Программа по внеурочной деятельности 1-4 кл. "Весёлые нотки" март, 2022
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Программа во внеурочной деятельности с 1 по 4 кл. "Весёлые нотки" март, 2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._vesyolye_notki_4_kl.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности детей составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта начального образования программы.
Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общекультурному направлению.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Музыкально-эстетичекое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Вокальное исполнительство в гимназии, школе - это эффективная форма работы с детьми разного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, воспитывается трудолюбие. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Весёлые нотки», направленная на духовное развитие обучающихся.
Цель курса: – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи курса:
1. Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4. Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Для решения поставленных задач была определена следующая концепция содержания курса.
Особенности программы «Весёлые нотки»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Концепция содержания курса «Веселые нотки».
- Воздействие музыкального искусства на человека следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: отражение действительности в художественных звуковых образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей.
- Музыкальное искусство включает в себя личность композитора, музыканта, который является своего рода духовным наставником и источником передачи музыкальной культуры, народного творчества.
- Своей детскостью восприятия музыки, её звуков, ритма, педагог близок к ребенку, и, в то же время, обогащенный жизненным опытом, талантом, он способен повлиять на формирование личности ребенка наряду с развитием у него устойчивого интереса к вокальному творчеству.
- Те, кто становится на путь творчества, движутся к вершинам искусства, а творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
- Совершенствование человеческой души идет через отношение его к музыке, включающий в себя формы драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и т.д.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
- Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
- Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
- Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских мероприятиях, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
В основу программы «Весёлые нотки» для организации творческого
процесса воспитания вокалистов в условиях школьного кружка положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И. Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Методы и формы проведения занятий
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения,
- Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена, вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,
особенности мышления и фантазии.
- Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.
Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
Ожидаемый результат:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-укрепление здоровья воспитанников;
-развитие творческой активности каждого ребёнка;
-укрепление связи между семьёй и школой.
Формы подведения итогов:
Конференция, выставка фотографий, компьютерная презентация результатов работ
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (в 1 классе), по 35 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Учебно-тематический план
Класс 4
Учитель Бурчеганова О.А.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
№ | Тема занятий | Часы | Формы проведения занятий | ||
Общее кол-во | Теория | Прак- тика | |||
1. | Введение, знакомство с голосовым аппаратом. | 1 | 1 | 0 | Групповые |
2. | Певческая установка. Дыхание. | 2 | 0,5 | 1,5 | Групповые |
3. | Распевание. | 9 | 1 | 8 | Групповые |
4. | Вокальная позиция. | 2 | 0,5 | 1,5 | Групповые |
5. | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 5 | 0,5 | 4,5 | Групповые |
6. | Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 4 | 1 | 3 | Групповые |
7. | Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | 1 | 0 | Групповые |
8. | Работа над сценическим образом. | 3 | 0,5 | 2,5 | Групповые |
9. | Праздники, выступления. | 7 | 7 | Конкурсы, праздники | |
Итого | 34 | 6 | 28 |
Содержание курса
Программа имеет четырёхуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. И содержит следующие разделы:
Разделы | Общее кол-во часов |
1. Вокально – хоровые навыки | 20 |
2. Музыкально – теоретическая подготовка | 10 |
| 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения предмета.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курс.
Универсальные учебные действия.
Личностные УДД:
- Формирование интереса к вокальному исполнительству; мотивации к самовыражению при исполнении песен, творческой деятельности; эмоционального отношения к исполняемому репертуару, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Познавательные УДД:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках); определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Коммуникативные УДД:
- Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности, Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.
В результате обучения по курсу «Веселые нотки» воспитанник должен знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
Учебно-методические средства обучения
- Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос,2000.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие Ютв.ред. Г.П.Стулова; МГПИ им.В.И.Ленина.М., 1983г.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
- Музыка. 1-8 классы \Сост. Ю.Б.Алиев, В,К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С. Рачина, С. Л.Старобинский; под общей редакцией Ю.Б.Алиева// Программы для средних общеобразовательных учебных1 заведений. М.: Просвещение, 1993.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.:1 Прометей, 1992.
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. Владос,1 2002.
- Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.
- Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002. ,
Материально- техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты композиторов, исполнителей, художников.
-Репродукции картин, иллюстрации.
-Библиотека книг для занятий, дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
- Фонограммы, ноты.
Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор, ноутбук
-демонстрационный материал,
-музыкальный центр,
-магнитная доска.
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
Классическая музыка – http://classic.ru
Музыка и я - http://musicandi.ru/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Коррекция | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Певческая установка. | 1 | Теоретич. | 03.09 | ||
2 | Певческая установка. Дыхание. | 1 | Теоретич. | 10.09 | ||
3 | Певческая установка. Дыхание | 1 | Теоретич. Практич. | 17.09 | ||
4 | Дыхательная гимнастика. Распевание. | 1 | Практич. | 24.09 | ||
5-6 | Дыхательная гимнастика. Распевание. | 2 | Практич. | 01.10 08.10 | ||
7-8 | Праздник, посвящённый здоровому образу жизни. Выступление. | 2 | Практич. | 15.10 22.10 | ||
9 | Вокальная позиция. | 1 | Теоретич. | 12.11 | ||
10 | Вокальная позиция. | 1 | Теоретич. Практич. | 19.11 | ||
11 | Звуковедение. | 1 | Теоретич. Практич. | 26.11 | ||
12 | Звуковедение. | 1 | Практич. | 03.12 | ||
13-14 | Праздники, выступления. | 2 | Практич. | 10.12 17.12 | ||
15 | Использование певческих навыков. | 1 | Теоретич. Практич. | 24.12 | ||
16 | Знакомство с различной манерой пения. | 1 | Теоретич. | 14.01 | ||
17 | Дикция. | 1 | Практич. | 21.01 | ||
18 | Дикция. | 1 | Практич. | 28.01 | ||
19 | Артикуляция. | 1 | Практич. | 04.02 | ||
20-21 | Распевание. | 2 | Практич. | 11.02 18.02 | ||
22 | Использование певческих навыков. | 1 | Практич. | 25.02 | ||
23 | Использование певческих навыков. | 1 | Практич. | 04.03 | ||
24-25 | Распевание. | 2 | Практич. | 11.03 18.03 | ||
26 | Беседа о гигиене певческого голоса. | 1 | Теоретич. | 08.04 | ||
27-29 | Работа над сценическим образом. | 3 | Теоретич. Практич. | 15.04 22.04 29.04 | ||
30-31 | Распевание. | 2 | Практич. | 06.05 13.05 | ||
32-34 | Праздники, выступления. | 3 | Практич. | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб весёлых Грамотеев"
Программа кружка «Клуб весёлых Грамотеев» включает элементы занимательности, она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый английский" (3 класс)
"Весёлый английский" (внеурочная деятельность) 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Кружок «Весёлый английский»
Рабочая программапо внеурочной деятельностиобщеинтеллектуального направленияКружок «Весёлый английский»...