Разработка коммуникативной доски для детей с РАС
методическая разработка
Данная методическая разработка поможет учителю-логопеду при составлении коммуникативной доски для детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_kommunikativnoy_doski.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка коммуникативной доски для обучающихся с РАС
учитель-логопед Капкова О.Н., учитель-логопед Корохова И.С.
ГБОУ школа № 46 «Центр РиМ», г. Санкт-Петербург
Потребность в общении - базовая потребность человека. Но есть люди, которые не способны использовать речь для полноценного общения, т.к. некоторые из них совсем не могут говорить, а речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.
Для того чтобы такие люди могли удовлетворить свою потребность в общении, необходимо обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной (дополнительной) коммуникации (АДК).
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации помогает в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (фотографии, жесты, символы и т.д).
Одним из таких средств является коммуникативная доска.
Коммуникативная доска - низкотехнологичное средство АДК, используемое в работе с детьми, не владеющими средствами вербальной коммуникацией, в качестве вспомогательного устройства, позволяющего организовать общение и взаимодействие в различных жизненных ситуациях.
При использовании КД мы помогаем ребенку формировать простую фразовую речь, при помощи которой он сможет отвечать на вопросы, комментировать происходящее вокруг и «озвучивать» свои желания и потребности.
Коммуникативная доска подходит для:
- детей, у которых отсутствует вербальная речь, но есть понимание речи взрослого или ситуации общения;
- ребёнка, владеющего вербальной речью, но имеющему трудности в использовании её для общения;
- ребёнка, с нечеткой, непонятной большинству людей речью;
- ребёнка, который освоил систему обмена карточек PECS до 3-го этапа.
Структура коммуникативной доски
Коммуникативная доска состоит из основной доски и тематических перекидных листов.
Основная доска состоит из базового словаря ребенка.
Включает в себя:
- основы для построения фразы («я хочу», «помоги»)
- простые действия
- слова ДА, НЕТ
- «вежливые слова»
- другие частотные слова
Тематические перекидные листы состоят из слов, объединённых по категориям: подкрепление, близкие люди, учебные вещи, цвета и формы, цифры и др. лексические темы
Работа по внедрению КД начинается с подготовительного этапа. Он включает в себя обследование учащегося и определение наличия у него необходимых для освоения коммуникативной доски навыков: умение ребёнка вступать в контакт; понимание и узнавание рисунков, фотографий определенного размера; понимание ребенком ситуаций общения; наличие указательного жеста; наличие в словаре учащегося около 20-25 слов.
Далее, проводим работу по следующему алгоритму:
- Подбираем слова для ребенка
При подборе слов, необходимо учитывать возможности и интересы конкретного учащегося.
При этом, на доске, постепенно вводим обязательный список слов: я, дай, помоги, ещё, закончил (при окончании выполнения задания), «вежливые слова», туалет, перерыв, да-нет.
- Определяем количество ячеек на основной доске (зависит от количества слов, которые хотим ввести).
- Выбираем графические символы и изображения
При выборе учитываем:
- размер (обращаем внимание на моторные навыки и особенности зрения ребенка)
- визуальное сходство между картинкой и реальным предметом
- фон не отвлекающий от изображения
- Определяем расположение графических символов
Расположение зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но при этом, все равно, необходимо соблюдать определенные правила: не располагаем схожие по категориям слова рядом, чтобы снизить необходимость корректировать ошибки («да, нет», «здравствуйте, до свидания» находятся на разных сторонах доски).
Введение слов
Ввод слов начинается с одного слова (например: «хочу, открой, ещё»). Предлагаемое слово необходимо использовать во всех активностях и с разными партнерами по коммуникации.
Для увеличения количества попыток, между активностями, коммуникативная доска с одним словом тоже используется - на переменах, в столовой, в раздевалке.
Внедряя по одному слову, мы снижаем влияние отвлекающих факторов и увеличиваем количество правильных обращений.
Взрослый продумывает сценарии, при которых ребенок будет замотивирован многократно обращаться к КД.
При дальнейшем наполнении словаря необходимо учитывать следующие условия:
- первичная КД не должна быть перегружена большим количеством слов;
- нежелательно менять расположение слов;
- на основной доске должно быть больше глаголов;
- применяем разнообразные шрифты, жирности, размеры шрифтов
- слова располагаем так, чтобы было много вариантов используемых фраз.
После того, как ребёнок научился использовать для коммуникации основную доску, постепенно начинаем вводить слова на тематических перекидных листах.
Для заполнения тематических листов используем слова по лексическим темам и ситуациям общения (близкие люди, подкрепления, учебные принадлежности, цвета, формы, числа, слова лексических тем, погодные явления, слова - активности и т. д.).
Словарь ребёнка увеличивается по мере обучения и личной необходимости.
Виды педагогической поддержки
В процессе обучения ребенка по использованию КД, возможно применение следующих видов педагогической поддержки:
- Вербальная поддержка
Педагог напоминает ребёнку, что он может пользоваться коммуникативной доской - «Возьми свои слова», «Где твои слова?».
Взрослый обязательно озвучивает называемое ребёнком слово громко и четко. При этом, он даёт ребёнку время для ответа.
- Физическая поддержка.
Используется только на начальном этапе. Можно показать на коммуникативную доску жестом без слов или взглядом, мимикой, чтобы ребенок воспользовался ею.
Моделируем то, что пытается сказать ребенок с помощью его КД (педагог за ребенка указывает пальцем на нужную картинку или на несколько картинок, при построении фразы).
Работа с родителями
Специалисты проводят разъяснительную работу с родителями, в которой объясняют, что для более успешного освоения альтернативной коммуникации, КД должна использоваться во всех сферах жизни ребенка: в школе, дома, в общественных местах.
Использование КД позволяет улучшить понимание обращенной речи, ребенок чаще инициирует общение, снижается нежелательное поведение, улучшается качество усвоения учебного материала и ребенок начинает использовать устную речь более функционально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Сенсорная доска"
Использование дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе...
Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"
Методическая разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
методическая разработка "коммуникативные игры"
методическая разработка "коммуникативные игры"...
"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР
Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель: использованиездоровье-сберегающих те...
Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...
Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...