Формирование и развитие коммуникативной культуры младших школьников на логопедических занятиях
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему
Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являются коммуникативные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir_komm.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие коммуникативной культуры
младших школьников на логопедических занятиях
Младший школьных возраст является важным этапом социализации и развитии коммуникативных умений. Главными принципами, необходимыми для успешной деятельности и благополучия будущей жизни ребенка, являются коммуникативные умения и навыки.
Коммуникативные умения и навыки являются одной из ведущих характеристик личности человека, и ее проявление происходит посредством способности личности к речевому общению, а также умению слушать.
С введением ФГОС НОО изменилась цель образования: сформировать у ребенка не только общекультурные, личностные и познавательные компетенции, но и потребность учиться и вести коммуникацию. Необходимо раскрыть в ребенке творческие способности, а также «научить учиться», находить нужные знания в огромном потоке стремительно обновляющейся информации.
В данном контексте необходимо уделить особое внимание категории детей, имеющих речевые нарушения. Им в большей степени трудно дается овладение коммуникативными умениями и навыками, так как по причине нарушения речевой функции нарушается и процесс коммуникации в целом.
Учитывая специфические особенности детей с нарушениями речи, необходимо применять иную систему условий для формирования коммуникативных учебных действий на логопедических занятиях у детей младшего школьного возраста.
В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. И очень часто к моменту поступления в школу детей с речевыми недостатками меньше не становится. Ежегодно при проведении вводной диагностики учащихся, около 50% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения устной речи. С таким «грузом» не каждый ребенок сможет эффективно осваивать коммуникативные учебные действия, налаживать общение со сверстниками, педагогами, поэтому возникает необходимость оказания логопедической помощи таким детям.
У первоклассников наблюдается несколько общих закономерностей, характерных для данного этапа развития детей:
• дети не умеют обращаться с просьбами;
• не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания;
• обучающиеся лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную;
• на уроке их активная речь, как правило, обращена к учителю;
• зачастую воспроизводят реплики своих товарищей без дополнительной умственной переработки («эффект эха»);
• любое переключение с одного вида деятельности на другой сопровождается своеобразным «взрывом» активности, которая подавляется учителем уже на начальных этапах обучения в школе.
Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов должна быть направлена на развитие:
• сенсорных и моторных функций;
• вербальной коммуникации;
• невербальной коммуникации;
• эмоционально-волевой сферы;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:
• индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
• парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
• групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Основные этапы работы:
• обогащение и пополнение пассивного и активного словаря.
• обучение связности высказывания;
• отработка умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания;
• формирование умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделять общее и различия;
• сообщение о признаках предмета или явления (описание);
• сообщение о действии и его развитии (повествование);
• сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение);
• составление рассказов: по серии картинок, по заданному плану, на заданную тему;
• диалог;
• стили речи (разговорный, книжный)
С целью формирования коммуникативной культуры, в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, реализуются четыре группы задач:
1. В области формирования звуковой стороны речи:
• сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
• добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
• особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;
• развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу слов;
• обучить интонационным навыкам речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
2. В области лексики:
• обеспечить постепенное овладение детьми с лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН;
• активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
3. В области грамматики:
•учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
• воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи;
• формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
• учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
• научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
• учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
• формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
• учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
• активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;
• закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
• добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
• проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.
4. В области связной речи:
• учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
• формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
• развивать диалогическую речь детей;
• создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей;
• создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
Формирование речевой активности младших школьников представляет собой сложный процесс коррекционно-педагогического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, направленный на стимулирование инициативных высказываний, формирование умений речевого общения и их осознанного применения в разнообразных ситуациях коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления младших школьников на логопедических занятиях.
Практические материалы для развития психических процессов у школьников на логопедических занятиях....
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
Презентация на тему:"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на логопедическом занятии".
презентация предназначена для учителей-логопедов и учителей начальной школы....
Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери. Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....
Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...
Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».
Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...