Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.
рабочая программа (1 класс) по теме

Кулешова  Ольга  Николаевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательнаяшкола № 3 р.п. Кузоватово

Согласовано                                                                               Утверждено

Заместитель директора                                                            Директор МОУ СОШ №3

по учебно-воспитательной работе                                          р.п. Кузоватово

   _____________  Е.В.Арсентьева                                       _________  Л.В.Юренкова

     

       30.08.2013г.                                                                      30.08.2013 г.

Рабочая  программа

 внеурочной  деятельности

«Весёлый  карандаш» 

1 класс

(в соответствии с ФГОС)

2013 - 2014  учебный год

Направление:  общекультурное.

Срок  реализации: 4года

                                             

                                                       

Учитель  начальных  классов:  Кулешова  Ольга  Николаевна

                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                    педагогического совета школы

                                                 Протокол №1  от 30 .08.2013г.

Пояснительная записка

      Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями  и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. 

         Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру,  знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

         Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

        Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности;
  • обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений.

       Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

         В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.

       Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.    Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.

        Программа курса рассчитана на 4 года обучения: в 1 классе - 66 часов, во 2-4 классах  по 68 часов в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

 

Цель программы

        Содержание программы  по внеурочной  деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.    

        Формирование «культуры творческой личности»  предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи программы

       1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

       2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.  

     3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

     4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.  

     5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Методические пояснения

      Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.

         При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

Второй год обучения - это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира – «близкого» и «широкого».

Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.

 Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.

 

В результате работы по программе «Весёлый  карандаш» обучающиеся

научатся:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;  
  • знать об особенностях национальной художественной культуры;
  • иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;  
  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
  • произведениям изобразительного искусства;

получат возможность научиться: 

  • воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
  • составлять композиции, узоры;
  • создавать творческие проекты;
  • доводить работу до полного завершения.

при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).  

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной   оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • творчески откликаться на события окружающей жизни;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Содержание кружка 1-й класс.

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

 Хроматические цвета. Смешивание.

26

«Волшебные краски»

14

«Игра цвета»

12

2

 Теплые и холодные цвета.

4

3

 Теплые и холодные цвета в рисунке.

4

4

 Яркие и нежные цвета.

6

5

 Ахроматические цвета.

4

6

 Контрастные цвета.

8

7

 Полный цветовой круг.

14

Итого:

 

66

Содержание кружка 2-й класс.

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

  Работа с цветом.

10

2

  Работа над линией.

12

  Многообразие линий

6

  В царстве Флоры.

6

3

  Работа над формой.

16

 

  Рисуем птиц.

6

 

  Рисование насекомых.

6

 

  Обитатели моря

6

 Итого:

 

68

Содержание кружка 3-й класс.

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Знакомство с видами искусства.

14

2

 Натюрморт.

12

3

 Пейзаж.

14

4

 Портрет.

12

5

Сказочно- былинный.

6

6

Анималистический.

10

Итого

 

68

Содержание кружка 4-й класс.

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

 Истоки родного искусства.

18

2

 «Древние города ».

18

3

«Образы художественной культуры».

16

4

«Представление народов о духовной красоте человека»

12

5

«Достижения  человечества».

4

Итого

 

68

Литература (для учителя)

 

1.     Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение».  2001г.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И.  «Дрофа» 2007г.

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

        школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

        Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое  планирование.

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

Дата

план

факт

Раздел 1.  Хроматические цвета.  Смешивание. 26часов.

«Волшебные краски».  14часов.

1-2.

Вводная беседа «Чем и как работают художники».

Игры с акварельными красками, гуашью и водой.

2

Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры.

 Практическая работа.

 Организация рабочего места.

3-4.

«Какого цвета радуга?».

Основные хроматические цвета.

2

 Рассказывание сказки о красках с практическим показом.

 Практическая работа.

 Смешение цветов.

5-6.

Как краски друг к другу в гости ходили. Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (знакомство с техникой лессировки).

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Слушание музыки и художественных произведений,  практическая деятельность.

Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий

7-8.

Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма.

Плетеный ковер-самолет (из нескольких ковриков – один большой).

Аппликация из полосок цветной бумаги.

2

Показ  и объяснение.

Слушание музыки, определение геометрических  фигур, работа с красками.

Отработка приема  смешение цвета в технике пуантилизма.

9-10.

Разноцветные дома.

Основные и составные цвета.

Развитие цветового восприятия, умение сравнивать.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Практическая работа.

Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

11-12.

Сказка о простом карандаше и резинке.

Игры с логическими заданиями.

Способы передачи тона с помощью точек, линий.

Рисование гнезда штрихом «сеточкой», шерсти котика короткими штрихами.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Практическая работа.

Умение передавать тон с помощью точек, линий.

Отработка приема: рисование  штрихом «сеточкой» и коротким штрихом.

13-14.

Цветной дождик.

Кляксография  (создание фона «цветными капельками»).

Закрепление знаний о составных цветах, упражнять в использовании разнообразных цветов.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Беседа, практическая работа.

Умение создавать фон «цветными капельками» и использовать в рисовании  разнообраз-ные цвета.

«Игра цвета».  12 часов.

15-16.

Волшебное яблоко.

Способ рисования «по мокрому фону».

Смешение цвета в технике «а-ля прима».

2

Беседа, показ.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала.

Отработка приема: рисования «по мокрому фону».

Умение смешивать  цвета в технике «а-ля прима».

17-18.

Веселые кляксы. Чудесная поляна (монотипия).

Закрепление знаний о составных цветах.

2

Беседа, показ.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала.

Смешение цветов, передача настроения.

19-20.

Сказочный, осенний лес.

Закрепление знаний об основных цветах.

Рисование кроны деревьев мятой бумагой способом «примакивания», фона – поролоном (акварелью).

2

Беседа о передаче 

чувств через иллюстративный материал.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала.

Восприятие художественных произведений.

Смешение теплых цветов.  Отработка приема: примакивание  кисти боком.

21-22.

Диковинное блюдечко.

Показать разнообразие цветовых вариантов. Роспись пальчиками способами «примакивания», отрывистых и плавных  движений.

2

Показ- объяснение.

Работа с акварелью.

23-24.

Фантастическое животное из сказочной страны.

Закрепление знаний об основных и составных цветах.

2

Беседа о передаче 

чувств через иллюстративный материал

Работа с ограниченной палитрой.

Смешение цветов, передача настроения.

25-26.

Проектная работа. «Сказочная птица» Рисование с элементами аппликации

2

Рассказ, объяснение, показ.

Рисование орнамента в круге

Умение видеть прекрасное, любить родную природу Отработка приема: рисование с элементами аппликации.

Радел 2.  Теплые и холодные цвета. 4 часа.

27-28.

Знакомство с теплой цветовой гаммой. Смешивание красок. Кляксография (выдувание с помощью трубочек).

2

Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами.

Работа с ограниченной палитрой.

Смешение теплых цветов.  Отработка приема:

 

29-30.

Рисование с помощью «волшебной пены» (монотипия).

Знакомство с холодной цветовой гаммой. Смешивание красок.

2

Работа с таблицами. Показ новогодних открыток.

Рисование впечатлений от новогодних праздников.

Смешение теплых цветов.  Отработка приема: рисование с помощью «волшебной пены» (монотипия).

 

Раздел 3.  Теплые и холодные цвета в рисунке. 4 часа.

31-32.

Сказка о красках, веселых и грустных.

Цветовой круг (солнечный спектр).

Сближенные цвета. Монотопия.

2

Беседа по   иллюстрациям.

Работа с ограниченной палитрой.

Знакомство с цветовым кругом. Умение определять сближенные цвета.

33-34.

Технический прием работы – «примакивание». Работа с пространством. Закрепить знание холодной цветовой гаммы.

2

Развитие творческих способностей, фантазии.

Рисование, используя холодную гамму цветов.

Творческая работа.

Смешение теплых цветов.  Отработка приема: примакивание  кисти боком.

Раздел 4.  Яркие и нежные цвета.  6часов.

35-36.

Техника печатания лебедя ладошкой. Дорисовывание пальчиками изгиба шеи и головы птицы. Знакомство с веселыми, яркими, звонкими красками. Техника отрывистого мазка, мазок «кирпичик» (море).

2

Развитие творческих способностей, фантазии.

Творческая работа.

Умение работать  в  технике  печатания  ла-дошкой, отрывистого мазка, мазка «кирпи-чик».

37-38.

Способы изображения разных цветов.

Знакомство с нежными легкими красками, их смешивание. Техника спокойного плавного мазка.

2

Объяснение, показ, рассказ.

Наблюдение, сравнение.

Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

39-40.

Графика. Смешивание двух техник.

Сочетание мягкости и лиричности карандашей с яркостью и звучностью фломастеров.

2

Развитие творческих способностей, фантазии.

Творческая работа.

Раздел 5.  Ахроматические цвета. 4 часа.

41-42.

Цветы для бала.

Расширение знаний о видах цветов.

Ахроматические цвета.

Знакомство с техникой царапания (граттаж).

2

Объяснение, рассказ, показ.

Творческая работа.

Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

43-44.

Подготовка к работе с линиями.

Дорисовка отдельных деталей палочками (иголки у ежика, панцирь у черепахи, узор у змеи).

Ахроматические цвета.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала

Раздел 6.  Контрастные цвета. 8часов.

45-46.

Контрастные цвета.

Отпечаток в технике монотипии

(с помощью пластика).

Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями.

2

Развитие творческих способностей, фантазии.

Рисование  в технике монотипии Творческая работа.

Отработка приема: рисование  в технике монотипии.

Знакомство с художественным конструированием из геометрических элементов с  соответст-вующей дорисовкой, украшениями.

47-48.

«Далеко - Близко». Перспектива. Тематическое рисование « Цветочный луг»

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного  материала.

Знакомство с понятием –перспектива.

Восприятие художествен-ных произведений.

49-50.

Натюрморт.

Способ изображения – рисование пластилином (прием размазывания по рельефу).

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рисование.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

51-52.

Проектная работа.

Подводные обитатели.

2

Рассказ, объяснение, показ.

Творческая работа.

Умение видеть прекрасное.

Отработка приема размазывания по рельефу.

Раздел 7: Полный цветовой круг. 14 часов.

53-54.

Настроение в цвете.

Учить соотносить цвет и музыку.

Знакомство с новой техникой – рисование нитками.

Знания о нежных красках, сближенных цветах.

2

Рассказ, объяснение, показ.

Творческая работа.

Умение  соотносить цвет и музыку.

Знакомство с новой техникой – рисование нитками.

55-56.

«Моя любимая игрушка»

Рисование с натуры.

2

Рассказ, объяснение, показ.

Творческая работа.

Умение  рисовать с натуры.

57-58.

Украшение одежды способом «примакивания» предметов разных форм.

Закрепление знаний о веселых, звонких красках.

2

Рассказ, объяснение, показ.

Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала.

Смешение теплых цветов.  

Отработка приема: примакивание  кисти боком.

59-60.

Изготовление подарочной открытки «набрызгом».

Закрепление знаний о теплых и холодных цветах.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Изготовление подарочной открытки.

Смешение цветов, передача настроения.

61-62.

Весенний букет.

Знакомство с техникой «тычка».

 Рисование «примакиванием», отрывистыми мазками, плавной линией.

2

Рассказ, сопровождаемый показом.

Рисование весенних цветов.

Умение  работать в технике «тычка». Отработка приема: «примакиванием», отрывистыми мазками, плавной линией.

63-64.

Декоративное рисование.

«Цветные квадратики»

2

Рассказ, объяснение, показ.

Творческая работа.

Свободный выбор материала.

65-66.

Проектная работа.

Путешествие в страну Акварелию

 

2

Рассказ, объяснение, показ.

Творческая работа.

Умение видеть прекрасное.

Развитие творческих способностей, фантазии

Итого:

 

66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения

В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...

ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по литературному чтению   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по  окружающему миру   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....