Доклад на педагогическую конференцию "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Материал предназначен для учителей младших классов. В докладе отражены приёмы помогающие выработке устойчивого навыка беглого, грамотного, правильного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Субарь Валентина Фёдоровна

МОУ Черниговская ООШ

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.

Чтение в его жизни-это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.

Ш.А.Амонашвили

Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения у младших школьников

Задачи:

-обучение правильному произношению слов при чтении;

-развитие темпа речи и чтения учащихся;

-устранение и преодоление трудностей мешающих беглому, осознанному и выразительному чтению.

Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?

Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.

В литературе встречается разное толкование термина «навык чтения». Я придерживаюсь определения, предлагаемого доктором педагогических наук В. Горецким.

Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая о темпе чтения.

Одним из главных компонентов в этом комплексе является темп (скорость) чтения, который находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. Овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени.

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно?

Сформировать полноценный навык чтения, т.е. «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов: чтения и уразумения читаемого» можно у каждого ученика. При этом необходимо учитывать ряд условий:

  1. Использование в работе игровых форм обучения чтению, обеспечить ситуацию успеха для ребенка.
  2. Использование на уроках системы упражнений по совершенствованию техники чтения.
  3. Анализ причин некачественного чтения, их учет в работе.
  4. Учет психологической и физиологической основы скорости чтения. Так, флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения. Кроме этого, необходима серьезная работа над развитием оперативной памяти: зрительные диктанты, письмо по памяти и т.д. (Зайцев В.)
  5. Использование технологических карт развития навыка чтения, навыка письма (А.М. Кушнир).
  6. Одновременное формирование у детей чтения про себя, чтения шепотом, чтения вслух. Целенаправленного внимания требует формирования у детей чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах. Чтение про себя лучше начинать после сформированного навыка чтения шепотом. Несформированность громкого чтения приводит к затруднениям читать молча. Нельзя перескакивать через ступень.
  7. Систематический контроль за качеством чтения. Оценивание только с позиции сравнивания с самим собой.
  8. Центральное место в выработке полноценного чтения остается за уроками чтения. Работа над компонентами навыка чтения.

Звуки человеческого голоса, прежде всего, связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднениям в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.

На уроках чтения предлагаю ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые из них:

1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести заданные учителем звуки.

2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».

Тренируя учеников управлять своим дыханием, учитель старается показать, что оно непосредственно влияет на звук, его плавность, силу, окраску. При слабом от природы голосе или при врожденной вялости голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их оттенки совсем исчезают, необходимы упражнения, направляющие голос на сильный посыл звука. В этом случае можно рекомендовать детям прочитать одно и то же предложение несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала читать тихо, потом громче, а затем совсем громко, но без крика. Или можно предложить прочитать хорошо известное стихотворение, но при этом делать небольшой вдох (добор воздуха) перед чтением каждой стихотворной строки. Большую пользу приносят такие стихотворения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении.

Например, первая строка может произноситься обычным голосом, вторая несколько выше, третья на высокой ноте, а потом следует, таким же образом понижать голос. Сила звука при этом должна быть нормальной, звук следует вести ровно и спокойно, избегать крикливости, особенно на высоких нотах.

Одной из причин, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить в слух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто.

Динамические упражнения для языка

«Часики», «Маятник»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка  попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Упражнения для губ

«Улыбочка»  Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик»  Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«Кролик» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Отработка дикции

Включаю в урок скороговорки. Секрет скороговорок в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.

Памятка.

  1. Прочитай скороговорку медленно.
  2. Подумай, о чем говорится в скороговорке.
  3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?
  4. Проговори скороговорку медленно  вслух, постарайся запомнить ее.
  5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
  6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
  7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.

 У детей начальной школы не развито периферийное зрение

Расширить периферийное зрение, чтобы взгляд «захватывал» еще и следующие слова и таким образом повысить скорость чтения позволят специальные упражнения. Одними из самых эффективных тренировок являются задания с клиновидными таблицами. Нужно смотреть в точку, тире, на цифру, и не водя глазами прочитать написанное слово, такое упражнение позволяет расширить угол зрения

Чтение зашумленных слов. Это упражнение закрепляет в памяти целостные зрительные образы букв и их сочетание.

Текст с перемешанными буквами в словах.

Часто, когда люди впервые узнают о возможностях скоростного чтения, они скептически относятся к этой способности. Основные подозрения связаны с тем, что чем быстрее мы читаем, тем больше у нас проблем с усвоением информации. Другими словами, нам сложно понять: как это можно видеть целиком предложения, а иногда даже целый абзац или всю страницу в одно мгновение понять смысл увиденного.

Нам не обязательно видеть все слова последовательно, чтобы понять смысл прочитанного. Главное — уметь видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим целиком все слово.

Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» — чтению глазами, без внешних речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух, которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.

Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча.

Учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать упражнение «Губы». По указанию учителя - читать беззвучно, дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится фронтально до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться индивидуально, с отдельными учащимися.

Если педагог сразу попробует добиться от детей быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего типа:
1. Прочитайте молча

Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?

ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.

2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей
Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.

3. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали
Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.

  • О ком вы прочитали?
  • Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.


4.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами 
При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.

Упражнения для развития скорости, гибкости чтения

Для развития у детей скорости чтения и умения выделять основную информацию может быть предложено упражнение «Финиш».

По команде педагога «На старт! Внимание! Марш!» учащиеся одновременно молча начинают читать текст. Тот, кто первым дочитал до указанного слова (группы слов), поднимает руку или встает из-за парты, т.е. он первым пришел к финишу.

Чтобы проверить школьников, а заодно и убедиться в том, что они действительно читали, а не искали указанные слова, есть смысл попросить ребенка показать заданное слово, а лучше – задать вопрос на понимание прочитанного.

Упражнение может быть проведено в более сложном варианте – прочитать до ответа на поставленный перед чтением вопрос (при этом ответ на вопрос можно найти только во второй части текста).

Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять темп чтения в зависимости от содержания текста) можно использовать упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное слово. Второй способ проверки вызывает несомненный интерес учащихся – во время чтения педагог специально заменяет одно слово другим, близким по смыслу или звучанию (вместо слова «ученик» произносит «ученица» или «школьник»). Дети замечают «ошибку» и исправляют ее.

Развитию у учащихся гибкости и скорости чтения вслух и молча способствует чтение в разных режимах громкости. Упражнение может проводиться на знакомом и незнакомом детям тексте, который предлагается прочитать по-разному, например: две минуты – молча, две минуты – вслух; одну минуту – вслух, вторую – вполголоса (в режиме «жужжащего чтения», некоторые педагоги называют это упражнение «Птичий базар»), следующую минуту – шепотом; последнюю – молча; одно предложение – молча, второе – вслух и т.д.

С этой же целью в работе с детьми может использоваться упражнение «Молния», суть которого заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением с максимально доступной каждому скоростью, чтения молча с чтением вслух. В ходе упражнения учащиеся начинают читать текст в доступной для них скорости, а после команды педагога «Молния» – они максимально ускоряют свой темп. Чтение с такой скоростью продолжается от 20 секунд в начале использования упражнения и до 2-х минут после того, как оно станет привычным для школьников. Подобные упражнения в изменении скорости чтении могут быть использованы педагогом несколько раз в течение одного занятия (как на знакомом для детей тексте, так и на незнакомом).

Одним из самых тяжелых в выработке навыка чтения молча, но и очень интересных для детей, является упражнение «Кенгуру». Перед его началом полезно вспомнить, что это за животное, где живет, а главное – как передвигается. После этого детям предлагается прочитать новый (желательно небольшой) текст так, как передвигается кенгуру: на счет «раз» учащиеся фиксируют свой взгляд на начале строки, на счет «два» – середине, на счет «три» – конце. Счет производит учитель, а дети стараются перевести взгляд, согласно указаниям, а также уяснить смысл читаемого (просматриваемого) текста. Таким образом,читается (просматривается) весь текст, после чего учащиеся рассказывают, о чем они прочитали.

Вывод: использование различных игровых способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает у них в последующих классах.

Литература

1.Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение , -2007.-126с.

2.Газман, О.С. В школу – с игрой. ∕ С.О. Газман.-М.: Просвещение, 1991.- 193с.

3.Карсалова, Е.В. Стихи живые сами говорят. М.: Просвещение, 1990.-69с.

4.Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом- М.:Просвещение,1993. -144с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения младших школьников

Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Пути совершенствования техники чтения младших школьников

Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна....

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"...

Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников

Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?Поиск ...

Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»

Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»...

Презентация к докладу "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников

В презентации показаны наиболее яркие приёмы по выработке грамотного, беглого чтения младших школьников...