Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"
презентация к уроку (3 класс) на тему

Евсеева Татьяна Ивановна

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx114.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Факультет психологии и специального образования Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ Евсеева Татьяна Ивановна ГБС(К)ОУ школа-интернат №113 учитель начальных классов Смагина Ольга Николаевна ГБС(К)ОУ школа-интернат №113 учитель начальных классов

Слайд 2

Актуальность Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, обеспечивающей усвоение на определённом уровне обучающимися с ОВЗ «академического» компонента и формирование жизненной компетенции. Мыслительная деятельность у умственно отсталых школьников формируется с большими трудностями и поэтому затруднено и формирование БУДов и жизненных компетенций. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей.

Слайд 3

Проблема «Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». У обучающихся с НОДА и УО отмечается несформированность познавательных базовых универсальных действий: умение работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных носителях)

Слайд 4

Объект исследования Использование технологии проблемного обучения в процессе формирования познавательных базовых учебных действий у обучающихся с НОДА и УО.

Слайд 5

Предмет исследования Использование технологии проблемного обучения при работе с текстом для умения обучающимися 4 класса с НОДА и УО извлекать необходимую информацию.

Слайд 6

Цель исследования Сформировать у обучающихся 4 класса с НОДА и УО умение работать с несложной по содержанию информацией, изложенной в тексте , используя методы и приёмы технологии проблемного обучения.

Слайд 7

Задачи исследования В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи : Анализ и оценка методической, методологической, педагогической и нормативной документации ; стандарты, акты, положение оценивания Самарской области. Изучить опыт коллег. Отобрать методы оценивания познавательных БУДов на уроках в начальной школе. Оценить эффективность педагогического процесса, направленного на формирование достижение образовательных стандартов. Детализация: отобрать приемы, определить этапы реализации внедрения в учебный процесс методов проблемного обучения Апробация: реализовать проект и оценить его эффективность на уроках в начальных классах.

Слайд 8

Гипотеза Если создавать проблемные ситуации на разных уроках во время работы с текстом и учить ребят через алгоритмы действий, тренинги решать проблемные задачи под руководством учителя, то технология проблемного обучения будет способствовать развитию познавательных базовых учебных действий у обучающихся с НОДА и УО.

Слайд 9

Этапы работы 1. Подготовительный: изучение научно-методической, психолого-педагогической, нормативной литературы; ознакомление с опытом работы по выбранной теме; изучение и отбор технологии, ее содержание, место в учебном процесе ; определение результативности технологии. 2. Реализация проекта (внедрение): планирование и проведение серии уроков с использованием технологии; анализ эффективности на предмет внедрения технологии проблемного обучения; создание программно-методического комплекса; обобщение опыта работы. 3. Подведение результатов: выступление с отчётом на методическом объединении, педсовете; написание аналитической справки; написание программы коррекционной работы.

Слайд 10

Главные цели проблемного обучения : развитие мышления и способностей обучающихся, развитие умения быть активным; усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и решения проблемпод руководством педагога, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы вместе с педагогом.

Слайд 11

Четыре уровня проблемного обучения. I уровень — несамостоятельная (обычная) активность II уровень — полусамостоятельная активность. III уровень — самостоятельная активность IV уровень — творческая активность.

Слайд 12

Преимуществами и недостатки проблемного метода обучения К преимуществам следует отнести: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления ; прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести : слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы; непривычность подобной формы работы ; трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение; риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

Слайд 13

П роблемны е ситуаци и Задание с заведомо допущенной ошибкой. Задание с заведомо допущенной ошибкой. Не могу ! Даётся практическое задание невыполнимое вообще Несоответстви е Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации. Конфликт . Ситуация , рассматривающая противоположности . Неожиданност ь Вызывает удивление неожиданностью , парадоксальностью . Неопределённость . Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных. Выбор . Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное. Ошибка ! Задание с заведомо допущенной ошибкой.

Слайд 14

Диагностическая методика Для достижения цели нашего исследования - выявить уровень развития познавательной сферы и умение работать с текстом, использовали следующие методики : 1.Методика проблемного обучения по М.И. Махмутову . 2 . Методика А.3.3ака «Способ решения задач». 3 . Оценка вербально-логического мышления (психолог). 4 . Наблюдение как метод групповой диагностики по М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. Результаты проведённой диагностики показали низкий уровень развития познавательной сферы: 2 балла по пяти балльной системе.

Слайд 15

Критерии оценивания результатов обучающихся при использовании проблемного обучения : 1- положительное отношение к предмету 2- положительная реакция на способ решения проблемы 3- уверенность в ответах и поведении 4- увлечённость и активность 5- ориентация в содержании текста 6- нахождение информации в тексте

Слайд 16

Сравнительный анализ результатов деятельности

Слайд 17

Вывод: Использование адаптированных методов и приёмов технологии проблемного обучения в работе с обучающимися с НОДА и УО выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, формирования БУДов и жизненных компетенций. Благодаря методам и приёмам проблемного обучения у обучающихся развиваются базовые познавательные учебные действия и жизненные компетентности: - способность к исследованию под руководством взрослого; -способность к простым коммуникациям и организации взаимодействия; -способность принимать простые решения; под руководством педагога; -способность осуществлять принятое совместно с учителем несложное решение;

Слайд 18

Результат работы Следует отметить, что решая задачи поставленные перед нами при выполнении данной работы: 1. были описаны и проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования. 2. раскрыта сущность проблемного обучения. 3. подобраны и апробированы методики проблемного обучения, способствующие формированию познавательных учебных действий младших школьников. 4. описан собственный педагогический опыт использования технологии проблемного обучения. 5. разработаны педагогические рекомендации по использованию технологии проблемного обучения.

Слайд 19

Литература 1.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010 2.Грызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие», Калининград, 1998 3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. «Окружающий мир 3 класс часть 1», М.: « Баласс », 2012 4.Гузеев В.В. «Образовательная технология: от приёма до философии», М., 2003 5.Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2011 6.Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М., 1972 7.Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика, 2007 8.Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести современный урок», М.: «Просвещение», 2003 9.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.: Просвещение, 1998 10. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012 Перечень электронных ресурсов . Сайт образовательной системы «Школа 2100» http // www . shcool 2100. ru Сообщество взаимопомощи учителей « Pedsovet . su » http // www . pedsovet . su Официальный сайт Фестиваля педагогических идей «открытый урок» http // www . festival @1 september . ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....

Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...

Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"

В статье анализируются результаты реализации программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 6–7 классов с умеренной умственной отсталостью в контексте Федеральн...