Понятие базовых учебных действий.
материал
С 2014 года введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. А с 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в
соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_f_bud.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие базовых учебных действий.
С 2014 года введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. А с 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в
соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарскаяи др.) была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. По мнению авторов этой концепции учебная деятельность представляет собой целостную систему, в которой формирование каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей.
Следует отметить, что указанные положения концепции развития универсальных учебных действий во многом совпадают с принципами коррекционно-развивающего обучения. Так как имеющиеся у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-волевые и когнитивные нарушения обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности, составляющие ее компоненты (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения) были всегда объектом коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.
В понятии общеучебное умение или универсальное учебное действие авторами концепции выделяется еще очень важный аспект – его ориентированность на успешную социальную адаптацию за счет формирования жизненно важных компетенций.
Такой подход полностью соответствует целям и задачам специального образования с его направленностью на максимальную социальную адаптацию выпускника. Так, очевидно, что круг знаний, умений, жизненных компетенций выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений не может ограничиваться только теми, которые сформировались у них в период обучения в школе. Этот круг постоянно расширяется в процессе их дальнейшей социализации, приспособления к условиям постоянно изменяющейся среды жизнедеятельности. Поэтому содержание, технологии и специальные условия образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечить формирование у них способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации.
В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел для нецензовых вариантов (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.
Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов.
Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование базовых учебных действий у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
К функциям базовых учебных действий относится:
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную ориентировку и социальную адаптацию. Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.
Структура базовых учебных действий включает:
- мотивационный компонент учебной деятельности;
- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из
комплекса базовых учебных действий, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения
принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на
организационную помощь педагога.
Следует отметить, что проблема формирования учебной деятельности, особенно ее операционного и регулятивного компонентов, составляющих ядро общеучебных и общетрудовых умений, достаточно давно находится в центре внимания в олигофренопедагогике. В исследованиях Е.Г. Еременко и его сотрудников было показано, что в условиях специально организованного обучения познавательные и регулятивные способности школьников с легкой умственной отсталостью развиваются. Уже на пятом и шестом годах обучения дети могут дифференцировать сходные по внешнему виду предметы; выполнять действия сравнения, анализа, классификации и обобщения в пределах своих возможностей; понимать содержание картин и литературных текстов.
Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с умственной отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Таким образом, программа базовых учебных действий позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих
формирование универсальных учебных действий, программа формирования базовых учебных действий включает четыре их группы:
- Личностные базовые учебные действия
- Коммуникативные базовые учебные действия
- Регулятивные базовые учебные действия
- Познавательные базовые учебные действия
Классы | I - IV | V - IX | X - XII |
БУД | |||
Личностные учебные действия | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы | Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности |
Коммуникативные учебные действия | Вступать в контакт и работать в коллективе | Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач | Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь семью, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Регулятивные учебные действия | Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности | Осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих |
Познавательные учебные действия | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, на наглядном материале | Использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале | Использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий |
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Программа формирования базовых учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности
- Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с интеллектуальными нарушениями
- Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося
- Согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ
АКТУАЛЬНОСТЬ: наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личнос...
Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"
Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ
Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....
Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»
В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познава...
Диагностика сформированности базовых учебных действий
Диагностика сформированности базовых учебных действий (ФГОС). Дополнительный А класс. Конец учебного года.В диагностики представлен перечень учебных действия (личностные, коммуникативные, регулятивные...
Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...
Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.
В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....