Рабочая программа элективного курса «Риторика» для учащихся 2 класса
рабочая программа (2 класс)
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Риторика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs_ritorika_dlya_2_klassa.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
элективного курса
«Риторика»
для учащихся 2 класса
ФГОС НОО, базовый уровень
Разработчик программы: Фирюлина Н.В.
2021 – 2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе элективного курса «Риторика» для 2 класса ФГОС НОО
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Риторика»
Место курса в учебном плане
Класс | 2 |
Количество часов в неделю | 0,5 |
Количество часов в год | 17 |
Цель программы: – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Срок реализации программы – 1 год
Результаты освоения учебного курса
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- учитывать разные мнения;
- договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- сотрудничать, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Содержание элективного курса
Общение - 9 часов
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры. – 8 часов
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. (Беседа, практическая работа, игра)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Всего | В том числе | Примечание | ||
часов | теория | практика | контроль | |||
1. | Общение | 9 | 5 | 4 | текущий | |
2. | Текст. Речевые жанры. | 8 | 4 | 4 | текущий |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | факт. | |||
Общение – 9 часов | ||||
1 | Чему учит риторика. Что такое успешное общение. | |||
2 | Речевая (коммуникативная) ситуация | |||
3. | Виды общения | |||
4. | Речевая деятельность. | |||
5. | Учусь слушать | |||
6. | Как мы говорим. | |||
7. | Изучающее чтение | |||
8. | Письменная речь | |||
9. | Правильная и хорошая эффективная речь | |||
Текст. Речевые жанры. - 8 часов | ||||
10. | Тематическое единство как признак текста. Тема и основная мысль текста. | |||
11. | Типы текстов | |||
12. | Пересказ | |||
13. | Рассуждение | |||
14. | Описание | |||
15. | Невыдуманный рассказ | |||
16. | Речевой этикет | |||
17. | Этикетные речевые жанры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе
Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...
Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века).
Рабочая программа по курсу Риторика в 3 классе. (школа 21 века)....
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...