Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый карандаш". ФГОС.
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены с учётом требований ФГОС. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_vesyolyy_karandash.docx | 26.77 КБ |
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательнаяшкола № 3 р.п. Кузоватово
Согласовано Утверждено
Заместитель директора Директор МОУ СОШ №3
по учебно-воспитательной работе р.п. Кузоватово
_____________ Е.В.Арсентьева _________ Л.В.Юренкова
30.08.2013г. 30.08.2013 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
1 класс
(в соответствии с ФГОС)
2013 - 2014 учебный год
Направление: общекультурное.
Срок реализации: 4года
Учитель начальных классов: Кулешова Ольга Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №1 от 30 .08.2013г.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности;
- обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.
Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.
Программа курса рассчитана на 4 года обучения: в 1 классе - 66 часов, во 2-4 классах по 68 часов в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Цель программы
Содержание программы по внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучения - это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира – «близкого» и «широкого».
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.
В результате работы по программе «Весёлый карандаш» обучающиеся
научатся:
- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
- иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
- уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
- произведениям изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
- составлять композиции, узоры;
- создавать творческие проекты;
- доводить работу до полного завершения.
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
Личностные результаты:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание кружка 1-й класс.
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1 | Хроматические цвета. Смешивание. | 26 |
«Волшебные краски» | 14 | |
«Игра цвета» | 12 | |
2 | Теплые и холодные цвета. | 4 |
3 | Теплые и холодные цвета в рисунке. | 4 |
4 | Яркие и нежные цвета. | 6 |
5 | Ахроматические цвета. | 4 |
6 | Контрастные цвета. | 8 |
7 | Полный цветовой круг. | 14 |
Итого: |
| 66 |
Содержание кружка 2-й класс.
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1 | Работа с цветом. | 10 |
2 | Работа над линией. | 12 |
Многообразие линий | 6 | |
В царстве Флоры. | 6 | |
3 | Работа над формой. | 16 |
| Рисуем птиц. | 6 |
| Рисование насекомых. | 6 |
| Обитатели моря | 6 |
Итого: |
| 68 |
Содержание кружка 3-й класс.
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с видами искусства. | 14 |
2 | Натюрморт. | 12 |
3 | Пейзаж. | 14 |
4 | Портрет. | 12 |
5 | Сказочно- былинный. | 6 |
6 | Анималистический. | 10 |
Итого |
| 68 |
Содержание кружка 4-й класс.
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства. | 18 |
2 | «Древние города ». | 18 |
3 | «Образы художественной культуры». | 16 |
4 | «Представление народов о духовной красоте человека» | 12 |
5 | «Достижения человечества». | 4 |
Итого |
| 68 |
Литература (для учителя)
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | Дата | |
план | факт | ||||||
Раздел 1. Хроматические цвета. Смешивание. 26часов. | |||||||
«Волшебные краски». 14часов. | |||||||
1-2. | Вводная беседа «Чем и как работают художники». Игры с акварельными красками, гуашью и водой. | 2 | Введение в курс занятий, объяснение и проведение игры. | Практическая работа. | Организация рабочего места. | ||
3-4. | «Какого цвета радуга?». Основные хроматические цвета. | 2 | Рассказывание сказки о красках с практическим показом. | Практическая работа. | Смешение цветов. | ||
5-6. | Как краски друг к другу в гости ходили. Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (знакомство с техникой лессировки). | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность. | Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий | ||
7-8. | Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма. Плетеный ковер-самолет (из нескольких ковриков – один большой). Аппликация из полосок цветной бумаги. | 2 | Показ и объяснение. | Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками. | Отработка приема смешение цвета в технике пуантилизма. | ||
9-10. | Разноцветные дома. Основные и составные цвета. Развитие цветового восприятия, умение сравнивать. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Практическая работа. | Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. | ||
11-12. | Сказка о простом карандаше и резинке. Игры с логическими заданиями. Способы передачи тона с помощью точек, линий. Рисование гнезда штрихом «сеточкой», шерсти котика короткими штрихами. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Практическая работа. | Умение передавать тон с помощью точек, линий. Отработка приема: рисование штрихом «сеточкой» и коротким штрихом. | ||
13-14. | Цветной дождик. Кляксография (создание фона «цветными капельками»). Закрепление знаний о составных цветах, упражнять в использовании разнообразных цветов. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Беседа, практическая работа. | Умение создавать фон «цветными капельками» и использовать в рисовании разнообраз-ные цвета. | ||
«Игра цвета». 12 часов. | |||||||
15-16. | Волшебное яблоко. Способ рисования «по мокрому фону». Смешение цвета в технике «а-ля прима». | 2 | Беседа, показ. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. | Отработка приема: рисования «по мокрому фону». Умение смешивать цвета в технике «а-ля прима». | ||
17-18. | Веселые кляксы. Чудесная поляна (монотипия). Закрепление знаний о составных цветах. | 2 | Беседа, показ. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. | Смешение цветов, передача настроения. | ||
19-20. | Сказочный, осенний лес. Закрепление знаний об основных цветах. Рисование кроны деревьев мятой бумагой способом «примакивания», фона – поролоном (акварелью). | 2 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. | Восприятие художественных произведений. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | ||
21-22. | Диковинное блюдечко. Показать разнообразие цветовых вариантов. Роспись пальчиками способами «примакивания», отрывистых и плавных движений. | 2 | Показ- объяснение. | Работа с акварелью. | |||
23-24. | Фантастическое животное из сказочной страны. Закрепление знаний об основных и составных цветах. | 2 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал | Работа с ограниченной палитрой. | Смешение цветов, передача настроения. | ||
25-26. | Проектная работа. «Сказочная птица» Рисование с элементами аппликации | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Рисование орнамента в круге | Умение видеть прекрасное, любить родную природу Отработка приема: рисование с элементами аппликации. | ||
Радел 2. Теплые и холодные цвета. 4 часа. | |||||||
27-28. | Знакомство с теплой цветовой гаммой. Смешивание красок. Кляксография (выдувание с помощью трубочек). | 2 | Беседа по иллюстрациям, работа с таблицами. | Работа с ограниченной палитрой. | Смешение теплых цветов. Отработка приема: |
| |
29-30. | Рисование с помощью «волшебной пены» (монотипия). Знакомство с холодной цветовой гаммой. Смешивание красок. | 2 | Работа с таблицами. Показ новогодних открыток. | Рисование впечатлений от новогодних праздников. | Смешение теплых цветов. Отработка приема: рисование с помощью «волшебной пены» (монотипия). |
| |
Раздел 3. Теплые и холодные цвета в рисунке. 4 часа. | |||||||
31-32. | Сказка о красках, веселых и грустных. Цветовой круг (солнечный спектр). Сближенные цвета. Монотопия. | 2 | Беседа по иллюстрациям. | Работа с ограниченной палитрой. | Знакомство с цветовым кругом. Умение определять сближенные цвета. | ||
33-34. | Технический прием работы – «примакивание». Работа с пространством. Закрепить знание холодной цветовой гаммы. | 2 | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа. | Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | ||
Раздел 4. Яркие и нежные цвета. 6часов. | |||||||
35-36. | Техника печатания лебедя ладошкой. Дорисовывание пальчиками изгиба шеи и головы птицы. Знакомство с веселыми, яркими, звонкими красками. Техника отрывистого мазка, мазок «кирпичик» (море). | 2 | Развитие творческих способностей, фантазии. | Творческая работа. | Умение работать в технике печатания ла-дошкой, отрывистого мазка, мазка «кирпи-чик». | ||
37-38. | Способы изображения разных цветов. Знакомство с нежными легкими красками, их смешивание. Техника спокойного плавного мазка. | 2 | Объяснение, показ, рассказ. | Наблюдение, сравнение. | Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». | ||
39-40. | Графика. Смешивание двух техник. Сочетание мягкости и лиричности карандашей с яркостью и звучностью фломастеров. | 2 | Развитие творческих способностей, фантазии. | Творческая работа. | |||
Раздел 5. Ахроматические цвета. 4 часа. | |||||||
41-42. | Цветы для бала. Расширение знаний о видах цветов. Ахроматические цвета. Знакомство с техникой царапания (граттаж). | 2 | Объяснение, рассказ, показ. | Творческая работа. | Знакомство со свойствами белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. | ||
43-44. | Подготовка к работе с линиями. Дорисовка отдельных деталей палочками (иголки у ежика, панцирь у черепахи, узор у змеи). Ахроматические цвета. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала | |||
Раздел 6. Контрастные цвета. 8часов. | |||||||
45-46. | Контрастные цвета. Отпечаток в технике монотипии (с помощью пластика). Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями. | 2 | Развитие творческих способностей, фантазии. | Рисование в технике монотипии Творческая работа. | Отработка приема: рисование в технике монотипии. Знакомство с художественным конструированием из геометрических элементов с соответст-вующей дорисовкой, украшениями. | ||
47-48. | «Далеко - Близко». Перспектива. Тематическое рисование « Цветочный луг» | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. | Знакомство с понятием –перспектива. Восприятие художествен-ных произведений. | ||
49-50. | Натюрморт. Способ изображения – рисование пластилином (прием размазывания по рельефу). | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование. | Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства. | ||
51-52. | Проектная работа. Подводные обитатели. | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Творческая работа. | Умение видеть прекрасное. Отработка приема размазывания по рельефу. | ||
Раздел 7: Полный цветовой круг. 14 часов. | |||||||
53-54. | Настроение в цвете. Учить соотносить цвет и музыку. Знакомство с новой техникой – рисование нитками. Знания о нежных красках, сближенных цветах. | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Творческая работа. | Умение соотносить цвет и музыку. Знакомство с новой техникой – рисование нитками. | ||
55-56. | «Моя любимая игрушка» Рисование с натуры. | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Творческая работа. | Умение рисовать с натуры. | ||
57-58. | Украшение одежды способом «примакивания» предметов разных форм. Закрепление знаний о веселых, звонких красках. | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала. | Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | ||
59-60. | Изготовление подарочной открытки «набрызгом». Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Изготовление подарочной открытки. | Смешение цветов, передача настроения. | ||
61-62. | Весенний букет. Знакомство с техникой «тычка». Рисование «примакиванием», отрывистыми мазками, плавной линией. | 2 | Рассказ, сопровождаемый показом. | Рисование весенних цветов. | Умение работать в технике «тычка». Отработка приема: «примакиванием», отрывистыми мазками, плавной линией. | ||
63-64. | Декоративное рисование. «Цветные квадратики» | 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Творческая работа. | Свободный выбор материала. | ||
65-66. | Проектная работа. Путешествие в страну Акварелию
| 2 | Рассказ, объяснение, показ. | Творческая работа. | Умение видеть прекрасное. Развитие творческих способностей, фантазии | ||
Итого:
| 66 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
Доклад на РМО по теме: «Урок по ФГОС: перезагрузка: Структура уроков по ФГОС. Разработка технологической карты в соответствии с ФГОС»
Выступление на районном методическом объединении...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...