ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)
Гафарова И.Н. учитель начальных классов, e-mail
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. На мой взгляд, одним из эффективных способов формирования универсальных учебных действий, является интересная и эффективная технология – метод интеллект-карт, метод основанный на визуализации ассоциативных связей.
«Метод «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)» или как их ещё называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума» – это разработка известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Интеллект карты - это технология изображения информации в графическом виде. Это метод позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Метод интеллект-карт «заставляет» работать оба полушария мозга. Использование методики позволяет сделать мышление более организованным, четким, логичным. Ментальные карты могут помочь учащимся, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия.
Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию необходимы новые подходы и образовательные технологии. Например, метод интеллект-карт.
Цель представляемого опыта: проанализировать возможности использования метода интеллект-карт на уроках, как способ формирования универсальных учебных действий при обучении младших школьников и определить особенности использования интеллект – карт в начальной школе.
Составление интеллект-карт необычный вид деятельности, почти игровой, но очень эффективный способ работы с информацией. Дети учатся самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству – всё это интеллект-карты. Таким образом, ментальные карты ума можно рассматривать, как один из способов достижения метапредметных и предметных результатов в урочной и внеурочной деятельности.
Краткое описание представляемого опыта. Обучение составлению интеллект-карты – процесс длительный, требующий от педагога немалых усилий. Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения я осуществляла поэтапно.
На первом этапе интеллект-карту я использовала только в качестве наглядного пособия, составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. Вторым этапом освоения метода интеллект-карты стала групповая и парная работа по их созданию. Третий этап – мы перешли к составлению индивидуальных интеллект-карт. Ребята стали учиться самостоятельно работать с информацией из различных источников (сети Интернет, энциклопедии, учебник и т.д.).
При составлении ментальных карт я всегда оказываю помощь ученикам, консультирую их, учу выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное. На каждом этапе мы работаем над формированием навыков поиска и систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным ветвям карты.
На уроках я использую разнообразные приёмы работы с использованием интеллектуальных карт: рисование карты, дополнение недостающих сведений, воспроизведение пройденного материала, составление карты по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты памяти по тексту, по индивидуальным опорам и правилу в учебнике, воспроизведение ранее составленных карт.
Вывод. Опыт работы показал, что систематическое применение метода интеллект-карт является эффективным средством формирования универсальных учебных действий (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические моделирование; умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).
Библиографический список:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/–М.: Просвещение, 2008. – 151с.
- Бьюзен Т. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е.А. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2009. – 304с.
- Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство/Т. Бьюзен; пер. с англ. Самсонов Е.А.; Минск: «Попурри», 2014. – 352 с.
- Бершадская Е., Соколова И. Мыслить системно с первого класса//интернет – журнал Лицей – 2014. – URL.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.
В статье расскрывается опыт работы по применению метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности....
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...
Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....
опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»
Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....