Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?
Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.
В данное пособие включены упражнения для обучения детей чтению молча, игровые упражнения, направленные на развитие памяти. Кроме этого, в пособие включены упражнения для развития скорости и гибкости чтения, а также динамические упражнения для языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_sovershenstvovanie_tekhniki_chteniya.docx | 171.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пшеничникова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№10»
г.Усолье-Сибирское
Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
I. Обоснование актуальности проблемы
"Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который
мы можем ему сделать".
Сесиль Лупан
Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?
Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.
В литературе встречается разное толкование термина «навык чтения». Я же придерживаюсь схемы, предлагаемой доктором педагогических наук Всеславом Горецким.
Одним из главных компонентов в этом комплексе является темп (скорость) чтения, который находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.
II. Теоретическая база
Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. Овладение чтением – процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени.
Меня заинтересовали данные, приведенные руководителем лаборатории начального образования Центрального учебного округа г. Москвы И.А. Моисеевым.
Он считает, что те дети, которые к окончанию начальной школы имели скорость чтения 130 – 170 слов в минуту, в средней школе стали «отличниками», те, кто в 6 – 8 классах стали «хорошистами», имели в конце третьего класса (1 - 3) скорость чтения 100 – 140 слов в минуту. «Троечники» имели скорость чтения 80 – 90 слов.
Сравним традиционные нормы чтения. Если брать во внимание данные Моисеева, то наши ребята, имеющие «5» по чтению, справляющиеся с нормой (90 слов в минуту) обречены стать «троечниками»? Конечно, это вопрос спорный. Но статистика зависимости скорости чтения в начальных классах и успешности обучения в средней школе убеждает в необходимости читать быстро. Работу начала со знакомства с различными методиками проверки техники чтения. Остановилась на диагностике, предлагаемой Горецким и Тикуновой.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно?
Сформировать полноценный навык чтения, т.е. «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов: чтения и уразумения читаемого» (Корф Николай Александрович, русский педагог, методист начального обучения) можно у каждого ученика. При этом необходимо учитывать ряд условий:
- Использование в работе игровых форм обучения чтению, обеспечить ситуацию успеха для ребенка.
- Использование на уроках системы упражнений по совершенствованию техники чтения.
- Анализ причин некачественного чтения, их учет в работе.
- Учет психологической и физиологической основы скорости чтения. Так, флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения. Кроме этого, необходима серьезная работа над развитием оперативной памяти: зрительные диктанты, письмо по памяти и т.д. (Зайцев В.)
- Использование технологических карт развития навыка чтения, навыка письма (А.М. Кушнир).
- Одновременное формирование у детей чтения про себя, чтения шепотом, чтения вслух. Целенаправленного внимания требует формирования у детей чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах. Чтение про себя лучше начинать после сформированного навыка чтения шепотом. Несформированность громкого чтения приводит к затруднениям читать молча. Нельзя перескакивать через ступень.
- Систематический контроль за качеством чтения. Оценивание только с позиции сравнивания с самим собой.
- Центральное место в выработке полноценного чтения остается за уроками чтения. Работа над компонентами навыка чтения.
Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» — чтению глазами, без внешних речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух, которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.
Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча.
Учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать упражнение «Губы». По указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится фронтально до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться индивидуально, с отдельными учащимися.
Если педагог сразу попробует добиться от детей быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего типа:
1.Прочитайте молча
Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?
ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.
2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей
Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.
3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка, корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.
- Прочитайте задание еще раз молча, вслух произнося только названия домашних животных.
- Прочитайте слова молча, вслух назовите (посчитайте) только тех, кто живет в воде.
4. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали
Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.
- О ком вы прочитали?
- Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.
5.«Запутался»
- Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.
Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.
Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай», которое возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года обучения.
6.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами
При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.
7.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей)
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.
8. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:
…алва, …рава, …олодец, уче…ник, доро…а, каранда…, ступе…ка, магаз…, желт… лист, труслив… за...
В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например:
Сережа
– Ах, как я л+блюприр+ду! –
Гов+ритСер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
Иряб+у тоже?
Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.
- «Помогите Чебурашке»
Чебурашке в школе дали задание прочитать текст. Когда он на минутку отлучился, в класс зашла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами, при этом некоторые буквы оказались залиты. Помогите Чебурашке прочитать текст.
Как у старой баMки
Жили-быMилаMки.
Встанет баMкаутроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной —
ЛаMкивслеM за неMидуM,
ВсюдMбабMMстерегуM.
Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.
Упражнения для развития скорости, гибкости чтения
Для развития у детей скорости чтения и умения выделять основную информацию может быть предложено упражнение «Финиш». Для него лучше использовать дополнительную книгу для чтения или подготовить специальные карточки. Педагог называет страницу, где помещен дополнительный текст, и слово (группу слов), до которогодети должны как можно быстрее дочитать. Слова для подобного задания подбираются из второй части текста так, чтобы они встречались в нем только один раз.
По команде педагога «На старт! Внимание! Марш!» учащиеся одновременно молча начинают читать текст. Тот, кто первым дочитал до указанного слова (группы слов), поднимает руку или встает из-за парты, т.е. он первым пришел к финишу.
Чтобы проверить школьников, а заодно и убедиться в том, что они действительно читали, а не искали указанные слова, есть смысл попросить ребенка показать заданное слово, а лучше – задать вопрос на понимание прочитанного.
Упражнение может быть проведено в более сложном варианте – прочитать до ответа на поставленный перед чтением вопрос (при этом ответ на вопрос можно найти только во второй части текста).
Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять темп чтения в зависимости от содержания текста) можно использовать упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное слово. Второй способ проверки вызывает несомненный интерес учащихся – во время чтения педагог специально заменяет одно слово другим, близким по смыслу или звучанию (вместо слова «ученик» произносит «ученица» или «школьник»). Дети замечают «ошибку» и исправляют ее.
Развитию у учащихся гибкости и скорости чтения вслух и молча способствует чтение вразных режимах громкости.Упражнение может проводиться на знакомом и незнакомом детям тексте, который предлагается прочитать по-разному, например: две минуты – молча, две минуты – вслух; одну минуту – вслух, вторую – вполголоса (в режиме «жужжащего чтения», некоторые педагоги называют это упражнение «Птичий базар»), следующую минуту – шепотом; последнюю – молча; одно предложение – молча, второе – вслух и т.д.
С этой же целью в работе с детьми может использоваться упражнение «Молния», суть которого заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением с максимально доступной каждому скоростью, чтения молча с чтением вслух. В ходе упражнения учащиеся начинают читать текст в доступной для них скорости, а после команды педагога «Молния» – они максимально ускоряют свой темп. Чтение с такой скоростью продолжается от 20 секунд в начале использования упражнения и до 2-х минут после того, как оно станет привычным для школьников. Подобные упражнения в изменении скорости чтении могут быть использованы педагогом несколько раз в течение одного занятия (как на знакомом для детей тексте, так и на незнакомом). Для упражнений по развитию у детей гибкости и скорости чтения можно использовать прием «Многократное чтение». Ребятам предлагается незнакомый текст со следующей последовательностью заданий:
- Прочитайте за одну минуту, старайтесь читать без ошибок. Посчитайте, сколько слов вы прочитали и результат запишите (можно просто предложить ребятам отметить карандашом, до какого слова они дочитали текст).
- Прочитайте текст еще раз, старайтесь читать как можно быстрее (в режиме скороговорки)! Отметьте, до какого слова вы дочитали текст сейчас, сравните свой результат с предыдущим.
- Читайте как можно более выразительно. (Дети начинают чтение, фиксируемая ранее минута проходит, а педагог не останавливает детей, которые, будучи уверены в том, что читают уже знакомый текст, сохраняют скорость чтения на незнакомой части текста.)
Для расширения оперативного поля чтения до размеров слова средней длины (5—6 букв), а также развития памяти учащихся во время чтения молча полезным будет использование упражнения «Фотоглаз». Для него на прозрачной пленке учитель заранее пишет столбики четырех-, пяти- и шестибуквенных слов, которые показываются детям по одному. Время показа каждого слова фиксируется: сначала 1 секунда, затем — 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети молча читают слова с экрана (как бы «фотографируя» их). Для контроля внимания детей и осознанности их чтения после показа каждого десятка слов учитель предлагает учащимся вопрос: было ли среди показанных такое-то слово. Стоит отметить, что названное слово среди тех, что были предъявлены детям, могло и отсутствовать.
Если учащиеся хорошо справляются с предложенным заданием, его можно усложнить: ребятам предъявляются для чтения слова, состоящие более, чем из шести букв, включаются словосочетания из 7 – 10 букв, считая также пробел между словами. Например, «новый дом», «за два дня» и др.
Одним из самых тяжелых в выработке навыка чтения молча, но и очень интересных для детей, является упражнение «Кенгуру». Перед его началом полезно вспомнить, что это за животное, где живет, а главное – как передвигается. После этого детям предлагается прочитать новый (желательно небольшой) текст так, как передвигается кенгуру: на счет «раз» учащиеся фиксируют свой взгляд на начале строки, на счет «два» – середине, на счет «три» – конце. Счет производит учитель, а дети стараются перевести взгляд, согласно указаниям, а также уяснить смысл читаемого (просматриваемого) текста. Таким образом, читается (просматривается) весь текст, после чего учащиеся рассказывают, о чем они прочитали.
Не менее сложным и интересным для обучения детей чтению молча является упражнение «Чтение с препятствиями», которое также можно проводить в различных вариантах и использовать в работе как фронтально, так и для индивидуальной работы, а так же рекомендовать родителям для занятий с детьми дома.
- Ребенок читает текст молча, одновременно напевая мотив известной песни (песню необходимо повторить перед чтением).
- Текст читается детьми молча, одновременно рука ребенка карандашом отстукивает ритм известной песни (отстукивание мотива начинается перед чтением).
- Ребенок читает текст молча, во время чтения звучит музыка. (Следует отметить, что перед проведением подобных упражнений необходимо подготовить для детей вопросы на понимание прочитанного)
- Чтение с подсчетом слов. Учащимся предлагается как можно быстрее посчитать количество слов в тексте, одновременно ознакомившись с его содержанием. После чтения им необходимо сначала назвать количество слов в тексте, а затем ответить на вопросы, которые они получили заранее.
Упражнение «Не потеряй строку», во время которого ученики читают текст молча, а учитель в это время показывает им пять картинок и называет их вслух. Перед ребенком ставится задача – не потерять строку, которую он читает, а также не использовать при этом карандаш или указку (следить можно только глазами).
Виды работы над текстом
- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.
- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.
- Нахождение в тексте и чтение сочетаний:
а) сущ. + прил.
б) сущ. + глагол
в) местоимение + глагол (и наоборот)
- Пометка и чтение непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Например:
про-ис-шест-ви-е
вос-хи-ти-тель-но
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).
печальный - грустный
радостный - весёлый
развеселился - обрадовался
несчастье – беда
- Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу).
- Чтение, составление сценария к минифильму.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д.
- Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Упражнение на развитие смысловой догадки (предугадывание)
а) Антиципация частей пословиц, поговорок.
Например:
Готовь сани летом, а …(телегу зимой)
Кто пахать не ленится, у того …(и хлеб родиться)
Кончил дело, … (гуляй смело)
б) Антиципация частей диалога
Задание.В этом диалоге известной русской сказки недостаёт двух реплик. Если ты внимательно прочитаешь диалог, то сможешь восстановить недостающие реплики.
- Здравствуй, сестрица!
- ______________________
- Дай мне рыбки!
- ______________________
- Я не умею.
- Эка, ведь я же наловила!
в) "Путанка"
Задание.
Поставь перепутанные буквы в словах на место, и вы познакомитесь с докучной сказкой.
ЛИЖ-БЫЛ АЦРЬ,
У АЦРЯ ЛБЫ РОВД,
НА ВОДРЕ ЛБЫ КЛО,
АН ЛУКО ЧАЛОМО
НЕ ЧАТЬНА ИЛ КАСКУЗ СЧАНАЛА?
(Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало,
Не начать ли сказку сначала?)
Одной из причин, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить в слух прочитанные слова.
Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик. Однако и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше.
Динамические упражнения для языка
«Часики», «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Почистить зубы»
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Лошадка»
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Упражнения для губ
«Улыбочка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«Кролик» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чистоговорки
Са-са-са — прилетела оса.
Су-су-су — мы прогоним осу.
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ро-ро-ро — у мальчика ведро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры — подарили нам шары.
Ре-ре-ре — стоит дом на горе.
Ри-ри-ри — на ветках снегири.
Ар-ар-ар — кипит наш самовар.
Арь-арьарь — на стене висит фонарь.
Ра-ра-ра — у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре — носили воду мы в ведре.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.
Со-со-со – нам сменили колесо.
Цо-цо-цо — снесла курица яйцо.
Ча-ча-ча — была Таня у врача.
Ща-ща-ща — поймал Вова леща.
Са-са-са — на дворе роса.
Ша-ша-ша — мы любим малыша.
Ша-ша-ша — я сижу у шалаша.
За-за- за – приближается гроза.
Жа-жа-жа — залетели два чижа.
Ся-ся-ся — Костя ловит карася.
Ща-ща-ща — Саша ходит без плаща.
Чу-чу-чу — стоять не хочу.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Чок-чок – чок – каблучок.
Включаю в урок скороговорки. Секрет скороговорок в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.
Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.
Памятка.
- Прочитай скороговорку медленно.
- Подумай, о чем говорится в скороговорке.
- Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?
- Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.
- Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
- Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
- Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.
Скороговорки
Бублик, баранку, Ждут воробьи
батон и буханку У кормушки кормежки.
Пекарь из теста Принес им Маркушка
Испек спозаранку. в кармашке морошки.
Пекла для Варюшки Насыпал Парамошка
Подружка ватрушки, Горошка на дорожку,
Подружке подушку Ведет теперь к порожку
Сшила Варюшка. Дорожка из горошка.
Палку толкал лапкой Полкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Горячи кирпичи! Петр Петров, по прозванию Перов
Соскочи-ка с печи, Купил птицу- перепелицу;
Испеки-ка в печи Понес по рынку – просил полтинку,
Из муки калачи! Подали пятак – он и продал так.
Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова –
Не коли дрова на траве двора.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
На утице медовик, - мне не до медовика;
На улице деготник – мне не до деготника,
Не до деготниктвой жены,
Не до деготниковых детей.
Около кола – колокола.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
У нас на дворе- подворье
Погода размокропогодилась.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
Рапортовал, да недорапортовал,
Дорапортовывал, да зарапортовался.
Протокол про протокол протоколом
Запротоколировали.
Орел – на горе, перо – на орле.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.
Дыхательная гимнастика
Звуки человеческого голоса, прежде всего, связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднениям в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.
На уроках чтения предлагаются ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые из них:
1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести заданные учителем звуки.
2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку: “хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать”.
Тренируя учеников управлять своим дыханием, учитель старается показать, что оно непосредственно влияет на звук, его плавность, силу, окраску. При слабом от природы голосе или при врожденной вялости голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их оттенки совсем исчезают, необходимы упражнения, направляющие голос на сильный посыл звука. В этом случае можно рекомендовать детям прочитать одно и то же предложение несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала читать тихо, потом громче, а затем совсем громко, но без крика. Или можно предложить прочитать хорошо известное стихотворение, но при этом делать небольшой вдох (добор воздуха) перед чтением каждой стихотворной строки. Большую пользу приносят такие стихотворения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении.
Например, первая строка может произноситься обычным голосом, вторая несколько выше, третья на высокой ноте, а потом следует, таким же образом понижать голос. Сила звука при этом должна быть нормальной, звук следует вести ровно и спокойно, избегать крикливости, особенно на высоких нотах.
В книге О.А. Кузнецова « Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+(-) 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.
Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емким, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно – смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).
Чтение строчек наоборот по буквам
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формируют произвольность регуляции движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки; теперь же, «прощупав своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать их уже не будет).
Поочередное чтение слов нормально и наоборот
Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочерёдное; второе – справа налево: еинетч; третье – как обычно: слов; четвёртое – справа налево: оньламрон и т.д. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционирования двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы – и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, - ребёнок чётко осознаёт из специфику и различия; кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.
Чтение только второй половины слов
При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: - ние – лько – рой – вины – ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Чтение наложенных друг на друга слов
Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним (рис. 3). Сообщается, что сильный ураган перемешал все слова и ребёнку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить всё по местам и для этого назвать все смешанные слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.
Отделение слов от псевдослов
Дается 20—30 карточек: на одних из них написаны слова (например, дорога, метро), на других — псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка).Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении — сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.
Поиск в тексте заданных слов
Задаются одно—три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, я также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.
Особую пользу это упражнение приобретает в том случае, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе, фиксируя затраченное им время с помощью секундомера. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к некоторому сочетанию просмотра с элементами осмысленного прочтения текста и запоминанию некоторых его слов, так как это может пригодиться для их последующего поиска.
Игровые упражнения, направленные на развитие памяти
1. Игра «Слово».
Записать как можно больше слов, относящихся к темам:
- «Школа, книга, город, осень» - на уроке русского языка;
- «Лес, животные, приборы, и оборудование» - на уроке «Мир вокруг нас»;
- Искусство, живопись» - на уроках изобразительного искусства.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое слово и т. д.
Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова.
3. Игра «Запоминаем рисуя».
Игра проводится в парах. Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.
- Игра «Посмотри и запомни».
На доске прикрепляются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
- Упражнение «Представь себе».(Мысленные образы и эмоции)
Просим детей закрыть глаза и после каждого сказанного вами предложения представить себе соответствующую картинку.
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в твоем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий твою любимую игрушку.
- Упражнение « Сколько ты запомнишь».
Предложите детям запомнить предметы, изображенные на 3 – 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем дети должны отыскивать их на 10- 12 похожих картинках, но беспорядочно расположенных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Чтобы легче вспомнить нужную информацию, у ребенка должен быть к ней «ключ». Таким ключом является ассоциация.
Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.
Мы часто с ребятами тренируемся на ассоциаиции, учимся устанавливать связь между предметами и явлениями и им гораздо легче их запомнить.
- Упражнение «Сочини рассказ»
Даю детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому – либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
медведь кот воздух колокольчик
пчела вода
- Упражнение «Ассоциации»
Цель этого упражнения – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложить им несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут ему на ум при чтении этих слов, например:
Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
III. Результативность
2007-2008 учебный год – 2 класс
2008-2009 учебный год – 3 класс
2009-2010 учебный год – 4 класс
Скорость чтения
Понимание прочитанного
Правильность чтения (без ошибок)
Выразительность чтения (пауза, интонация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование техники чтения младших школьников
Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...
Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников
Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...
Пути совершенствования техники чтения младших школьников
Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна....
Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"
Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"...
Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников через игровые технологии.
Объектом исследования является техника чтения у младших школьников.Предмет исследования: способы совершенствования техники чтения у младших школьников.Цель исследования состоит в теоретическом и...
Доклад на педагогическую конференцию "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
Материал предназначен для учителей младших классов. В докладе отражены приёмы помогающие выработке устойчивого навыка беглого, грамотного, правильного чтения....
Презентация к докладу "Развитие и совершенствование техники чтения младших школьников
В презентации показаны наиболее яркие приёмы по выработке грамотного, беглого чтения младших школьников...