Рабочая программа по предмету "Человек"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья», «Гигиена», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
Согласно учебному плану МКОУ «Школа № 75» на изучение предмета отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Задачи программы:
- формирование умений умываться, чистить зубы, причесываться
- формирование умений ориентироваться в одежде и обуви, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды и обуви, ухаживать за одеждой и обувью.
- формированию навыков обслуживания себя в туалете
- формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения
- формирование знаний о назначении столовых приборов и правилами поведения за столом
- учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Планируемые результаты освоения
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
знать | - строение человека - имя, фамилию, возраст пол - членов своей семьи - предметы и средства личной гигиены. - правила поведения в туалете - предметы одежды и обуви - правила поведения за столом - назначение носового платка | - семейные взаимоотношения, обязанности - правила ухода за руками, ногами, зубами, волосами - алгоритм действий в туалете - виды одежды и обуви - части тела - виды посуды - предметы и средства ухода за посудой - столовые принадлежности - правила пользования столовыми приборами - правила здорового питания, режим питания |
уметь | - мыть руки и лицо - правильно вести себя за столом - пользоваться столовыми приборами - расстегивать одежду на молнии, липучках - застегивать и расстегивать обувь на липучках, молнии | - ухаживать за своим телом - ухаживать за одеждой и обувью - одеваться и раздеваться - складывать одежду в шкаф - сервировать стол к обеду - ухаживать за посудой - расстегивать и застегивать одежду на липучках, молнии, кнопках, пуговицах |
Содержание программы
№ раздела | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Представления о себе | Имя, фамилия, возраст пол. Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях | 9 |
2 | Семья | Узнавание детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Семейные взаимоотношения и обязанности. Различение социальных ролей членов семьи. | 7 |
3 | Гигиена тела | Чистка зубов. Полоскание полости рта. Уход за телом. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Предметы и средства личной гигиены. Назначение носового платка. | 13 |
4 | Обращение с одеждой и обувью | Виды одежды и обуви, алгоритм одевания и раздевания, правила ухода за одеждой и обувью. | 23 |
5 | Прием пищи | Посуда, назначение посуды. Виды посуды. Уход за посудой. Правильное использование столовых приборов. Использование салфетки во время приема пищи. Режим питания. Правила поведения за столом. | 16 |
Итого: 68 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема | Дата |
Раздел Представления о себе | |||
1 | 1 | Мое имя, моя фамилия. | |
2 | 2 | Представления о себе. Возраст и пол | |
3 | 3 | Сюжетно-ролевая игра «Давай познакомимся» | |
4 | 4 | Обобщающий урок по теме «Представления о себе» | |
Раздел Семья | |||
5 | 1 | Члены семьи. Мама, папа, брат, сестра | |
6 | 2 | Члены семьи. Бабушка, дедушка, тетя, дядя. | |
7 | 3 | Обязанности членов семьи | |
8 | 4 | Кем работают взрослые моей семьи | |
9 | 5 | Составление родословной «Моя семья» | |
10 | 6 | Составление рассказа «Моя семья» | |
11 | 7 | Обобщающий урок по теме «Моя семья» | |
Раздел Гигиена тела | |||
12 | 1 | Предметы и средства личной гигиены. Назначение | |
13 | 2 | Ванная комната. Назначение. Правила поведения. | |
14 | 3 | Сказка «Мойдодыр» К.И.Чуковского | |
15 | 4 | Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского | |
16 | 5 | Уход за руками | |
17 | 6 | Практическая работа. Мытье и вытирание рук | |
18 | 7 | Уход за носом и ушами. | |
19 | 8 | Уход за зубами и полостью рта. | |
20 | 9 | Сюжетно – ролевая игра «У стоматолога» | |
21 | 10 | Практическая работа. Чистим зубы правильно | |
22 | 11 | Уход за волосами. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» | |
23 | 12 | Уход за ногами. | |
24 | 13 | Обобщающий урок по теме «Личная гигиена» | |
Раздел Обращение с одеждой и обувью | |||
25 | 1 | Виды одежды. | |
26 | 2 | Назначение одежды | |
27 | 3 | Одежда по сезону. Весенняя и осенняя одежда | |
28 | 4 | Одежда по сезону. Зимняя и летняя одежда | |
29 | 5 | Алгоритм одевания и раздевания. | |
30 | 6 | Застегивание одежды на молнии, пуговицах | |
31 | 7 | Расстегивание одежды на молнии, пуговицах | |
32 | 8 | Практическая работа «Оденемся на прогулку» | |
33 | 9 | Обобщающий урок по теме «Одежда» | |
34 | 10 | Уход за одеждой. Предметы и средства ухода за одеждой | |
35 | 11 | Уход за одеждой. Стирка, сушка, глажка. | |
36 | 12 | Практическая работа «Ухаживаем за одеждой» | |
37 | 13 | Порядок складывания одежды в шкаф. | |
38 | 14 | Обобщающий урок по теме «Уход за одеждой» | |
Раздел Представление о себе | |||
39 | 1 | Части тела человека. Ориентация на кукле. | |
40 | 2 | Части тела человека. Ориентация на картине | |
41 | 3 | Части тела человека. Ориентация на себе | |
42 | 4 | Части лица. Ориентация на кукле | |
43 | 5 | Части лица. Ориентация на себе | |
Раздел Прием пищи | |||
44 | 1 | Посуда. Назначение посуды. | |
45 | 2 | Чайная посуда | |
46 | 3 | Столовая посуда | |
47 | 4 | Кухонная посуда | |
48 | 5 | Столовые приборы и принадлежности | |
49 | 6 | Просмотр мультфильма «Федорино горе» | |
50 | 7 | Уход за посудой. Предметы и средства ухода за посудой | |
51 | 8 | Практическая работа. Мытье посуды. | |
52 | 9 | Обобщающий урок по теме «Посуда» | |
53 | 10 | Правила поведения за столом. | |
54 | 11 | Культура приема пиши: пользование ложкой, вилкой пользование салфеткой. | |
55 | 12 | Правила здорового питания | |
56 | 13 | Режим питания ребенка. | |
57 | 14 | Сервировка стола к обеду. | |
58 | 15 | Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей» | |
59 | 16 | Обобщающий урок по теме «Правила питания и приема пищи» | |
Раздел Обращение с одеждой и обувью | |||
60 | 1 | Головные уборы. Виды и назначение | |
61 | 2 | Виды обуви. Назначение обуви | |
62 | 3 | Обувь по сезону. Осенняя и весенняя обувь | |
63 | 4 | Обувь по сезону. Зимняя и летняя обувь | |
64 | 5 | Предметы и средства ухода за обувью | |
65 | 6 | Практическая работа «Ухаживаем за обувью» | |
66 | 7 | Практическая работа. Застегивание обуви на шнурках, липучках и молниях. | |
67 | 8 | Практическая работа. Расстегивание обуви на шнурках, липучках и молниях | |
68 | 9 | Обобщающий урок «Обращение с обувью» |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Методические и учебные пособия | Дидактический материал | Электронные пособия | Другое |
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003 — 320 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-94033-094-0 Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002 | Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Я-говорю. Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Я-говорю. Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами. | Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...