Проектная деятельность в начальной школе.
статья (3 класс)

Злобина Светлана Максимовна

Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребенку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать , рассуждать, рамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы могли применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких моих методов пренадлежит сегодня методу проектов.

Проект – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работая над проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Использование метода проектов в практической деятельности позволяет

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Виды проектов в начальной школе:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).

Проекты могут классифицироваться:

  • по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • по характеру контактов между участниками: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегинальными; международными
  • по месту проведения: урочные,  внеурочные;
  • по теме: монопроекты, межпредметные,
  • по продолжительности: краткосрочные , средней продолжительности, долгосрочные

Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации

II этап : Организация деятельности: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы; деление на группы и распределение ролей в группе.

III этап: Осуществление деятельности Реализация плана действий (проекта) подготовка к защите проекта «добывают» необходимые знания оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. IV этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Проект «Моя малая родина».

В прошлом учебном году мои первоклассники начали с удовольствием работать над творческим проектом «Моя малая родина».

Предмет, класс Окружающий мир, внеклассная работа, изобразительное искусство. 1-д класс.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, краткосрочный. Проект рассчитан на 1 урок. Начинается работа в рамках программы по окружающему миру в 1 классе при изучении тем: «кто и что». Завершится работа презентацией «Моя малая родина». Дети совместно с родителями составляют о своей малой родине ( Крым, г. Симферополь). Выполняют творческую работу по оформлению данного задания. Вместе с родителями ведут исследовательскую работу, составляя рассказ о Крыме, о г. Симферополе. Целью проекта является знакомство с достопримечательностями Крыма и г. Симферополя.

Вопросы, направляющие процесс проекта.

  1. Основополагающий вопрос

Что такое малая родина? Какая она для меня?

     2.  Проблемные вопросы

Где располагается моя малая родина? Какие известные места есть в ней? Какие достопримечательности были посещены моей семьёй? Где бы я еще хотел побывать?

     3. Учебные вопросы

Формирование представлений о малой родине.

Формирование элементарных представлений о Крыме.

Формирование представлений о достопримечательностях Крыма и г. Симферополя.

Обучение составлению рассказа о своей малой родине.

Формирование представлений об исследовательской деятельности.

Воспитание уважительного отношения к малой родине.

Воспитание уважения к труду взрослых.

 

План выполнения проекта

 

1.Классное родительское собрание на тему «Край, где мы живем»

2.Анкета для родителей «Что вы знаете о малой родине»

3. Классный час «Мой Крым», «Симферополь и его достопримечательности»

4.Конкурс рисунков «Мой Крым»

6.Подбор пословиц, поговорок о родине.

9.Презентации исследовательских работ.

10. Праздник на тему «Моя малая родина».

Такая работа способствует активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.

Дети учатся вести поиск информации о Крыме, о г. Симферополе (природные и рукотворные памятники, известные люди, красивые места отдыха), работать со словарями, с печатными документами, картами, фотографиями. Осваивают способы изображения. Узнают новые места в Крыму и г. Симферополе.

Родители получают советы об оказании помощи своим детям в составлении пректов. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.

В результате изучения малой родины семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.

 

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Злобина Светлана Максимовна

Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции. Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребенку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать , рассуждать, рамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы могли применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких моих методов пренадлежит сегодня методу проектов.

Проект – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работая над проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Использование метода проектов в практической деятельности позволяет 

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Виды проектов в начальной школе:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).

Проекты могут классифицироваться:

  • по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • по характеру контактов между участниками: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегинальными; международными
  • по месту проведения: урочные,  внеурочные;
  • по теме: монопроекты, межпредметные,
  • по продолжительности: краткосрочные , средней продолжительности, долгосрочные

Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации

II этап : Организация деятельности: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы; деление на группы и распределение ролей в группе.

III этап: Осуществление деятельности Реализация плана действий (проекта) подготовка к защите проекта «добывают» необходимые знания оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. IV этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Проект «Моя малая родина».

В прошлом учебном году мои первоклассники начали с удовольствием работать над творческим проектом «Моя малая родина».

Предмет, класс Окружающий мир, внеклассная работа, изобразительное искусство. 1-д класс.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, краткосрочный. Проект рассчитан на 1 урок. Начинается работа в рамках программы по окружающему миру в 1 классе при изучении тем: «кто и что». Завершится работа презентацией «Моя малая родина». Дети совместно с родителями составляют о своей малой родине ( Крым, г. Симферополь). Выполняют творческую работу по оформлению данного задания. Вместе с родителями ведут исследовательскую работу, составляя рассказ о Крыме, о г. Симферополе. Целью проекта является знакомство с достопримечательностями Крыма и г. Симферополя.

Вопросы, направляющие процесс проекта.

  1. Основополагающий вопрос

Что такое малая родина? Какая она для меня?

     2.  Проблемные вопросы

Где располагается моя малая родина? Какие известные места есть в ней? Какие достопримечательности были посещены моей семьёй? Где бы я еще хотел побывать?

     3. Учебные вопросы

Формирование представлений о малой родине.

Формирование элементарных представлений о Крыме.

Формирование представлений о достопримечательностях Крыма и г. Симферополя.

Обучение составлению рассказа о своей малой родине.

Формирование представлений об исследовательской деятельности.

Воспитание уважительного отношения к малой родине.

Воспитание уважения к труду взрослых.

План выполнения проекта

1.Классное родительское собрание на тему «Край, где мы живем»

2.Анкета для родителей «Что вы знаете о малой родине»

3. Классный час «Мой Крым», «Симферополь и его достопримечательности»

4.Конкурс рисунков «Мой Крым»

6.Подбор пословиц, поговорок о родине.

9.Презентации исследовательских работ.

10. Праздник на тему «Моя малая родина».

Такая работа способствует активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.

Дети учатся вести поиск информации о Крыме, о г. Симферополе (природные и рукотворные памятники, известные люди, красивые места отдыха), работать со словарями, с печатными документами, картами, фотографиями. Осваивают способы изображения. Узнают новые места в Крыму и г. Симферополе.

Родители получают советы об оказании помощи своим детям в составлении пректов. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.

В результате изучения малой родины семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....