Рабочая программа по предмету "Человек"
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Данная рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

         Общая характеристика учебного предмета: 

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья», «Гигиена», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».

    Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок  учится принимать душ, мыть голову и т.д.

    Согласно учебному плану МКОУ «Школа № 75» на  изучение предмета отведено 68      часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Задачи  программы:

  1. формирование умений умываться, чистить зубы, причесываться
  2. формирование умений ориентироваться в одежде и обуви, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды и обуви, ухаживать за одеждой и обувью.
  3. формированию навыков обслуживания себя в туалете
  4. формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.  формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения
  5. формирование знаний о назначении столовых приборов и правилами поведения за столом
  6. учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

             Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.

Планируемые результаты освоения

Минимальный уровень

Достаточный уровень

знать

- строение человека

- имя, фамилию, возраст пол

- членов своей семьи

- предметы и средства личной гигиены.

- правила поведения в туалете

- предметы одежды и обуви

- правила поведения за столом

- назначение носового платка

- семейные взаимоотношения, обязанности

- правила ухода за руками, ногами, зубами, волосами

- алгоритм действий в туалете

- виды одежды и обуви

- части тела

- виды посуды

- предметы и средства ухода за посудой

- столовые принадлежности

- правила пользования столовыми приборами

- правила здорового питания, режим питания

уметь

- мыть руки и лицо

- правильно вести себя за столом

- пользоваться столовыми приборами

- расстегивать одежду на молнии, липучках

- застегивать и расстегивать обувь на липучках, молнии

- ухаживать за своим телом

- ухаживать за одеждой и обувью

- одеваться и раздеваться

- складывать одежду в шкаф

- сервировать стол к обеду

- ухаживать за посудой

- расстегивать и застегивать одежду на  липучках, молнии, кнопках, пуговицах

Содержание программы

раздела

Название раздела

Содержание раздела

Количество

часов

1

Представления о себе

Имя, фамилия, возраст пол. Представления  о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях

9

2

Семья

Узнавание детей и взрослых.

Определение своей социальной роли в семье.

Семейные взаимоотношения и обязанности.

Различение  социальных ролей членов семьи.

7

3

Гигиена тела

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Уход за телом. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Предметы и средства личной гигиены. Назначение носового платка.

13

4

Обращение с одеждой и обувью

Виды одежды и обуви, алгоритм  одевания и раздевания, правила ухода за одеждой и обувью.

23

5

Прием пищи

Посуда, назначение посуды. Виды посуды. Уход за посудой.  

Правильное использование столовых приборов.

Использование салфетки во время приема пищи.

Режим питания. Правила поведения за столом.

16

Итого: 68 часов

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Тема

Дата

Раздел  Представления о себе

1

1

Мое имя, моя фамилия.

2

2

Представления о себе. Возраст и пол

3

3

Сюжетно-ролевая игра «Давай познакомимся»

4

4

Обобщающий урок по теме «Представления о себе»

Раздел Семья

5

1

Члены семьи. Мама, папа, брат, сестра

6

2

Члены семьи. Бабушка, дедушка, тетя, дядя.

7

3

Обязанности членов семьи

8

4

Кем работают взрослые моей семьи

9

5

Составление родословной «Моя семья»

10

6

Составление рассказа «Моя семья»

11

7

Обобщающий урок по теме  «Моя семья»

Раздел Гигиена тела

12

1

Предметы и средства личной гигиены. Назначение

13

2

Ванная комната. Назначение. Правила поведения.

14

3

Сказка «Мойдодыр» К.И.Чуковского

15

4

Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского

16

5

Уход за руками

17

6

Практическая работа. Мытье и вытирание рук

18

7

Уход за носом и ушами.

19

8

Уход за зубами и полостью рта.

20

9

Сюжетно – ролевая игра «У стоматолога»

21

10

Практическая работа. Чистим зубы правильно

22

11

Уход за волосами. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

23

12

Уход за ногами.

24

13

Обобщающий урок по теме «Личная гигиена»

Раздел Обращение с одеждой и обувью

25

1

Виды одежды.

26

2

Назначение одежды

27

3

Одежда по сезону. Весенняя и осенняя одежда

28

4

Одежда по сезону. Зимняя и летняя одежда

29

5

Алгоритм одевания и раздевания.

30

6

Застегивание одежды на молнии, пуговицах

31

7

Расстегивание одежды на молнии, пуговицах

32

8

Практическая работа «Оденемся на прогулку»

33

9

Обобщающий урок по теме «Одежда»

34

10

Уход за одеждой. Предметы и средства ухода за одеждой

35

11

Уход за одеждой. Стирка, сушка, глажка.

36

12

Практическая работа «Ухаживаем за одеждой»

37

13

Порядок складывания одежды в шкаф.

38

14

Обобщающий урок по теме «Уход за одеждой»

Раздел Представление о себе

39

1

Части тела человека. Ориентация на кукле.

40

2

Части тела человека. Ориентация на картине

41

3

Части тела человека. Ориентация на себе

42

4

Части лица. Ориентация на кукле

43

5

Части лица. Ориентация на себе

Раздел Прием пищи

44

1

Посуда. Назначение посуды.

45

2

Чайная посуда

46

3

Столовая посуда

47

4

Кухонная посуда

48

5

Столовые приборы и принадлежности

49

6

Просмотр мультфильма «Федорино горе»

50

7

Уход за посудой. Предметы и средства ухода за посудой

51

8

Практическая работа. Мытье посуды.

52

9

Обобщающий урок по теме «Посуда»

53

10

Правила поведения за столом.

54

11

Культура приема пиши: пользование ложкой, вилкой пользование салфеткой.

55

12

Правила здорового питания

56

13

Режим питания ребенка.

57

14

Сервировка стола к обеду.

58

15

Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей»

59

16

Обобщающий урок по теме «Правила питания и приема пищи»

Раздел Обращение с одеждой и обувью

60

1

Головные уборы. Виды и назначение

61

2

Виды обуви. Назначение обуви

62

3

Обувь по сезону. Осенняя и весенняя обувь

63

4

Обувь по сезону. Зимняя и летняя обувь

64

5

Предметы и средства ухода за обувью

65

6

Практическая работа «Ухаживаем за обувью»

66

7

Практическая работа. Застегивание обуви на шнурках, липучках и молниях.

67

8

Практическая работа. Расстегивание обуви на шнурках, липучках и молниях

68

9

Обобщающий урок «Обращение с обувью»

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Методические и учебные пособия

Дидактический материал

Электронные пособия

Другое

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. П78

Программа воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ»,

2003 — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

ISBN 5-94033-094-0

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения.

Рабочая тетрадь для занятий с детьми. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Я-говорю. Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами.

Рабочая тетрадь для занятий с детьми. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Я-говорю. Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами.

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...