о какой лестнице говориться в этом тексте, как эта лестница называется и где ее можно увидеть.
текст: «Мой товарищ все удивляется, что за лестница наоборот: мы стоим, а она едет?
Стоял, стоял, да и зашагал по лестнице вниз. Лестница едет, а мы по лестнице идем - еще быстрее получается».
(Ф. Лев)
Задание 6. Прочитай и вставь пропущенные буквы.
На з_вод сп_ш_т стр_ит_ль. Док_ор ед_т в д_тск_й са_.
В кла т_ро_и_ся _ит_ль.
/С.Баруздин/
Задание 7. Прочитай предложения. Выбери и назови пары слов, связанные, между собой по смыслу; вместе с вопросами.
Белые сережки ландыша качаются между длинными листьями.
Задание 8.
Прочитай правильно. Чем отличаются и чем похожи эти слова? Звоню, звонит, звонят; Сосна, к сосне, у сосны, под сосной; Лесная, лесное, лесные
Задание 9.
Подбери слова с противоположным значением.
высокий - ? черный - ? далеко-?
тихий - ? верх -? весело-?
Задание 10.
Упражнение на группировку слов по вопросам. Учитель говорит слова, а дети определяют на слух, к какой части речи относятся эти слова и что они обозначают.
КТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Мама, красный, играть, брат, птица, желтый, сладкий, писать, обедать, верблюд, бегать, солёный, щука, горячий, говорить.
2 класс. «Учимся понимать прочитанное».
Задание 11.
Прочитай. Озаглавь текст. Ответь на вопрос, какой была первая рыбка?
Мальчик пошел на озеро рыбу ловить. Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными перышками, с круглыми глазками. Глазки как пуговки. А хвостик у рыбки - совсем шелковый; голубенький, тоненький, золотые волоски.
(По Б. Житкову)
Задание 12.
Объясните смысл пословиц.
- Родной свой край делами прославляй;
- Сам погибай, а товарища выручай;
- Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Задание 13.
Прочитай текст глазами. Выдели все буквы а в кружок, букву в в квадрат, буквы о подчеркните . Расскажи о чём этот текст? Придумай ему название.
Вечером на террасе мы пили чай с мёдом. Почуяли пчёлы мёд и начали жужжать над столом. Прилетела и оса. Она села на край миски, и сразу на мёд. Оса прилипла к мёду всеми лапками. Осы тоже любят медком полакомиться. Пришлось спасать осу из миски чайной ложкой. ( По Б.Костину)
Задание 14.
Прочитай текст. Объясни его название.
Майский снег. Снег идёт! Удивляются дети;
«К нам зима воротилась опять?»
Это просто на яблоне ветер
Хочет все лепестки сосчитать
( В. Приходько)
Прочитай текст без остановок от начала до конца.
Задание 15.
Прочитай. Подготовься рассказать о том, что ты узнал из рассказа.
текст: Говорят «Неуклюжий как медведь! ». Это не правда. Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь. Он догонит лося, если нужно -взберется на дерево. Если медведя ранить или разозлить, он ударом лапы убьет охотника. Медведь умен. Недаром охотники говорят: «Медведь - как человек, только ружья нет!»
(По Г. Снегиреву)
Задание 16.
Даны вопросы на доске: КТО? ЧТО СДЕЛАЛ? КУДА? КАКУЮ?
Составить предложения, используя эти вопросы. Можно составить текст.
Пример: Ученик вытер доску.
Я вышел на лесную полянку, и т.д.
2 класс «Прочитай с правильной интонацией»
Задание 17.
Прочитай, расставь правильно точки в не пунктированном тексте. Прочитай выразительно.
Текст. Утка с удочкой сидела целый день она не ела утка удила рыбёшек для своих утяток-крошек мишка топал , баловался легкий мостик зашатался.
Задание 18.
Прочитай текст. Послушай, какие звуки ты услышал при чтении. Представь происходящее. Какое время года описано? Почему ты решил так, а не иначе? (предложить детям изобразить звуки)
Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.
Задание 19.
Прочитай. Проверь, все - ли слова в этих предложениях написаны правильно. Исправь ошибки. Прочитай выразительно, (материал расположен на доске в таком порядке)
Дети собирали гриб-ы. Раздался сильный уда-р грома. Сверкнула молни-я. Мама зовёт веру домо-й.
Задание 20.
Расставь правильно слова, так чтобы получился красивый текст. Прочитай, соблюдая интонационные знаки. Придумай название текста.
Весна.
Потекут всюду ручьи звонкие.
Солнце припекать стало. Птицы на песенки деревьях запели.
Весной хорошо! А весна нравится вам?
Задание 21.
Прочитай выразительно. Сравни эти тексты. Чем они похожи и чем различаются?
Текст 1.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день. (А. Пушкин).
Текст 2.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз. (С. Маршак).
2 класс. «Учимся думать на уровне идеи».
Задание 22.
Прочитай. Измени каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены. Подчеркни все буквы е.
Улыбнулось из - за тучи солнышко.
Затих теплый дождь. С берёз падают тяжёлые капли. В лесу запели птицы.
Задание 23.
Придумай слова с нотой ля, фа или соль
Лягушка, поляна, ля—ля—ля. Фартук, уфа и т.д. Соль, фасоль пересол.
Задание 24.
Прочитай. Подбери пословицу к тексту.
Вечером Коля не положил вещи на своё место. Утром он долго искал свой ботинок. Коля опоздал на урок. Ему было стыдно. (Порядок время бережёт).
Задание 25.
Прочитай. Сравни, как произносится подчеркнутые слова. В каких строчках они созвучны?
Смешной цветок.
Смешной цветок поставлен в вазу !
Его не полили ни разу.
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги. (А. Барто.),
Задание 26. Прочитай, распутай путаницу.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А с ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
Парить мужика.
А мужик со страху
Бац, под ворота.
Деревня закричала;
« Мужики горят !»
Сарафаны с бабами
На пожар спешат.
Задание 27.
Прочитай слова. Подумай и назови слова, от которых они образованы.
Загадать, отгадать, посадить, зарядить, находить, упаковать, подсказать, ошибиться, перевязать, диктовать.
Задание 28.
Прочитай. Установи между предложениями связь по смыслу.
Рядом катались Алёша и Юля.
Таня первый раз встала на коньки.
Ей трудно устоять на льду!
Они стали помогать Тани.
3 класс. «Внимание к слову».
Задание 1.
Прочитай. Подумай, какое предложение в тексте должно быть
первым, и какое последним. Почему?
Ёлка в лесу.
Лакомились гостинцами зайцы и птицы. Петя развесил на ветки бусы из рябины. Ваня принёс морковку. Ребята нарядили в лесу ёлку.
Задание 2.
Разгадай ребус. Подбери ещё два слова с той же буквой на конце.
м | О | ро | за | ' 4. |
Задание 3.
Подумай в чем разница в словах.
золотая – золотистая коричневая - коричневатая
белый - беловатый синий - синеватый
Задание 4.
Прочитай. Подготовь ответ на вопрос, заключенный в названии стихотворения.
Когда это бывает?
Голубое, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
( Е. Трутнева.)
Подумай, какие слова помогли тебе определить времена
Задание 5.
Прочитай приставки и слова. От данных слов (переписать, ходить, плыть) образуй однокоренные слова с помощью приставок на, при, вы, за, с, под, от, об, по, в, про, до
Задание 6.
Найди в словах «ошибкоопасные» места для согласны: середине слова.
1.Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба.
Посчитай, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в следующих словах:
2. Барабан, подсолнух, подснежник, шиповник.
Задание 7.
Как называются эти слова? Объясни их значение?
Приведи в пример свои слова, которые подходят к этому правилу.
Лук, коса, каток, лист, ручка, кисть, граната.
Задание 8. Прочитай слова. Объясни их значение. Как их называют?
петух-кочет полотенце-рушник
бегемот- гиппопотам
Задание 9.
Прочитай. Определи, какое слово лишнее. Почему?
Подбери к лишнему слову, однокоренное:
1.Сыр, сырник, сырный, сырость. 2.Соль, солонка, солист, солить. З.Горе, горный, горка, гора, горняк,
4. Пол, поле, половик, половичок
Задание 10.
Прочитай. Подбери к каждой группе слов другие однокоренные слова.
1. Дождь, дождик, дождинка, дождливый
2.Сор, соринка, сорняк, сорный, сорить.
З.Дуб, дубок, дубочек, дубравушка.
4. Лес, лесной, лесистый, лесник.
5.Река, речка, речной, реченька.
Задание 11.
Прочитай. Сделай текст понятным.
« Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна».
(А. Арсирий.)
3 класс. «Учимся понимать прочитанное»
Задание 12.
Прочитай, произнеси быстро скороговорку. Прочитай в замедленном темпе, с ускорением. Произнеси с разной интонацией. Изменился ли смысл скороговорки.
- На дворе трава - на траве дрова;
- Архип осип, Осип охрип;
3. Наш Полкан попал в капкан.
4. Мокрая погода размокропогодилась.
5. Ткач ткет ткани на шапку Тане.
Задание 13.
Прочитай. Придумай название тексту. Установи связь слов в предложениях по вопросам. Расскажи близко к тексту.
Стояла середина холодной зимы. Порывы ледяного ветра обжигали. Он гулял по голым ветвям. Слышалось постукивание настойчивого дятла. Белочка расправила пушистый хвост и метнулась на высокую сосну.
Задание 14.
Прочитай текст. Попробуй пересказать после первого прочтения. Выдели главную мысль текста.
Орлан кружил над озером. Он высматривал рыбу. Над орланом появился самолёт. Командир увидел птицу и отвернул самолёт. Но орлан врезался в крыло машины.
( по С.Вторушину.)
- Какое чувство вызывает этот текст?
- Какие слова вам не понятны?
- Какую картину можно нарисовать?
— Что захотелось исправить в тексте , почему?
Задание 15.
Прочитай. Задай как можно больше вопросов к тексту. Нарисуй мысленно картину.
Я вхожу в густой ельник. Стою, молчу, слушаю. И удивительная тишина. Дрозд на еловой макушке высвистывает лениво и звонко. Свистнет, прислушивается, а в ответ ему тишина.
(по Н. Сладкову.)
3 класс «Прочитай с правильной интонацией».
Задание 16.
Читай текст, параллельно слушай музыку. Расскажи, какие народные приметы тебе известны.
Многие звери и птицы предсказывают погоду. Вот котёнок о стену когти точит. Значит, скоро быть дождю. А вот он мордочку прячет, лапами её закрывает. Морозные дни ,значит, идут. Прячет гусь под нос крыло. Это к холоду. Воробьи в пыли купаются. Жди скоро дождика.
( В. Зубков.)
Задание 17.
Прочитай, показывая голосом начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овес зеленел сено было сметано в стога по зеленому лугу расхаживал аист.
/ по Г.Х.Андерсену./
Задание 18.
Прочитай /шепотом/ с правильной интонацией. Поставь три вопроса к тексту /Можно больше/.
Стоит в Московском Кремле царь-пушка.
Почти четыреста лет тому назад ее отлил русский мастер Андрей Чохов. Ох, и громада эта пушка! Не случайно ее царем прозвали.
/Н.Федоров/
Задание 19.
Чтение глазами./ Можно использовать вместо физкультминутки /
1. на Ира риф
\/ \ / \ ива раф рис
2. ко ро мо
\ / \ / \ тик ток ряк
3. лук ил
лак хил
мак вил
так жил
тик зил
ик бил
Читаем с заданием.
- увеличиваем силу голоса,
читаем громко.
- читаем с вопросом первую строку, вторую строку отвечаем.
Задание 20.
Умеешь ли ты различать лесные звуки? Найди и послушай в тексте глаголы, которые передают эти звуки.
Лесной оркестр.
На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят Жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает Филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
Задание 21. Читай правильно, произноси с ударением.
Повторить, повторю, повторит, повторите;
Позвони, позвоню, позвонит, позвоните;
Брать, брали, брала;
Взять, взяли, взяла;
Жить, жили, жила; Лить, лили, лила;
Задание 22.
Прочитай выразительно. Найди слова с ласкательным значением.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перышки! Какой носок!
Задание 23.
Прочитай с правильной интонацией. Подумай, какое слово в первом четверостишии можно заменить словом «внезапно» или «неожиданно».
Дождик-обманщик
Вдруг захлестал,
Прогнал со двора нас,
А сам перестал!
И солнца лучи
Из-за туч заблестели,
И песенки птицы
Снова в небо взлетели!
Задание 24.
Чтение-перекличка.
Любой текст, для чтения, на уроке можно использовать. (Начинает читать учитель, дети продолжают читать цепочкой) Аналогично проводится пересказ этого же текста. Дети должны пояснять непонятные слова, подбирать им подобные.
3. класс «Учимся думать на уровне идеи».
Задание 25.
«Молния»
Дети читают текст жужжащим чтением до определенного места / по усмотрению учителя/. Когда учитель произносит слово «молния» дети прекращают читать. Учитель просит подумать, что может произойти в тексте дальше. Дети делают прогноз. /беседа-диспут/. После прогнозирования дочитывают текст жужжащим чтением. Сравнивают свои прогнозы.
Задание 26.
Представь, что ты оказался на дне реки. Вот что можно там увидеть:
Зайчик солнечный плыл по волне,
Было тихо в речной глубине,
Вниз скользил водяной паучок
На прозрачной, невидимой нитке,
Проползли бесшумно улитки,
Пятясь, шёл пучеглазый рачок,
А на дне, среди мягкого ила,
Всякой всячины множество было
Червячки, червяки, червячищи...
Если захотелось нарисовать обитателей речки, так ты их представил, обязательно нарисуй.
Задание 27.
Прочитай слова. Используя схему предложения, составь предложение соответствующее схеме.
1.Зорька, в, ярко, голубом, светит, небе как? что делает? что? где? каком?
2. На, землю, границе, пограничник, нашу стережет кто? где? чью? что? что делает?
Задание 28.
Прочитай слова. Какие слова в каждой группе лишние. Почему? Придумай предложение с некоторыми словами.
Соринка Голубка Поле
Сорняк Голубятня Полевой
Сорвал Голубь Полочка
Насорил Голыш (камень) Полянка
Задание 29.
Прочитай, подбери проверочные слова к словам с двумя безударными гласными.
Сторона, голова, борозда, сторонка, молодой, головка, сторожить, сторожка, молоденький, бороздка, холода, говорить, холод, колоски, говор, колос.
Пример: сторона - сторонка - стороны
Молодой - молоденький - молодость.
Задание 30.
Образуй от первых, слов каждой пары, прилагательные в сочетании с существительными.
1. сирень, куст 2. луч, звезда
тень, парк высота, трава
слабость, свет
утро, прогулка
молодость, сад низ, ступенька
лето, вечер
дом, птица
Пример: Сиреневый куст, лучистая звезда.
Задание 31.
Прочитайте, распределите слова в две группы по составу слова.
Север, утро, даль, золото, мороз, города, дождь, хлеб, дуб, июль.
Подберите к меньшей группе слов однокоренные слова, обозначающие признаки предметов.
4 класс, «Внимание к слову»
Задание 1.
Подумай, что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение -пословицу.
Крепкая, дружба, разрубить, не, и, топор.
Задание 2.
Прочитай. Задумайся над значением каждого предложения. Чему они учат?
- Не разговаривай во время еды.
- Не перебивай говорящего.
- Не забудь снять шапку, входя в дом.
- Не держи руки в карманах.
- Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
- Не повторяй слишком часто; «я» Как можно это назвать? (Правила этикета)
Задание 3.
Читайте слова, одновременно считай их по порядку. Повтори слова, сколько запомнил.
Зверьки, больница, мальчик, пальто, огоньки, окуньки, рельсы, васильки, жильцы, школьники, коньки.
(Аналогично можно дать текст и попросить, считать в нем слова, одновременно с чтением. Затем, попросить ребенка, пересказать то, что он прочитал.)
Задание 4.
Прочитай. Подготовься ответить, что ты узнал из этих предложений о слове «погода».
Раньше солнечные безветренные дни называли погодой. Когда шел дождь, мела метель или падал снег, то говорили , что на улице непогода ,ненастье.
Как вы понимаете слово «погода»? Объясните значение этого слова, имеет ли оно много значений?
Задание 5.
Прочитай слова из двух групп. По какому признаку они поделены? Составь предложение так, чтобы в нем были слова из двух групп.
Писатель, озеро, город, Волга, Сережа, Васька, Айболит
доктор, мальчик, кот; Корней Иванович Чуковский
космонавт; река. Юрий Алексеевич Гагарин,
Байкал. Москва;
Пример: Писатель Корней Иванович Чуковский. Озеро Байкал и т.д.
Задание 6.
Прочитай, Подумай, какими частями речи являются выделенные слова. Объясни, как ты различил части речи.
Затопили печь, чтобы пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
Задание 7.
Прочитай. Найди в стихотворении глаголы. Вдумайся в их значение. О ком обычно говорят: идёт, играют, прыгают, спешат?
Ледоход! Лёд идёт!
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лёд в кусочки разбивает.
Льдинки прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут и трещат.
( В. Мирович.)
К данным словам добавь из стихотворения глаголы. Поставь вопрос от существительных к глаголам.
Лёд , Народ , Река , ,
Льдины , , , , .
Задание 8.
Подбери к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Вкусный хлеб, язык, завод,
тополь, сахар, день,
картофель , помидор,
ягода, шкаф.
Задание 9.
Прочитай. Подумай, в каком значении употребляется выделенное слово в каждом предложении.
1.На руках ЗОЛОТЫЕ перстни, на ногах красные сапожки.
(А. Пушкин)
2. Задремали звезды ЗОЛОТЫЕ.
(С. Есенин).
- Кроет уж лист ЗОЛОТОЙ влажную землю в лесу
(А Майков)
- Ветерок спросил, пролетая:- Отчего ты, рожь, Золотая?
А в ответ колоски шелестят;
- Золотые руки растят.
( Е.Серова)
Задание 10.
Определи, какие слова в словаре стоят раньше.
Карандаш или машина, медведь или заяц, пенал или одежда, корова или собака, тетрадь или учитель.
По старайся придумать текст, чтобы в нём было много словарных слов.
Задание 11.
Читай, исправляя ошибки.
Зима в лесу.
Побилели паля и луга. Льдом пакрылас рика. Она уснула, как в скаске. На дирев лижат сниговые шубы. Пушыстые варешки на ветках сосен. Маладые ёлачьки укрылись мягким снишком. Наснегу кругом узора птичьих слидов.
Задание 12.
Прочитай слова. Какие из них нужно использовать при деловом стиле описании.
Листья -листочки Травянистое растение – травка
Ель – елочка Ветви - ветки
Кустарник- кустик Семена - семечки.
4 класс. «Учимся понимать прочитанное».
Задание 13.
Объясни, почему так говорят.
- Срубили деревья - прощай птицы.
- Март с водой , апрель с травой, май с цветами.
- Легче друга потерять, чем найти.
- Птица сильна крыльями, человек дружбой.
Задание 14.
Прочитай. Расскажи, что можно нарисовать к этим строкам. ( Словесное рисование).
Нивы сжаты. Рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
(С. Есенин.)
Задание 15.
Прочитай текст. Сразу разделяя его на части. Подумай, какой это текст: описание или рассуждение. О чем говориться в первой, во второй части? Что объясняется во второй части?| Перескажи ту часть текста, в которой объясняется разлив Невы.
Наводнение.
Река Нева вышла из берегов. Она разлилась по улицам, затопила нижние этажи домов.
Почему это произошло? Река соединяет Ладожское озеро с Балтийским морем, с моря дует сильный ветер. Он гонит морскую воду в реку. Река не может сдержать натиска морских волн. Она поднимается и выступает из берегов.
Задание 16.
Прочитай. Постарайся запомнить описание птицы. Перескажи близко к тексту.
На одном дереве дятел пристроился. Какой он нарядный! Голова и спинка черные. На затылке яркое красное пятно. На черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом прозвали.
( По Г. Скребицкому)
Задание 17.
Прочитай. Подумай, к кому автор обращался с этими словами.
Твой долг - любить и уважать
Родителей - отца и мать,
Быть старшим другом, младшим братьям
И всем, чем можно, помогать им. (С. Маршак)
4 класс. «Работаем с интонацией».
Задание 18.
Прочитай. Выучи наизусть. Произнеси быстро. Объясни значение.
«Я мальчик финтикультяпистый,
могу финтикультипильснуть и
выфинтикультипильснуть»
Подбери слову финтикультяпистый синоним.
Задание 19.
Прочитай предложения с ударением на выделенные слова. Понаблюдай, что интересует твоего собеседника, когда он произносит первое предложение? Второе? Третье?
Ты ходил сегодня в библиотеку?
Ты ходил сегодня в библиотеку?
Ты ходил сегодня в библиотеку?
Задание 20.
Читай и представляй прочитанное.
Ледоход. Тает лед.
Он по речке плывет.
Он от солнышка бежит,
Он ныряет и дрожит.
( Е. Аксельрод.)
Задание 21.
Прочитай с нужной интонацией.
Какие чувства испытываешь, читая эти строки? Запомни. Расскажи.
Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор!
(И. Никитин)
4 класс. «Учимся думать на уровне идеи».
Задание 22.
Почему так назвали дни недели?
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
От каких слов образовались эти слова? Придумай рассказ, используй все эти слова.
Задание 23.
Прочитай. Подумай, что нужно сделать, чтобы составить предложение.
1.Ум и сердце в (работа) вложи, каждой секундой в(труд) дорожи
2.На (работа) с радостью, а с (работа) с гордостью.
З.Суди о человеке по его (труд)
Задание 24.
Запомни на слух текст, подумай, откуда эти строки. Кто автор?» Задай как можно больше вопросов к тексту.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель!
(С. Маршак)
Задание 25.
Составь из данных слов предложения. Озаглавь полученный текст. Придумай еще 3-2 предложения о том, что увидели ребята в зимнем лесу.
Старшеклассники, на, в, прогулку, пригласили, лес, малышей;
в, школьники, воскресенье, у, собрались, школы, подъезда;
отъехали, школы, от. ребята, гурьбой, лыжах., на;
дети, лес , в, въехали, и, разные, в, стороны, разъехались.
Задание 26.
Прочитай текст. Задай к нему как можно больше вопросов.
Грибок.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
Задание 27.
Придумай стихотворение по данным рифмам.
зайка. мышка.
лужайка. бежит.
елочка. сосиска,
иголочка. лежит.
хозяйка на пол
зайка. лапу.
не мог, не брошу
промок. хороший.
Задание 28.
Прочитай, постарайся ответить на вопросы в стихотворной форме. Сочини свои вопросы.
Отчего у птичек,
Нет рукавичек?
Отчего у няни
Волоса в сметане?
Отчего лягушки
Спят без подушки?
Почему у ёлки Шишки да иголки?
Почему наш Мишка Собирает шишки?
Задание 29.
Отгадай загадку. Сочини свою, на эту же тему.
Мы - проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
В снег-бежим,
Уж такой у нас режим.
Стали звездочки кружиться
Стали на землю ложиться
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а (снежинки).
Задание 30.
Придумай текст по заданным вопросам. Озаглавь его.
- Почему многие любят весну?
- Какой был день? Какое небо?
- Каким стал снег?
- Что можно увидеть на крышах домов? На ветках деревьев?
На дороге?
- Чему могут радоваться дети?
Задание 31.
Прочитай. Из сочетаний слов первого и второго столбиков составь предложения так, чтобы получились пословицы.
Не спеши языком, он вечно живёт,
Не сиди сложа руки- и своей не отдадим,
Чужой земли мы не хотим торопись делом.
Герой никогда не умрёт- не будет скуки.
Задание 32.
Объяснить значение выражений.
Когда их употребляют в речи?
- Прорубить дверь.
- Открыть дверь в науку.
- Хлопнуть дверью.
- Жить дверь в дверь.
- Беда у дверей.
- Показать на дверь.
7. Постучать во все двери.
8. День открытых дверей.
Задание 33.
Прочитай. Подумай, по какой сказке дети приготовили спектакль. Как можно продолжить текст?
Кукольный театр.
Мы отделили занавеской угол класса и спрятались там. Подняли над головами игрушечную лису, кота, петуха. И вот они заговорили как живые. Начался спектакль.
Задание 34.
Дан план. Составь по нему рассказ. План.
- Что случилось на даче?
- Почему дети расстроились?
- Обнаруженная пропажа?
- Случай на всю жизнь.
- Счастливый конец.
Список использованной литературы
- Серия «Чтение и литература» издаётся с 1994 г автор – составитель О.В. Джежелей;
- М. А. Шилякин Справочник по русской грамматике 1993 г.;
- С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтении» 2008г.;
- «Занимательная грамматика» М.Омега 2008 г.;
- К.Д. Ушинский Руководство по преподаванию по «Родному слову» Собр.сочин. 1949 г.;
- В.А.Кустарёва, Н.С. Рождественский Система письменных упражнений в связной речи 1963 г.;
- Н.А. Плёнкин Система работа связной речи учащихся М-Просвещение 2009 г.;
- Е.И. Никитина Русская речь М-Просвещение 2003 г.;
- Т.А. Ладыженская Система работы связной речи учащихся М- Педагогика 1995 г.;
- Т.Г. Рамзаева Система обучения русскому языку и речи 1-4 кл. нач. школы 2010 г.;
- В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С. Соловейчик Развитие речи: теория и практика обучения. 2004 г ;
- Л.Я.Успенская Слово о словах. 2006 г.;
- М.С.Соловейчик Воспитания внимания к слову журнал Начальная школа № 10 1994 г.;
- А.Э Симановский «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 2009 г.;
- Е.Н.Потапова Радость познания М. Просвещение 2010 г. ;
- М.Г.Львов Школа творческого мышления М. Просвещение 2008 г.;
- М.С. Жукова Обучение с увлечением 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание на проверку техники чтения и понимания прочитанного в 1 полугодии 1 класса в 1 полугодии
Задание даёт возможность учителю проверить навык чтения и понимания прочитанного у первоклассников. Задания составлены в виде теста, занимают небольшое количество времени на уроке, но позволяют учител...
Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?Поиск ...
совершенствование техники чтения и развитие речи учащихся
3вуковая разминка1. Артикуляция.Гласные: а, о, у, ы, и, з.Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиз, аиуоэ.Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.2. Слова, трудные для произ...
Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников через игровые технологии.
Объектом исследования является техника чтения у младших школьников.Предмет исследования: способы совершенствования техники чтения у младших школьников.Цель исследования состоит в теоретическом и...
Доклад на педагогическую конференцию "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
Материал предназначен для учителей младших классов. В докладе отражены приёмы помогающие выработке устойчивого навыка беглого, грамотного, правильного чтения....
Презентация к докладу "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
В презентации показаны наиболее яркие приёмы по выработке грамотного, беглого чтения младших школьников...
Статья на тему "Особенности нарушения чтения и понимания прочитанных предложений у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением значительно дольше, чем нормально развивающийся ребенок...