ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка (1 класс)
Способы решения проблем адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В 1 КЛАССЕ:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА ДМИТРИЕВА,
Учитель начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА | СТРАНИЦА |
Введение | 3 |
I глава. Вступительная часть | 5 |
II глава. Направления совместной работы с дошкольниками и младшими школьниками | 7 |
2.1. Дошкольники | 7 |
2.2. Младшие школьники | 10 |
Выводы | 12 |
Список литературы | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается тема организации детских праздников как важное направление совместной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками.
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования – одно из условий непрерывного образования ребенка, которое поддерживает связь всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения).
Преемственная связь прослеживается при сопоставлении требований к результатам выпускника детского сада и требований к результатам младшего школьника.
Совместная работа педагогов дошкольного и начального общего образования может строиться по следующим направлениям: содержание воспитывающей деятельности; технологии образовательной деятельности; организационные формы деятельности с детьми; совместное планирование адаптационного периода.
Особую роль играет методическая работа с детьми и родителями, которую совместно проводят воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов. Подобная работа включает в себя создание системы единого психолого-педагогического контроля динамики развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе.
Такая форма построения образовательной деятельности, как взаимодействие детей разного возраста во время праздничных мероприятий, является важной составляющей преемственности стандартов дошкольного и начального образования.
I ГЛАВА
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Содержательные стороны Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) имеют преемственность между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС ДО, дают проекцию на предметы основной образовательной программы (ООП) начального общего образования. Целевые ориентиры ФГОС ДО соотносятся с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
При этом понимание существующих отличий во многом определяет специфику построения деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также психологов, логопедов, дефектологов, осуществляющих работу с детьми. Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке. Результаты освоения ООП НОО – универсальные учебные действия и предметные результаты – подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования обеспечивается следующими требованиями: создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; самостоятельный, творческий характер освоения ребенком средств организации процесса детского развития; предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; организация конструктивного взаимодействия с семьёй.
II ГЛАВА
НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. ДОШКОЛЬНИКИ
Успешность воспитания определяется стратегическим направлением педагогической работы. Детский сад – первая и важная ступень развития личности ребёнка. Опыт этого периода – основа для построения дальнейшей жизни. На этапе дошкольного образования закладываются будущие результаты, достижения человека.
Дошкольная ступень сохраняет уникальность и самоценность детства, формирует личностные качества ребёнка, которые затем развивает школа.
В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
Предполагается, что будущий первоклассник обладает следующими УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Содержание и организация образовательного процесса в дошкольном учреждении имеют некоторые преимущественные особенности при условии проведения в детском саду праздников с участием школьников как организаторов этих праздников наряду с педагогами. Также опыт работы показывает, что любое праздничное мероприятие – это возможность максимальной реализации всех пяти образовательных областей, по которым ФГОС ДО рассматривает развитие и образование детей.
Праздник осени, Новый год, 23 Февраля, Масленица, Праздник весны – вот площадки, на которых успешно объединяются направления воспитательной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Ведь во время праздников ребёнок особенно явно чувствует себя частью коллектива, некоего единого пространства. И открывает через другого человека самого себя. Такое разновозрастное общение – источник социализации, стимуляция творчества, развитие мышления, пробуждение инициативности, средство самовыражения, возможность реализации целостности образовательного процесса.
Воспитанники детского сада всегда очень радуются гостям-школьникам. Значимо, что во время таких праздников даже не очень общительные малыши играют и веселятся вместе со всеми. Праздничные мероприятия, проводимые эмоционально насыщенно для детей, становятся событиями в их жизни.
Д.В. Григорьев, старший научный сотрудник Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики Российской академии образования, кандидат педагогических наук, считает: «Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события» (высший смысл мероприятия!), но на «событие ради со-бытия», т.е. на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых». [1, с. 99]
2.2. МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Учащиеся начальной и средней школы с большой готовностью принимают участие в проведении праздников для малышей. Это весьма благоприятная почва для развития школьников как субъектов деятельности и поведения, ведь они выступают в роли соавторов по строительству образовательного процесса, преподносят своё видение этого мира.
Н.А. Опарина, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, отмечает: «Особую воспитательную ценность для ребят имеют зрелищные, сценические формы досуга. Детям младшего школьного возраста ближе игровые формы досуга. В этом контексте наиболее органичной моделью являются сюжетно-игровые программы, инсценирование сказки, развлекательные программы на открытом воздухе и др.» [2, с. 33]
Также хочется предположить, что в дальнейшем, в жизни уже повзрослевшего человека подобное творчество перерастёт в деятельность качественно иного порядка: волонтёрство, благотворительность.
Х.Т. Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования Федерального института развития образования, кандидат исторических наук, и Т.Н. Арсеньева, руководитель Центра развития молодёжных волонтёрских программ Центрального федерального округа, кандидат психологических наук, пишут: «Федеральный государственный стандарт с его системно-деятельностным подходом <…> и другие документы являются смысловым стержнем, пронизывающим идеологию современного образования. Все они нацелены и ориентируют педагогов на активное включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, жизнь страны (региона, города, села)». [3, с. 11]
ВЫВОДЫ
Наличие знаний не определяет уровень успешности. Важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Процесс освоения ребенком окружающей действительности носит самостоятельный, творческий характер, но должен быть особым образом организован. Важнейшая задача системы образования – «научить учиться», формирование «универсальных учебных действий», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребёнка: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью Стандарта являются универсальные учебные действия.
Во время совместных праздничных мероприятий воспитанники детского сада учатся общаться, вступать в контакт с другими детьми, получают опыт социализации, открывают путь к получению и объединению знаний и умений. Имеет место быть раннее формирование у детей положительного представления о школе как о следующей ступени обучения и развития творческих способностей. Общая деятельность со сверстниками и детьми старшего возраста сохраняет субкультуру ребёнка и в то же время пробуждает в нём желание учиться дальше. Чтобы у ребёнка было будущее, ему надо подарить настоящее. Не жёсткий ориентир на подготовку к школе, но игра и праздник настраивают воспитанника детского сада на получение образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев, Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие / Д.В. Григорьев // Право и образование. – 2007. - № 1. – С.90-99.
2. Опарина, Н.А. Организация досуга учащихся в условиях школы полного дня / Н.А. Опарина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2015. - № 9. – С.32-36.
3. Загладина, Х.Т. Продвижение культуры волонтёрства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х.Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2015. - № 10. – С.10-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 учебный год
Представлен план работы Школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 уч.г....
СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1. Современные проблемы пре...
Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".
Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.
Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС
В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...
Доклад "Преемственность федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования".
В докладе рассматривается вопрос преемственности между детским садом и школой с точки зрения содержания обучения и воспитания, а также методов, приемов, организационных форм учебно-воспита...
Презентация к докладу "Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования"
Презентация освещает ключевые понятия, рассматриваемые в докладе о преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования...