«Формирование базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта»
учебно-методический материал

«Формирование базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта»

Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с нарушением интеллекта являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Образование детей с нарушениями интеллекта не является цензовым и организуется иначе, чем обучение их здоровых сверстников, отсутствует государственный образовательный стандарт для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с интеллектуальными нарушениями, исходя из тяжести их дефекта, познавательных возможностей, получают в школе-интернате тот уровень образовательных и трудовых знаний, умений и навыков, который необходим для их социальной адаптации.

Трудность обучения детей с интеллектуальными нарушениями обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями.

 Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества.

Объект исследования: процесс формирования базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности формирования базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: изучить особенности формирования базовых учебных действий у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы и разработать программу по формированию базовых учебных действий.

 Гипотеза исследования. Использование разработанной программы для формирования базовых учебных действий позволит ученикам младшей школы с нарушением интеллекта повысить эффективность их обучения и ускорить процесс формирования базовых учебных действий.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить особенности развития базовых учебных действий и рассматриваемой категории детей в процессе учебной деятельности.

3. Выделить основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта.

4. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию базовых учебных действий у младших школьников с нарушением интеллекта.

Методы исследования: В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов: сравнительный метод, эмпирические методы (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты); метод обработки данных (количественный и качественный анализ); интерпретационный метод.

Исследование проводилось в школе-интернате №3

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что:

По результатам диагностики мы видим, что уровень сформированности познавательных учебный действий детей находится на низком уровне, что свидетельствует о том, что дети программу не усвоили.

На основании данных проведенного мониторинга был выявлен минимальный уровень сформированности познавательных учебных действий на начало учебного года. Как и в контрольной, так и в экспериментальной группе уровень минимальный.

После проведения мониторинга мы разработали коррекционно-развивающую программу для детей с нарушениями интеллекта.

По предложенной программе дети экспериментальной группы 1д класса занимались в течение четырех месяцев. В конце второго этапа мы провели повторный мониторинг по ранее описанной методике.

По данным повторного мониторинга мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. До эксперимента у всех детей экспериментальной группы был выявлен минимальный уровень сформированности познавательных учебных действий, а после обучения по нашей программе у одного ребенка был выявлен достаточный уровень сформированности познавательных учебных действий, а у четверых детей средний. В то время как в контрольной группе значительных изменений не произошло, всего лишь у двух детей был установлен средний уровень сформированности познавательных учебных действий.

Все полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная нами программа по предмету «Математическое представление» является эффективной.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Формирование базовых учебных действий у младших школьников.

Формирование учебных действий обучающихся с интеллектуальной недостаточностью реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результата...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)...

Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"

Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением ...

Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учебе младших школьников с нарушением интеллекта

В.А.Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В статье рассматриваются условия и приемы созд...