Занятие по внеурочной деятельности Памяти верны
методическая разработка
Занятие по внеурочной деятельности Памяти верны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_pamyati_verny.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова В.А.
Разработка методического занятия по теме «Памяти верны»
Пояснительная записка
Одной из задач воспитательной работы в школе является формирование гражданственности, патриотизма. Для решения этой задачи классный руководитель проводит тематические классные часы, уроки мужества, утренники, организует проектную деятельность, помощь ветеранам войны и труда и т.д.
Накануне празднования Победы в Великой Отечественной войне эта работа особенно актуальна.
Данная разработка предназначена для учащихся 3 класса.
Внеклассная работа по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Великая война.
Цели: способствовать развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам ВОВ.
формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение; развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы; развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся; сформировать представление о Великой Отечественной
войне 1941 – 1945гг.; показать героическую борьбу советского народа против немецких захватчиков; развивать умения добывать информацию, пользуясь картой; воспитывать гордость за свой народ, своих односельчан, освободивших нашу страну.
Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война»; Запись песен: В.Лебедев – Кумач, А.В.Александров «Священная война»;
А.Агапкин «Марш защитников Москвы».
Ход занятия:
(Перед началом звучат песни времен Великой Отечественной войны).
- Дети сидят по командам за столами, перед ними экран. Встреча начинается словами ведущего-учителя и показом презентации на экране.
(Звучит песня «Вставай, страна огромная» )
Учитель. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Итак, мы начинаем…
В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана )
Вот, так неожиданно в обычный летний день началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная война.
На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На войну уходили и старые и молодые.
Наши солдаты эшелонами уходили защищать родину. Тогда еще не зная о том, что война закончится нескоро.
Ученица. (читает стихотворение Б. Акуджавы)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат....
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Учитель.
Война, навязанная советскому народу германским фашизмом, была самой страшной из всех войн, пережитых нашей Родиной. Она длилась долгих 4 года. 27 миллионов советских людей погибли на полях сражений, были погребены под развалинами зданий, расстреляны фашистами, замучены в гитлеровских концлагерях. Фашистские варвары превратили в руины наши города, поселки и деревни. Гитлеровцы хотели уничтожить весь Советский Союз и превратить в рабов народы захваченных стран.
В длительной и тяжелой борьбе с жестоким врагом миллионы советских воинов проявили беспримерную храбрость и мужество, железную стойкость, самоотверженность, невиданный массовый героизм. Родина достойно оценила их подвиги. Свыше 7 миллионов участников войны были награждены орденами и медалями. Более 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза, почти 11 тысяч орденов украсили боевые знамёна соединений, частей, боевых кораблей
Сегодня, мы «пройдем» с вами по дорогам памяти той страшной войны. По дорогам, которыми шли советские солдаты.
К основным битвам Великой Отечественной войны относятся:
1). Оборона Брестской крепости (22июня – 20 июдя 1941г.)
Ученица.
Брест – первая героическая страница в летописи Великой Отечественной Войны. Защитники Брестской крепости первыми приняли удар вражеских войск. Гитлеровское командование решило сходу взять крепость. Около 3,5 тысяч советских воинов мужественно отстаивали цитадель. Более 3 недель небольшой гарнизон Брестской крепости в условиях острой нехватки боеприпасов, продовольствия, воды и медикаментов удерживал вражеские дивизии. Защитники крепости сражались до последнего патрона, до последнего вздоха. На стене одного из казематов цитадели найдена надпись: « Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20. VII. 1941.г».
68 участников обороны Брестской крепости удостоены государственных наград, а командир 44-го полка 42-й дивизии майор Гаврилов П.М. и начальник 9-й погранзаставы Кижеватов А.М. удостоены посмертно звания Героя Советского Союза. 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почётное звание «Крепость – Герой» с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
2) Битва под Москвой (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942)
Ученик. Битва под Москвой. Эта битва окончательно развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, окончательно похоронила фашистский план «молниеносной войны».
30 сентября 1941г. началась грандиозная битва под Москвой. На защиту столицы встала вся страна. Из всех республик, краёв, областей шли к Москве эшелоны с войсками и вооружением. Советская Армия сорвала попытку фашистских войск овладеть столицей, а 5-6 декабря 1941 г. перешла в наступление и разгромила врага.
За мужество и героизм, проявленные в битве под Москвой, 36 тысяч бойцов и командиров были награждены орденами и медалями. 110 воинов и партизан удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Москвы» награждены свыше 1 млн. человек
3) Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27января 1944)
Ученица. Героическая оборона Ленинграда – один из выдающихся подвигов советского народа и армии.
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны, штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. Хлеб - по 125 г неработающим и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. Электричества не было, в квартирах горели коптилки . Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
4) Сталинградская битва ( 17июля 1942 – 2 февраля 1943)
Ученик. Сталинградская битва – крупнейшее событие времён Великой Отечественной Войны. В результате Сталинградской битвы советские войска вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали её до конца войны.
Сталинградская битва продолжалась 200 дней, с июля 1942 года по февраль 1943.
Более 75 тысяч жителей города влилось в ряды его защитников, свыше 50 тысяч сталинградцев вступили в партизанские отряды. Бои в Сталинграде шли за каждую улицу, за каждый дом.
Несмотря на боевые действия, город продолжал жить, работать и выпускать продукцию. В условиях непрерывных бомбардировок, под обстрелом рабочие заводов производили оружие и боеприпасы для армии, ремонтировали танки и вооружение. Под Сталинградом впервые за годы войны была окружена и взята в плен крупная немецкая группировка. За героизм и мужество, проявленные в Сталинградской битве, 112 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 700 тысяч участников битвы награждены орденами и медалями, 760 тысяч защитников города получили медаль «За оборону Сталинграда».
5) Курская битва (5 июля 1943 – 23 августа 1943)
Ученица. Курская Битва являлась переломным моментом в Великой Отечественной Войне. В сражениях на Курской дуге принимали участия более шести тысяч танков. Такого в мировой истории не было, да и наверное, больше не будет. Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Константинович Жуков и Василевский. Численность советской армии составила более 1 млн. человек. Солдат поддерживали более 19 тысяч орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали 2 тысячи самолетов. Немецкая армия бросила на курскую дугу 900 тысяч солдат, 10 тысяч пушек и более двух тысяч самолетов.
Немцы собирались молниеносным ударом захватить курский выступ и начать полномасштабное наступление. Но на собравшихся перед самой линии фронта немцев, обрушился шквальный огонь советской артиллерии, нанеся им большой урон. Наступление врага застопорилось, и шло с опоздание на пару часов. За день боев, неприятель продвинулся всего на 5 километров, а за 6 дней наступления на Курской дуге на 12 км. Такое положение дел, вряд ли устраивало немецкое командование.
Советские войска нанесли большой урон немцам. Немецкое наступление захлебнулось, уставший неприятель стал отходить на прежние позиции.
Вскоре началось наше контрнаступление. Советские солдаты взяли укрепления и, при поддержки авиации, совершили прорыв немецкой обороны. Сражение на Курской Дуге продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек, 15 тысячи танков. Людские потери Вермахта на Курской дуге составили 500 тысяч человек.
Победа в Курской битве , показала германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне.
Более 100 тысяч участников битв на курской дуге были награждены орденами и медалями. (Показ макета танкового сражения, выполненного детьми. Рассказ детей о выполнении данного макета)
6) Штурм Берлина (25 апреля-2 мая 1945)
Ученик. Последней операцией в ходе Великой Отечественной войны была Берлинская операция. В середине апреля 1945 года Советская Армия начала Берлинскую операцию с целью разгрома группировки противника и овладения Берлином.
Штурм Берлина, водружение знамени Победы над рейхстагом, полная капитуляция гитлеровской армии – таков конец борьбы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Выполняя освободительную миссию, Советская Армия принесла свободу и другим странам Европы: Румынии, Польше, Болгарии, Венгрии, Норвегии, Австрии, Дании, Чехословакии. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года представители фашистской Германии подписали пакт о капитуляции, который означал безоговорочное поражение Германии, победу советского народа и окончание Великой Отечественной Войны.
Учитель. Наш поселок Сандово находился далеко от линии фронта. Но и люди нашего Сандовского района не остались в стороне от грозных событий. С первых дней войны по зову сердца уходили на фронт сандовчане - вчерашние школьники, рабочие, учителя…
Ученик. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. более 8500 жителей района воевали на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Более 2000 сандовчан награждены орденами и медалями. Пятерым жителям района присвоено звание Героя Советского Союза: Звонарев Степан Демидович, Ершов Василий Александрович, Иванов Александр Михайлович, Рудаков Павел Васильевич, Комаров Иван Михайлович.
В годы Отечественный войны Сандовский район оказался в тылу. Но тыл больше походил на фронт. Члены колхоза «Верный путь» выходили в поле в три часа утра, а заканчивали работу в десять часов вечера.
672 вагона с хлебом отправил район государству в 1943-1944 годах, в два раза больше, чем за два первых военных года.
31,5 тысячи голов скота, десятки пудов хлеба, тысячи предметов домашнего обихода получили из Сандова освобожденные районы области. Из своих сбережений сандовчане собрали 5 млн. рублей на строительство самолетов и танков.
Страна высоко оценила самоотверженный труд сандовчан в годы Великой Отечественной войны .
9 мая 1975 года в поселке Сандово, на Привокзальной площади, был открыт памятник воинам-землякам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Учитель. Учащиеся собрали материал о родственниках, воевавших в ВОВ.
Переходим к следующей странице истории «Внуки о прадедах»
(рассказы детей о своих родственниках; кратко о проекте «История семьи в истории Мировой войны»)
2 . (Читают дети)
Неизвестный солдат
Ю.Коринц
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Неизвестный солдат-
Чей – то сын или брат, -
Он с войны никогда
Не вернётся назад.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.
3 . Итог занятия. Учитель: Во многих семьях, до сих пор хранятся вот такие пожелтевшие треугольники. Это письма. Письма были единственными, что связывало солдата с семьей. Эти послания с фронта и на фронт были как незримый мост между теми, кто шел воевать, защищать страну и теми, кто остался ждать, работать, помогать фронту. В память о нашей встрече вы получаете такие же письма- треугольники, письма –обращения ветеранов Великой Отечественной войны к молодежи. (участникам встречи вручаются письма с текстом-обращением, сложенные треугольником)
Звучит песня «День Победы»
За мужество и героизм во многих городах нашей страны стоят памятники героям Великой Отечественной войны.
10. Подвиг односельчан.
( Рассказ заранее подготовленного ученика о работе класса).
Каждый год 9 мая мы приходим к памятнику павшим героям в боях в Великой Отечественной войне.
Литература: Маршал Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»
Журнал Начальная школа» №5 – 2000г.
Стихотворение Ю.Коринца «Неизвестный солдат»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...
Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.
В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....
Тех. карта занятия по внеурочной деятельности "Тренировка зрительной памяти".
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Развивайка". Тренировка зрительной памяти. 2 класс....
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...