Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматное королевство" . Пояснительная записка.
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шахматное королевство»
на 2021–2025 учебный год
для учащихся 1-4 класса
(1 класс 66 часов в год, 2-4 классы по 70 часов в год, по 2 часа в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021–2025 учебный год
Направление внеурочной деятельности:
| Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности. «Шахматы» Авторы: А.А. Тимофеев «Сборник программ внеурочной деятельности»– М: «Вентана-Граф», 2012. -с. 190
Составитель: Мирошкина Т.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Рабочая программа у курсу "Шахматное королевство" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программ интеллектуального направления учащихся младших классов под редакцией:
А.А.Тимофеев "Шахматы" Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.:"Вентана-Граф", 2011г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей 7-11 лет
Главная цель внеурочного курса - развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях- от наглядно-образного мышления до комбинаторского, тактического и творческого, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
2. Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции); .
Программа «Шахматное королевство» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю (66 ч. в 1 классе, 210 часов со 2-4 классы)
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
-развитие любознательности и сообразительности;
-развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
-развитие наглядно-образного мышления и логики.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) Исторические сведения о возникновении шахмат,
2) Теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
3) Интерес к шахматам и учению в целом,
4) Умение анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
5) научить уважать соперника,
6) развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
- Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Первый год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю)
Фигуры и шахматная доска (6ч.) Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятия фигур (26ч.) Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (26ч.) Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Выигрыш, ничья, виды ничьей . Правила шахматных соревнований. шахматные часы
Запись шахматных ходов (4ч.) Принцип записи перемещения фигуры. условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2ч.) Ценность фигур. Единица измерения ценности. изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (2ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
играть партию от начала до конца по шахматным правилам.
Второй год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Повторение (10 ч.) Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность фигур. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Практическая игра
Защита (14 ч.) Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч.) Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (20ч.) Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Пешечные эндшпили. Король и крайняя пешка против короля. Пешечные эндшпили. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора Ладейные эндшпили. Мост и его построение. Ладейные эндшпили. Правило Тарраша. Ладейные эндшпили. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (16ч.) Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок
Практическая игра. Шахматный турнир.
К концу второго года обучения дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
записывать шахматные партии и позиции, разыгрывать партии по записи
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации;
находить мат в один ход в любых задачах;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;
разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
сравнивать и анализировать действия других игроков.
Третий год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Повторение (8 ч.) Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндишпили. Практическая игра.
Тактика в шахматах и определение комбинации(58ч). Тактические приёмы и комбинации. Вариант. Форсированный вариант. Жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие - основные идеи комбинаций. "Мельница", "рентген",перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (4ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термин- дебют;
выигрышные стратегии матования одинокого короля;
основные идеи комбинаций различных типов.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
точно разыгрывать простейшие окончания;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Четвертый год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Атака в шахматной партии (10ч) Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Практическая игра. Шахматный турнир.
Оценка позиции (8ч) Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное сопротивление, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Практическая игра.
Игра в середине партии (20ч). Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра (32ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
слабые и сильные стороны поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
использовать базовые понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnoe_korolevstvo_poyas_zapiska_-_2021.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
"Средняя общеобразовательная школа №132"
РАССМОТРЕННО на заседании МО _____________ /О.В. Кононова Руководитель МО Протокол №______ от «____»___________2021г. | СОГЛАСОВАННО Заместитель директора по ВР _____________ / Т.А. Крикавцова «_____» ____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132» _____________ И.A. Мишина Приказ № ______ «_____» ____________2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Шахматное королевство»
на 2021–2025 учебный год
для учащихся 1-4 класса
(1 класс 66 часов в год, 2-4 классы по 70 часов в год, по 2 часа в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2021–2025 учебный год
Направление внеурочной деятельности:
| Рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности. «Шахматы» Авторы: А.А. Тимофеев «Сборник программ внеурочной деятельности»– М: «Вентана-Граф», 2012. -с. 190 Составитель: Мирошкина Т.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Пояснительная записка
Рабочая программа у курсу "Шахматное королевство" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программ интеллектуального направления учащихся младших классов под редакцией:
А.А.Тимофеев "Шахматы" Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.:"Вентана-Граф", 2011г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей 7-11 лет
Главная цель внеурочного курса - развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях- от наглядно-образного мышления до комбинаторского, тактического и творческого, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
2. Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции); .
Программа «Шахматное королевство» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю (66 ч. в 1 классе, 210 часов со 2-4 классы)
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
-развитие любознательности и сообразительности;
-развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
-развитие наглядно-образного мышления и логики.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) Исторические сведения о возникновении шахмат,
2) Теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
3) Интерес к шахматам и учению в целом,
4) Умение анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
5) научить уважать соперника,
6) развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
- Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Первый год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю)
Фигуры и шахматная доска (6ч.) Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятия фигур (26ч.) Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (26ч.) Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Выигрыш, ничья, виды ничьей . Правила шахматных соревнований. шахматные часы
Запись шахматных ходов (4ч.) Принцип записи перемещения фигуры. условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2ч.) Ценность фигур. Единица измерения ценности. изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (2ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
играть партию от начала до конца по шахматным правилам.
Второй год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Повторение (10 ч.) Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность фигур. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. Практическая игра
Защита (14 ч.) Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч.) Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (20ч.) Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Пешечные эндшпили. Король и крайняя пешка против короля. Пешечные эндшпили. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора Ладейные эндшпили. Мост и его построение. Ладейные эндшпили. Правило Тарраша. Ладейные эндшпили. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (16ч.) Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок
Практическая игра. Шахматный турнир.
К концу второго года обучения дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
записывать шахматные партии и позиции, разыгрывать партии по записи
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации;
находить мат в один ход в любых задачах;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;
разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
сравнивать и анализировать действия других игроков.
Третий год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Повторение (8 ч.) Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндишпили. Практическая игра.
Тактика в шахматах и определение комбинации(58ч). Тактические приёмы и комбинации. Вариант. Форсированный вариант. Жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие - основные идеи комбинаций. "Мельница", "рентген",перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля - основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (4ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термин- дебют;
выигрышные стратегии матования одинокого короля;
основные идеи комбинаций различных типов.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
точно разыгрывать простейшие окончания;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Четвертый год обучения (70 часов из расчета 2 часа в неделю)
Атака в шахматной партии (10ч) Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках. Практическая игра. Шахматный турнир.
Оценка позиции (8ч) Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное сопротивление, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции. Практическая игра.
Игра в середине партии (20ч). Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра (32ч.). Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок. Шахматный турнир.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
слабые и сильные стороны поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
использовать базовые понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа для 1 класса (пояснительная записка)
Рабочая программа для 1 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечива...
Рабочая программа для 2 класса(пояснительная записка)
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижен...