Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»
материал на тему
В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:
программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных БУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_bud_pri_vnedrenii_fgos.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»
Подготовила Баяндина Л.Н.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются базовые учебные действия (БУД).
В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нтеллектуальными нарушениями) сказано:
Программа формирования базовых учебных действий должна обеспечивать:
связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения (IX - XII (XIII) класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа формирования БУД, программа) реализуется в начальных и старших классах и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
- определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Подготовительный (0)-IV классы; I- IV классы
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Регулятивные учебные действия
Познавательные учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
подготовительный (0)-IV классы; I- IV классы
Группа БУД действий | Перечень учебных действий | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика |
Математика | Математика | ||
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Технологии | Ручной труд | ||
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Искусство | Музыка Рисование | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Ручной труд | ||
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Математика | Математика | ||
Технологии | Ручной труд | ||
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Ручной труд | ||
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Коммуникативные учебные действия | Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Ручной труд | ||
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Искусство | Музыка Рисование | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Технологии | Ручной труд | ||
Умение обращаться за помощью и принимать помощь | Технологии | Ручной труд | |
Искусство | Музыка Рисование | ||
Математика | Математика | ||
Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Технологии | Ручной труд | |
Искусство | Музыка Рисование | ||
Математика | Математика | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Технологии | Ручной труд | |
Искусство | Музыка Рисование | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | Естествознание | Мир природы и человека | |
Технологии | Ручной труд | ||
Искусство | Музыка Рисование | ||
Физическая культура | Физическая культура | ||
Умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Физическая культура | Физическая культура | ||
Регулятивные учебные действия | Умение входить и выходить из учебного помещения со звонком | Язык и речевая практика Естествознание Математика Искусство Технологии Физическая культура Естествознание | Русский язык Чтение Речевая практика Мир природы и человека Математика Музыка Рисование Ручной труд Физическая культура Мир природы и человека |
Умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | |||
Умение пользоваться учебной мебелью | |||
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) | |||
Умение работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место | |||
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | |||
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | |||
Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов | |||
Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | |||
Познавательные учебные действия | Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Искусство | Музыка Рисование | ||
Умение устанавливать видо-родовые отношения предметов | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Математика | Математика | ||
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Искусство | Музыка Рисование | ||
Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Математика | Математика | ||
Искусство | Музыка Рисование | ||
Умение читать | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Естествознание | Мир природы и человека | ||
Умение писать | Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |
Выполнять арифметические действия | Математика | Математика | |
Умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Язык и речевая практика Математика Искусство | Русский язык Чтение Речевая практика Математика Рисование |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Как было сказано выше: в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОО самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью
Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...
Формирование базовых учебных действий (БУД) по ФГОС
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью....
Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
Неотъемлемой частью ядра нового образовательного стандарта являются базовые учебные действия (БУД). В докладе раскрывается цель, задачи реализации программы по формированию БУД обучающихся с умст...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.
В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....
Доклад «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - эффективное условие формирования Базовых Учебных Действий»
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) деятельностный подход в обучении...
Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...